Большинство из нас хотя бы однажды сталкивались с электронными компакт-дисками, созданными в помощь учителю и ученику. И нередко испытывали разочарование от этой встречи – либо из-за плохого оформления, либо из-за скудного наполнения и методически безграмотно выстроенного материала. Между тем аналогичная продукция издательства «Дрофа» лишена многих типичных недостатков и имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими дисками. Об этом рассказывает заместитель директора по тематическому планированию кандидат физико-математических наук Андрей КОСЫХ.
Давно уже не секрет, что обучение может осуществляться не только посредством книг, но и с помощью аудиокассет, видеокассет и, конечно же, мультимедийных компакт-дисков. При этом понятно, что на компакт-диски помимо обязательной можно поместить массу дополнительной информации, включающей те же видео- и аудиофрагменты, иллюстрации, анимацию, а также интерактивные игры, модели, виртуальные лаборатории, экскурсии и т.д. Это полезно как ученику, так и учителю. Психологи утверждают, что, чем больше органов чувств задействовано в восприятии информации, чем разнообразнее формы ее получения, тем лучше она усваивается. А если человек не просто пассивно поглощает ее, а активно участвует в этом процессе, то процент усвоения максимален.
Учитывая это, издательство «Дрофа» приняло концепцию развития электронных учебных изданий, которая направлена на создание электронных средств учебного назначения (ЭСУН), дополняющих существующие и только создающиеся учебно-методические комплекты (УМК). Как показала практика, сам по себе диск не может и не должен полностью заменить учебник. Созданные ранее компакт-диски практически не используются учителями, поскольку не связаны с каким-либо конкретным УМК, по которому работает педагог. Поэтому, проанализировав ситуацию, мы поняли, что максимально эффективно будет создавать именно мультимедийную поддержку к уже существующим УМК. То есть не внедрять что-то новое сверху, насильно, а помогать педагогам наиболее полно использовать тот курс, который они выбрали изначально. Причем помогать им как в большом, так и в мелочах. Например, использование «стандартных заготовок» с наших дисков позволяет учителю не писать каждый раз на доске тему урока, вопросы для повторения, домашнее задание, то есть избавиться хотя бы от части повседневной рутины и более эффективно организовать учебный процесс. Ведь сколько ни расхваливай CD-ROM, вряд ли учитель станет воспринимать его всерьез, пока не почувствует конкретной пользы от него при подготовке и проведении урока.
ЭСУН представляют собой целую библиотеку электронных наглядных пособий: рисунков, схем, карт, таблиц, звуков, отрывков из фильмов, спектаклей, моделей химических опытов… Все это превращается в своего рода конструктор, из которого учитель может создавать свой неповторимый урок. Но, понимая, что у большинства учителей не хватает времени для этого «конструирования», мы постарались заложить на дисках уже готовые варианты уроков, то есть своеобразные стандартные ситуации, которые являются основой для дальнейшего творчества. Впрочем, нельзя сказать, что наша продукция может быть нужна только педагогу. Часть диска содержит готовые сценарии уроков, предназначенные для учителя, а огромный объем дополнительного материала – тесты, игры, анимация, виртуальные лаборатории – в равной степени интересен как для ученика, так и для преподавателя. Так как материала, заложенного на каждом диске, для выполнения программы хватает с избытком, его можно с успехом использовать как для предпрофильной подготовки, так и в профильном обучении, а также для элективных курсов и факультативов. Наличие же в каждом диске тестовых материалов позволяет готовиться к аттестации, в том числе к единому государственному экзамену.
Наша продукция была опробована в порядке эксперимента в школах Москвы, Кирова, Калуги и других городов. Что интересно: все педагоги, поработав с этими дисками, изъявили желание приобрести не только их, но и другую продукцию издательства. Электронные учебные издания нашего издательства созданы с учетом неоднородности комплектации российских школ компьютерной техникой, поэтому использование их в учебном процессе не вызывает проблем.
«Дрофа» предполагает в ближайшие два года подготовить ЭСУН для всех предметов – порядка 50 компакт-дисков с 1-го по 11-й класс. Для начальной школы сделан пробный диск («Математика. 1 класс» Э.И.Александровой), который сейчас апробируется в эксперименте. Но для этого уровня готовить компьютерную продукцию слишком сложно, поскольку санитарные нормы здесь очень жесткие.
Чем же наш опыт отличается от зарубежного? Многие думают, что раз уж школы Америки, Германии или Японии компьютеризированы гораздо в большей степени, чем у нас, а электронные продукты там стали разрабатывать и внедрять гораздо раньше, то мы и в этом плане обречены плестись у них в хвосте. Так вот, на самом деле это не так. Мы имеем возможность, учитывая их ошибки, вполне успешно развиваться своим путем, экономя средства, время и силы.
Я ознакомился с большим количеством обучающих дисков, произведенных иностранными фирмами, и нигде не встречал такой четкой, логически и методически выстроенной привязки к существующим учебным курсам, как у нас. Везде, как правило, продукция представляет собой либо энциклопедии, либо какие-либо авторские курсы – Физику, Химию и т.д. Очень часто на дисках просто представлен материал учебника. Все это можно прочесть, но довольно трудно использовать непосредственно на уроке.
Кроме того, многие диски делают те люди, которые уже создавали компьютерные игрушки, базы данных, оболочки, но понятия не имеют о методике обучения. А для информационного наполнения приглашают не учителей школ и методистов, а вузовских преподавателей, кандидатов наук, которые нередко излагают материал сложным языком, огромными блоками в виде лекций. В принципе эту продукцию тоже можно использовать на уроках, но для этого пришлось бы к каждому диску написать целую книгу, в которой рассказывалось бы, как это нужно делать. Например, если хочешь проиллюстрировать такой-то урок по такой-то теме, тебе нужно взять, скажем, третий файл из шестой папки, восемнадцатый из девятой и т.д.
В разработке же наших компакт-дисков, созданных, как я уже говорил, под конкретные УМК, принимали участие не только высококлассные программисты, но и авторы этих комплектов, а также методисты издательства. Поэтому продукт получился максимально удобным, адаптированным к нуждам школы и интересным. Достаточно в начале занятия вставить диск в компьютер и затем можно просто следовать его рекомендациям. А можно всего лишь использовать их за основу, поскольку мы никоим образом не стремимся загнать учителя в какие-то строго заданные рамки. Ведь на предложенный нами «скелет» любой творческий педагог сможет нарастить свое содержание урока.
Мы планируем на нашем сайте www.drofa.ru осуществлять электронную поддержку всей нашей продукции, отвечать на вопросы, возникшие по ходу работы, размещать различные дополнения и обновления.
Электронные компакт-диски поступают в розничную продажу, поэтому приобрести их может любой заинтересованный человек. можно напрямую обратиться в отдел розничных продаж издательства и заказать то, что уже вышло. Кроме того, Министерство образования и науки Российской Федерации поручило издательству реализацию 25 дисков, разработанных в рамках проекта «Разработка электронных изданий учебно-воспитательного назначения» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Эту продукцию можно заказать в отделе региональных продаж за счет бюджетных средств.
Комментарии