Вместе с тремя детьми я учусь в школе тринадцатый год. Заметила, что все популярнее в Сети тенденция экологичных сборов, которая актуализируется к 1 сентября. За подобным подходом нередко кроются ловушки и ошибки. Все эти правильные вещи про reuse-refuse-recycle [повторное использование или переработка], если о них рассуждают люди, незнакомые со школьными реалиями, приводят к экономии на спичках.
Бережем лес?
В конце учебного года ученики начальных классов сдают (ещё хорошо, если сдают) в макулатуру несколько килограммов наполовину пустых печатных рабочих тетрадей. Ученики средней школы тоже сдают, но уже поменьше.
Видели бы вы один из учебников истории для старших классов. Поля занимали в нём примерно половину страницы. В уголке блок текста, снизу и с края картинка. Я сначала подумала, что это иллюстрация, но оказалось, что она не имеет отношения к тексту и напечатана на всех страницах одна и та же. Половина бумаги была… не знаю, зачем она там была. Представьте, сколько бумаги было потрачено напрасно в масштабах тиража.
Точилка, карандаш, линейка… Главное – функциональность!
Точилка в первую очередь должна быть хорошей. Уже потом она может быть металлической. Металлические точилки не имеют контейнера для стружки, а российская школа не предполагает возможности посреди урока дойти до мусорки. Соответственно, точилка без контейнера не годится для начальной школы.
Переходим к карандашам. Да, сейчас много пластиковых. Но! Они пишут хуже обычных. И уже в средней школе дети начинают это понимать и предпочитают карандаши из дерева. А пластиковые карандаши – это спасение для первоклашек. Ибо лучше пара пластиковых рабочих карандашей, чем с обломанным грифелем из дерева.
Теперь про металлическую линейку. Я бы не хотела, чтобы такая потенциально опасная вещь присутствовала в детском коллективе, но это не самое важное. Линейка для учеников младшей школы должна быть прозрачной и помещаться в пенал! Да, она будет пластиковой и ничего тут не поделать. Просто купите хорошую, на год хватит.
Добрались до пенала. Какой-то учитель ещё весной на первом собрании подробно расскажет о своих требованиях к школьным вещам. Хвала такому педагогу! Вот он реально много делает для защиты окружающей среды. А кто-то уже по факту сообщит, и будете вы покупать ещё один пенал. Пеналы, в которых ручки и карандаши не закреплены и гремят при каждом использовании, не любит никто. В пенале младшеклассника довольно много вещей. Две ручки, два простых карандаша, ластик, точилка, линейка, временами циркуль, зеленая ручка для орфограмм, небольшой набор цветных карандашей. Любую вещь из пенала нужно доставать быстро и тихо. Теперь подумайте можно ли это сделать из пенала типа косметичка? Между прочим, пеналы с двумя отделениями на молниях делаются обычно из картона.
Подставку для книг покупать можно не сразу. У меня она понадобилась лишь одному из троих детей.
Тетради за один рубль детям покупать нельзя, из какой бы макулатуры их ни делали. Единственная цель их существования – засветиться на рекламном щите и заманить покупателей в магазин. Еще один важный момент: первоклассники первые месяцы в школе от происходящего вокруг становятся менее внимательными и собранными. Большинство из них не способно уследить за собственными вещами. “Вечные” принадлежности они с большой вероятностью просто потеряют. В первом классе я бы советовала покупать самое лучшее из недорогого, люкса не надо. Экологичный совет родителям первоклассников – подписывайте каждую вещь, тетрадь, учебник и пакет со сменкой.
Главную опасность для экологии в школьных сборах представляет не то, из чего сделана линейка и карандаш. Главная опасность – неопытные родители, покупающие лишнее, и школа как часть современного мира, провоцирующая покупать лишние вещи. Лишнего сейчас продают много. От того, что это избыточное сделано из правильного материала, легче природе не станет.
