Здоровый ребенок – это успешный ребенок. Эта педагогическая истина как никогда актуальна сегодня, в условиях социальных вызовов и рисков, когда каждому из нас жизненно необходимы практические навыки заботы о себе.
По данным многочисленных исследований, для большинства современных детей и подростков ценность здоровья неактуальна, обладая информацией и понимая значимость здорового образа жизни, они не готовы прикладывать усилия по его поддержанию, отказываться от рискованного поведения и вредных привычек. Основная проблема в том, что для многих школьников знания о здоровье абстрактны и не связаны с их непосредственной жизнью, и тогда мотивации применять эти знания на практике не возникает. У многих школьников также отсутствуют или не развиты конкретные навыки заботы о здоровье, они не умеют последовательно и целенаправленно о себе заботиться. Кроме того, состояние здоровья современных детей вызывает озабоченность и делает задачу по поиску эффективных педагогических средств формирования грамотности в области здоровья еще более актуальной.
Во многом это связано с тем, что современные образовательные практики в области здоровья формируют преимущественно знания, но не навыки, необходимые для решения повседневных задач. Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам». Для этого нужны опыт, умения и мотивация. Школьнику необходимо понимать, для чего он что-то изучает и как это может помочь ему в решении актуальных для него задач и проблем. Тогда педагогические ситуации должны способствовать объединению установок, ценностей, потребностей и навыков школьника в единую ценностно-смысловую систему в теме личного здоровья. Это возможно только при условии максимальной включенности ребенка в образовательный процесс, но не в роли объекта воздействия, а в роли субъекта своей образовательной траектории. Все это, несомненно, относится и к условиям формирования грамотности в вопросах здоровья.
Большими возможностями для решения этой задачи обладает внеурочная деятельность. Сегодня в контексте новых образовательных инициатив внеурочная деятельность является полноправным компонентом основной образовательной программы. А ее потенциал для формирования ценности здоровья, практических навыков и ответственной позиции в отношении заботы о здоровье далеко не исчерпан. На внеурочных занятиях педагог имеет возможность включить обучающегося в процессы самопознания, саморазвития и коммуникации, в осознанную работу с личными ценностями, максимально учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. В результате школьник может получить не только новые знания о здоровье, но и практический опыт самостоятельной заботы о своем здоровье в различных жизненных ситуациях.
В 2020-2021 учебном году в пяти московских школах был реализован эксперимент по внедрению в систему внеурочной деятельности специальных сквозных курсов по формированию грамотности в вопросах здоровья обучающихся основного и среднего общего образования. Проект разработан командой МГПУ под руководством Е.В.Нехорошевой. Его реализация проходила при активном участии ЭКСРО при ДОНМ и школьных команд педагогов, родителей, обучающихся. Всего в процессе апробации программы участвовали 10 экспериментальных классов (290 обучающихся 5-10‑х классов). Для каждого уровня (5‑е классы, 6-7‑е классы и 8-10‑е классы) были разработаны программы с единым сквозным содержанием, которое включало наиболее проблемные для всех возрастных групп вопросы: личная гигиена, режим дня, питание, физическая активность.
Содержание программ формировалось на основе проблематики, выявленной в результате многолетних исследований лаборатории городского благополучия и здоровья МГПУ по изучению отношения школьников к здоровому образу жизни и профилактической деятельности школ Москвы. В процессе обучения реализовывался принцип накопленного знания и опыта, предполагающий использование усвоенных ранее знаний о здоровье и здоровом образе жизни, отношений и навыков на каждом следующем уровне при решении актуальных для школьников данного возраста задач и ситуаций, связанных с сохранением здоровья. При этом сохранялись центральная последовательность и внутренняя логика усвоения: знания – отношение – опыт. На первом уровне (5‑е классы) акцент был сделан на усвоении знаний и представлений о правилах здорового образа жизни и элементарных навыках обращения со своим здоровьем. На втором уровне (6-7‑е классы) основным смыслообразующим фактором организации обучения грамотности в вопросах здоровья стало формирование ценности здоровья и здорового образа жизни посредством активизации потребностно-мотивационной сферы, самоанализа и коммуникации в процессе обучения. В 8-10‑х классах главное внимание уделялось анализу личного опыта сохранения здоровья, обмену этим опытом, проектированию индивидуальной траектории развития здоровьесохраняющего поведения в контексте профессионального и жизненного выбора.
Таким образом, при сохранении единого (сквозного) содержания на каждом уровне усвоение навыков обхождения со своим здоровьем опиралось на наиболее значимые для личности ребенка компоненты его внутреннего опыта. А навыки, составляющие основу грамотности в вопросах здоровья, трансформировались, развивались и вписывались в новый смысловой контекст.
В процессе реализации программ основной акцент был сделан на формировании практических навыков обхождения со своим здоровьем (навыки работы с информацией, коммуникативные умения в контексте здоровья, принятие решений), а также на формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Занятия носили интерактивный характер и предполагали самопознание, рефлексию, обмен позициями и ценностями, решение конкретных практических задач, элементы дискуссии, игры, выполнение самостоятельных исследовательских работ.
Опыт обучения показал, что важным психологическим условием формирования грамотности в вопросах здоровья являются доверительные партнерские отношения, уважение педагогом личных границ учащихся, его конструктивная позиция в диалоге с ними. Это необходимо не только для поддержания активности при выполнении упражнений, ролевых игр, поисковых и проектировочных заданий, но и для выработки личной позиции и ответственности обучающегося за свое здоровье и здоровье других. Воспитательный эффект в этой сфере может быть достигнут только при личном включении педагога и обучающихся во взаимный равноправный обмен здоровьесберегающим опытом.
Апробация программ показала, что ориентация обучения на личную активность, самопознание и саморазвитие в отношении здоровья и способы его поддержания способствует усилению мотивации к здоровому образу жизни. Об этом свидетельствуют не только сравнительные результаты тестирования, которое проводилось до и после проведения цикла занятий, но и положительные отзывы педагогов и самих школьников.
Обсуждение результатов апробации сквозных курсов по формированию у обучающихся грамотности в вопросах здоровья было проведено на круглом столе, организованном МГПУ совместно с ЭКСРО при ДОНМ на площадке МЦКО, с участием разработчиков проекта, представителей ЭКСРО, специалистов Центра гигиенического образования Роспотребнадзора, педагогов, родителей, учащихся.
Педагоги и родители были едины во мнении о необходимости расширения такого опыта обучения в общеобразовательных организациях города. Школьники же отмечали, что благодаря этому курсу у них появилась возможность отрефлексировать свой личный опыт заботы о здоровье, понять, какие навыки и умения жизненно необходимы, получить новые для себя практические навыки:
– «Мы научились лучше планировать свое время, выбирать более полезные продукты питания»;
– «Мы научились обмениваться новой информацией со своими одноклассниками, родителями»;
– «По мере посещения занятий интерес к занятиям усиливался, приходило осознание полезности и желание опробовать новый опыт на практике».
Актуальность данного курса и необходимость продолжения его апробации на других экспериментальных площадках Москвы отметила и заместитель председателя ЭКСРО при ДОНМ О.А.Галузина. Внедрение курсов по формированию грамотности в вопросах здоровья в систему воспитательной работы стало первым успешным опытом, который способствует актуализации данной проблематики в общеобразовательных организациях и развитию социального партнерства в системе профилактики.
Вера АВРАМЕНКО, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ
Комментарии