Открыть театральные салоны, подобные тем, что существовали в XIX веке в Петербурге, мечтают многие деятели искусства. Актриса Вероника Вяткина из тех, кто не боится рисковать, она стала автором проекта «Театральный салон «Сцена 23», который ставит задачей возрождение в России идеи петербургских театральных салонов времен Дягилева. Как известно, петербургский период Сергея Павловича охватывает период с 1898 по 1906 год, когда он занимался изобразительным искусством в России, стремясь сблизить его с общемировым. Вместе с Александром Бенуа создал объединение «Мир искусства», выпускал блестящий одноименный журнал. Среди самых громких выставок Дягилева – «Русский портрет XVII-XVIII веков» в Таврическом дворце (1905) и «Два века русского искусства и скульптуры» в 12 залах Гранд-Пале на осеннем салоне в Париже (1906). Одно из главных событий, заложивших основы успеха Русских сезонов в Европе.
– Вероника, на какие моменты в деятельности Дягилева ориентировались вы, задумывая свой салон, в каком духе намереваетесь развивать его идеи?
– Театральный салон Дягилева, конечно, для нас эталон тех времен, когда такие салоны были в расцвете, но не скажу, что мы ориентируемся на какое-то определенное направление. Мы существуем в современности и адаптируем образец рубежа XIX-XX веков под сегодняшние реалии. Прежде всего это современный язык, на котором обращаемся к зрителям и трактуем классику. Это и поэзия Серебряного века, и вообще вся мировая литература и искусство, нам все интересно. В нашем проекте можем воплощать любые идеи, но основная цель – максимально вовлечь зрителей в творческий процесс, в дискуссию после концертов, спектаклей, арт-лекций.
Особый акцент делаем на привлечении молодежи, взаимодействуем с известными актерами, готовыми поддерживать молодых и талантливых людей. Для нас это имеет большое значение, видим в этом взаимосвязь с театральными салонами, которые в свое время поддерживали молодых.
Мы провели уже несколько мероприятий. Открытие театрального салона устроили в Музее-квартире Петра Ильича Чайковского. Была экскурсия, потом состоялся концерт, посвященный композитору, в котором приняли участие струнный квартет, пианистка Елена Тарасова, оперные певцы, артисты балета и студенты ГИТИСа. На фуршете поближе познакомились с артистами, поблагодарили их. На вечере присутствовал потомок семей Чайковских Денис фон Мекк, он подарил участникам книги с автографами. В музей-усадьбу «Архангельское» мы пригласили пианистку Басинию Шульман, она играла на сцене исторического здания колоннады. Потом на веранде ресторана читали стихи Пушкина, который бывал у князя Юсупова и посвятил Архангельскому свои строки. Очень душевный был вечер. Также искусствовед Елена Борзова, старший научный сотрудник Пушкинского музея, проводит у нас цикл арт-лекций.
– На сцене театра «Модерн» у вас состоялась премьера спектакля по комедии Гольдони «Слуга двух господ». Почему выбрали именно эту пьесу, чем лично вас она привлекла. Вы дебютировали в роли дерзкой Беатриче? В целом как планируете развивать театральную стезю?
– Пьеса Гольдони была выбрана вместе с режиссером Екатериной Колгановой. Зная мои актерские данные, она подобрала роль, которая максимально подошла мне. Поскольку это мой личный проект, у меня было право выбора. Карло Гольдони – признанная классика, актуальная во все времена, хорошо принимается зрителем, тем более у нас был прекрасный Труффальдино – Вадим Колганов. Лично мне пьеса была интересна возможностью перевоплощения, я пробовала себя в мужской и женской ролях и с удовольствием отдавалась репетициям. Конечно, это был вызов, роль то удавалась, то нет, но я знала, что нахожусь в надежных режиссерских руках и меня всегда поддержат. Репетировать комедию весело, атмосфера на площадке помогла нам в сложный период при нестабильном внешнем эмоциональном фоне организовать место, где мы могли смеяться, неся свет и добро людям. Репетировали пять месяцев каждый день, даже перед спектаклями, устроили два генеральных прогона.
Планов немало. Уже сегодня могу сказать, что у нас много совместных проектов на площадках Школы современной пьесы и Москонцерта. Если творческие идеи совпадают, надо поддерживать друг друга, особенно в такие времена. Верю, что будет насыщенный год.
– Атмосфера, пожалуй, самое важное в проведении подобных салонов. Где намерены черпать идеи, есть ли у вас коллеги-единомышленники?
– Чтобы передать атмосферу салона, важно тщательно выбирать место для вечеров, планируем многие мероприятия проводить в Школе современной пьесы. Это историческое здание, где раньше располагался знаменитый ресторан «Эрмитаж», где любили бывать наши классики – Чайковский, Шаляпин, Лев Толстой, Чехов, Достоевский. Это место пропитано историей, особняк недавно восстановлен после пожара и предстает в полном великолепии.
Насколько я знаю, наш театральный салон единственный в своем роде, у нас нет конкурентов, мы никого не копируем, наоборот, стараемся воссоздавать интересные моменты из прошлого, искать единомышленников, которые будут проникаться нашими идеями и поддерживать нас.
– Мне кажется, магистральным направлением в работе «Сцены 23» должны стать арт-лекции, подобные той, что прошла недавно и была посвящена выставке в Пушкинском музее, – «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». Вы знаете отзывы гостей? Что у вас в планах?
– В этом сезоне наш салон проведет арт-лекции, посвященные Дягилеву, Баксту и Серову, которые будут сопровождаться видеовизуалом и музыкой. Елена Леонидовна любит задавать вопросы гостям, общаться с ними после лекций. Ее рассказы воодушевляют слушателей, это слышно в отзывах и видео на наших сайтах. Люди приходят на новые лекции, приводят своих друзей.
Помимо спектаклей и арт-лекций планируем творческие встречи. Например, 3 декабря ждем гостей на интересную программу «Мегалополис Олос» в Школе современной пьесы. Это чудесная сказка для взрослых и детей с Ириной Алферовой в главной роли. Ирина Ивановна – звезда нескольких поколений, очень душевный, открытый человек. Также планируем провести киноклуб с актером Александром Галибиным, который проявил себя как кинорежиссер, его фильмы имеют награды, вокруг них всегда возникают дискуссии. Запланирован вечер, посвященный Окуджаве.
– На могиле Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле в Венеции вот уже почти век балерины оставляют пуанты и розы, очень трогательное зрелище. Собираетесь ли включить балетные спектакли или номера в программы салона?
– Да, мы хотим представить зрителям классическую балетную постановку, зная, как этот жанр любим в нашей стране. Подбираем материал… Планируя репертуар театрального салона «Сцена 23», ориентируемся на потребности и интересы самых разных гостей, чтобы на наши мероприятия было интересно приходить целыми семьями. И мне кажется, что это у нас получается.
Комментарии