О школьниках постарше
Если малышам в среднем всё равно, что им купили для школы, то уже подросшие дети хотят видеть в рюкзаке что-то конкретное. И время от времени нужно дать им такую возможность. Вещи, вызывающие положительные эмоции, будут их поддерживать в непростой школьной жизни.
Однажды я разрешила дочке купить очень красивую ручку, она сломалась и залила чернилами ранец. Зато теперь мне проще объяснять, почему слишком красивые канцтовары – это плохой выбор. Хорошие производители канцтоваров обычно обходятся без завлекательных образов. Такие товары берут качеством, а не картинкой.
Вызовы системы
При всей моей склонности многое подвергать сомнению, я понимаю зачем нужен тихий пенал, пластиковая линейка и обложки для учебников. Теперь о том, чего я не понимаю, что в школе заставляет нас поступать действительно неэкологично и что возможно было бы исправить.
Почему нельзя писать карандашом? В Америке до старших классов пишут. Кучу пластика бы спасли от свалки. Запрет писать карандашом привел к тому, что рынок завален ручками “пиши-стирай”. Дети хотят иметь возможность исправлять ошибки, а производители идут за спросом.
Форма
Вопрос со школьной формой решается везде по-разному. Самый плохой в плане экологии случай – заказывать форму единого образца летом на швейном предприятии. Мы изначально ограничиваем количество одежды. При этом нас в школе нет, и мы не контролируем, что ребенок делает в форме. А он ест йогурт и красит гуашью. В первом классе у дочки было два сарафана, и я стирала их на короткой программе в пустой машинке через день. И я знаю что это плохо. Минимизация гардероба в случае с первоклассниками работает против экологии.
Помимо прочих неудобств, связанных с формой, – куда её девать в конце года? Это не полноценная одежда, синтетическая, для жизни совершенно непригодная, доносить “на огороде” не выйдет. Форма в каждой школе и даже классах разная, её не передашь знакомым как запасной вариант.
Школьная еда
Платное питание в столовой – это реально черная дыра, высасывающая ресурсы планеты. И меня вынуждают быть спонсором этого безобразия. Родители платят за что-то. Но права голоса выбирать, что будет есть ребенок, у нас нет. Мы не можем платить только за омлет и гречку или за суп и котлету. Соответственно, у людей на той стороне нет резона что-то менять. Мы платим и за жидкую белую кашу, и за рыбное нечто (одобрено всем, кем надо!), что не ест половина детей. От трети до половины “купленной лично мной” школьной еды отправляется на помойку.
Лыжи, боль моя. Зачем они!?
В этом месте обычно следуют советы про “Авито” и прочие барахолки. Я проверяла: не стоит эта возня немногочисленных выходов на физкультуру. Человек или катается на лыжах, или нет. Насильно никого лыжником не сделать. Производители и тут подстроились. Делают простецкие ботинки. Такие, чтоб несколько раз на физкультуре засветиться и только. И это очень неэкологично.
Люди должны покупать только то, что им нужно. Тогда трата ресурсов имеет смысл, она не напрасна, как в случае с лыжами, на которых на самом деле никто не катается.
Забавная деталь – мне в школе объясняли, что это такой учебный план, и они ничего с лыжами поделать не могут, это не в их власти. Как будто я живу в лесу и не знаю, что многие школы каким-то образом эту проблему обошли и лыж не требуют.
На мой взгляд, пройти школьный путь действительно экологично на сегодняшний день невозможно. Слишком многие вещи на нём не зависят от вас. Озабоченных вопросами экологии родителей пока ещё мало, экологического прорыва добиться не получится. Делай, что можешь, и будь, что будет. И опыт покупки качественной канцелярии не возникает на пустом месте. В процессе обязательно купите что-то не то и не раз.
Об авторе:
Вероника Подгорная – деятельная мама троих детей из Петрозаводска. Создатель и автор журнала о прикладном творчестве.
Комментарии