search
main
0

Вероника РЕБРОВА, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области: Качество образования в объединении усилий педагогов, учащихся и родителей

– Вероника Ивановна, грядет новый учебный год. Расскажите, пожалуйста, какие изменения, нововведения ждут педагогов, учеников и родителей?

– Новый учебный год действительно будет наполнен интересными событиями, нововведениями в жизни образовательных организаций, обучающихся, педагогов, региональной системы образования в целом. Обозначу наиболее значимые.

С сентября 2022 года стартует поэтапный переход школ на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Обучающиеся 1‑х и 5‑х классов всех школ региона с 1 сентября 2022 года будут учиться по обновленным ФГОС. Кроме того, по мере готовности школы могут переводить на обновленные стандарты и другие классы. В Ленинградской области в опережающем режиме будут работать 633 класса из 69 школ – это 2, 3, 4 и 6‑е классы.

Основные изменения обновленных ФГОС связаны с детализацией требований к результатам реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Усиливается историческая составляющая при изучении предметов учебного плана, прежде всего таких, как литература, обществознание, окружа­ющий мир. Важная роль отводится формированию у школьников основ финансовой грамотности, умению применять их в реальной жизни. Обновилось содержание предмета «Технология». На уроках в школах будут знакомить с основами робототехники, языков программирования, обращения с мультимедийными и графическими редакторами, антивирусной защиты. А в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» будет включена тема защиты от интернет-буллинга и мошенничества во Всемирной сети. В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процессов. Благодаря обновленным стандартам школьники получат больше возможностей, для того чтобы заниматься проектно-исследовательской деятельностью, использовать приобретаемые компетенции для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В дошкольном образовании мы разработали и начинаем реализацию регионального проекта «Дошколка+». Его главная цель – повышение качества дошкольного образования. Приоритетными участниками проекта станут детские сады-новостройки, детские сады и дошкольные группы, показывающие по итогам мониторингов определенные дефициты качества образовательной деятельности. Заявки в проект подали более 50 дошкольных организаций. Серия адресных мероприятий, ориентированных на потребности учреждений, а также верифицированный тематический контент для проведения образовательных событий с детьми будут предоставлены всем участникам проекта.

– Вопросы воспитания школьников тоже на повестке дня?

– Конечно, воспитание по-прежнему остается приоритетным направлением региональной системы образования. Во всех образовательных организациях продолжается реализация рабочих программ воспитания. С сентября каждая учебная неделя в школах будет начинаться с поднятия государственного флага и исполнения государственного гимна Российской Федерации. Вводится и цикл еженедельных вне­урочных занятий «Разговоры о важном». С детьми будут обсуждать актуальные события современной жизни, будут подниматься вопросы исторической памяти и преемственности поколений, вестись беседы о семейных ценностях, социальном служении, приоритете духовного над материальным, патриотизме и любви к своей Родине, развитии и самореализации, дружбе и милосердии и о многом другом. Визуализированный контент, интерактивные задания, темы и содержание внеурочных занятий «Разговоры о важном» будут разрабатываться на федеральном уровне, задача педагогов – включение регионального компонента в структуру занятий.

Что касается внеурочной деятельности, то здесь в приоритете учебно-исследовательская и проектная деятельность, формирование функциональной грамотности, профориентационная работа, предпринимательство, финансовая грамотность, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве, в школе.

Классных руководителей специально будут обучать, как и что делать, им объяснят в ходе целого цикла занятий, так называемого Классного марафона, цели и задачи данной деятельности и саму методику, которой они должны придерживаться.

Хочу сказать несколько слов и о советниках по воспитанию, которые с сентября будут работать в большинстве школ региона. Ленинградская область в числе 45 регионов России участвует в апробации введения должности советника по воспитанию в школах. В ходе конкурсного отбора, в котором приняли участие 807 педагогов, успешно прошли испытания 547 активных творческих специалистов. В функционале советников по воспитанию деятельность по развитию воспитательной среды в школе, объединение усилий педагогических и родительских сообществ в реализации воспитательных мероприятий и событий, взаимодействие с внешними партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, молодежной политики и многое другое. Пожелаем им успехов в этом важном начинании.

В текущем году вступил в действие Федеральный закон «О Российском движении детей и молодежи», и мы на старте рождения и становления новой детско-молодежной организации с разветвленной сетью региональных, местных и первичных отделений. Содействие воспитанию, профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи, создание равных возможностей для их всестороннего развития и самореализации – вот спектр основных задач, которые будет решать данное движение. И это в зоне ближайшего развития.

С 1 сентября в Ленинградской области стартует федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого студенты будут осваивать актуальные профессии в достаточно короткие сроки с усилением практико-ориентированной части обучения. Идея проекта в создании образовательно-производственных центров (кластеров), интегрирующих ресурсы колледжей и организаций реального сектора экономики. В нашем регионе создан Кингисеппский образовательно-производственный центр (кластер) Ленинградской области на базе Кингисеппского колледжа технологий и сервиса. В состав кластера вошли еще 5 профессиональных образовательных организаций региона и крупнейшее химическое предприятие ООО ПГ «Фосфорит» (АО «ЕвроХим – Северо-Запад»). Внушительный бюджет проекта (более 100 миллионов рублей) позволит за счет федеральных и региональных средств создать новые мастерские с высокотехнологичным оборудованием для формирования ключевых профессиональных навыков у обучающихся.

– Вероника Ивановна, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Что делается в Ленинградской области для профессиональной и эмоциональной поддержки педагогов?

– Очень многое, и я хочу особо отметить необходимость развития научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с помощью ресурсов созданного на базе Ленинградского областного института развития образования регионального Центра непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ). Его главными задачами становятся объединение ресурсов для адресного повышения квалификации педагогов на основе диагностики профессиональных компетенций, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства. На базе ЦНППМ создан и актив региональных методистов, которые будут корректировать и оказывать необходимую помощь педагогам в условиях реальной образовательной практики.

Особую значимость в педагогической деятельности приобретает и проблема привлечения и закрепления в образовательных организациях молодых специалистов. Оказание практической помощи в преодолении профессиональных дефицитов, в адаптации в трудовом коллективе, в налаживании педагогических контактов – это задачи развивающейся системы наставничества, которая спланирована в нашем регионе как многоуровневая структура с региональным, муниципальным и институциональным уровнями. Мы продолжим работать в этом направлении.

Я очень коротко обозначила те изменения, которые произойдут в образовании Ленинградской области в новом учебном году. Уверена, что объединение усилий педагогов, учащихся, родителей позволит нам достичь необходимого качества образования.

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте