search
main
0

Верное УМОзаключение. «Играющие тренеры» помогают словом и делом

Любой педагог подтвердит простую истину – без полноценной методической поддержки образовательного процесса вряд ли можно говорить о его высокой продуктивности. Однако далеко не в каждом регионе существует четко отлаженная система взаимодействия между учителями и методистами, не везде сохранились методические кабинеты и должности «специалистов на ставке». В Алтайском крае эту проблему активно помогают решать методические объединения, сеть которых действует уже не первый год и доказала свою эффективность и мобильность. Об этом рассказывает руководитель отделения по русскому языку и литературе краевого учебно-методического объединения в системе общего образования Алтайского края, директор Колледжа Алтайского государственного университета кандидат педагогических наук Ольга КРАЙНИК.

– Ольга Михайловна, как давно существует эта структура?- Решение о создании УМО было принято в 2010 году по инициативе Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. Правда, тогда они назывались краевыми профессиональными объединениями педагогов, а свое нынешнее название получили уже в 2015 году. На сегодняшний день в нашем регионе в составе краевого УМО по общему образованию действуют 19 отделений по всем общеобразовательным предметам, а также по дошкольному образованию. Свои отделения УМО есть у дефектологов, психологов и заместителей директоров по учебной работе.- В чем принципиальное отличие УМО от методических объединений, существовавших еще во времена СССР?- Сегодня значительно расширены функции учебно-методического объединения. Теперь это не только распространение эффективного опыта, но и серьезная экспертная работа. Именно она особенно важна в связи с большой деятельностью, которая проводится в системе общего образования по обновлению содержания. Значительно возросла роль методических объединений и как элемента системы государственно-общественного управления образованием. Большинство важных решений в региональной системе образования принимаются с участием УМО, а учитывая, что сеть методических объединений охватывает все уровни общего образования, от школьного до регионального, обеспечивается участие в принятии серьезных управленческих решений широкого круга педагогической общественности. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы эффективно решать проблему объединения, координации и направления в нужное русло усилий сотен и тысяч опытных преподавателей, помочь им делиться опытом друг с другом, распространять отработанные методики и технологии.- Что представляет собой структура УМО по вертикали и по горизонтали?- Расскажу на примере конкретно нашего отделения по русскому языку и литературе. Я являюсь его председателем, руководителем. У меня есть два заместителя, один из которых работает в АКИПКРО, второй – учитель-предметник одной из школ края. В состав предметного отделения помимо нас троих входят представители всех семи образовательных округов Алтайского края, а также особо инициативные методисты из некоторых районов – представители учреждений, в которых ярко выражено то или иное направление работы. Например, очень хорошо организуются и проводятся фестивали, ведется качественная подготовка волонтеров или олимпиадников, создаются отличные проекты и так далее. Звено ниже – районные методические объединения. Поскольку районов у нас много, почти 70, постоянно собирать представителей этих комиссий нет смысла, в течение года мы связываемся с ними по Интернету. Однако все равно раз в году (как правило, в ноябре, в осенние каникулы) у нас проходит большая конференция методических объединений, куда съезжаются все наши методисты, и там мы планируем свою деятельность на будущий год. Ну а базовый уровень нашей организации составляют, как всегда, школьные методисты.- Вы сказали, что теперь все члены УМО работают на общественных началах. Но ведь раньше работники методических центров были освобожденными сотрудниками именно для того, чтобы не отвлекаться на преподавательскую деятельность, а целиком заниматься только своими прямыми обязанностями «методистов на ставках».- В системе образования Алтайского края работают методисты районных методических кабинетов или центров, являющихся подразделениями районных комитетов по образованию, а также общественные методисты – руководители муниципальных методических объединений. Я считаю, что методист обязан параллельно заниматься преподавательской деятельностью. Чтобы учить учителя методике, нужно показывать ему эту методику на реальных ситуациях в реальных школах. И потом, еще в советские годы в системе образования, на кафедрах методики в педвузах могли работать только те ассистенты, доценты или профессора, которые одновременно работали в школах. Студентов готовили «играющие тренеры».Так вот у нас сейчас все методисты, члены УМО, не просто держат руку на пульсе, а пропускают образовательный процесс, все нововведения и проекты через себя. Их нельзя упрекнуть в том, что они якобы советуют другим то, в чем сами не разбираются. Ну и к тому же хочу напомнить, что мой первый заместитель, сотрудник АКИПКРО, – это как раз тот самый «освобожденный» человек, он выполняет ту работу, от которой мы, учителя, благодаря ему избавлены. Это весьма эффективная схема взаимодействия.- Какие формы работы у вас практикуются?- Их много, и они очень разные, но наиболее актуальные и востребованные три. Регион у нас большой, до некоторых школ нужно добираться целый день. Тем не менее мы понимаем, что личные встречи очень важны для наших учителей, поскольку они могут задать вопрос вживую, спросить, переспросить, уточнить, высказать мнение, поделиться сокровенным в кулуарах. Поэтому районы приглашают ведущих методистов, мы едем в ту или иную школу края, куда собираются люди из других образовательных организаций. Как правило, подобные встречи посвящены детальному обсуждению какой-либо одной проблемы – подготовке к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ, ФГОС, работе с детьми с ОВЗ и так далее. Обычно это однодневные мероприятия, когда туда-обратно можно успеть в течение одних суток. В 2015 году такие поездки были почти каждый месяц (напомню, что это только по нашему УМО!).Помимо этого мы постоянно общаемся с педагогами через Интернет, по электронной почте или на форумах. Это удобно тем, что есть возможность в течение нескольких минут, максимум часа, разослать веером любую информацию по всем адресам, по цепочке и так же быстро получить обратную связь. Совсем недавно, например, мы провели акцию «Пушкинский диктант», очень оперативно отработали по рассылке, собрали данные и в тот же день переслали детям дипломы. Что касается форумов на порталах, то в АКИПКРО это все курируют специальные люди, они постоянно отслеживают появление комментариев и новых вопросов, на которые мы потом отвечаем либо там же, на порталах, либо очно, при личной встрече.Наконец, очень эффективны видеоконференции, вебинары. Например, только в этом году у нас в УМО прошло 8 вебинаров. Один из них традиционно проходит в сентябре, он обычно посвящен итогам ОГЭ и ЕГЭ, анализу результатов, разбору типичных ошибок, чтобы в новом году учителя знали, над чем конкретно им предстоит работать. Еще один вебинар призван помочь тем, кто работает с одаренными детьми, там мы рассказываем о тех или иных олимпиадах, конкурсах, спартакиадах, слетах. Наши методисты, преподаватели вузов и АКИПКРО делятся опытом подготовки олимпиадников, разбирают типовые и сложные задачи, дают адреса сетевых ресурсов, посвященных этому виду деятельности. Каждый год обязательно проходит серия вебинаров, посвященных детям с ОВЗ. Сейчас, в условиях реализации инклюзивного образования, эти ребята сидят в обычных классах, поэтому помощь нужна и им, и их учителям, и их родителям, которые должны знать об особенностях психолого-педагогического сопровождения таких детей, как организовать для них рабочее место, помочь с домашними заданиями. На сайте АКИПКРО, на странице нашего отделения УМО (www.akipkro.ru/kpop-main.html) мы формируем банк методических материалов для учителя, рассказываем, какие задания, упражнения, какие виды работ в общем классе применить именно для таких детей. У нас на сайте находится более 80 ЭОР, разработанных как нашими учителями и методистами, так и коллегами из других регионов. Очень много материалов по проектной деятельности, во всеобщий доступ выставлено 34 проекта, призванных показать, насколько интересно и необычно можно все это реализовать. При этом все мы прекрасно понимаем, что творческий педагог никогда не берет готовые материалы, чтобы использовать их ровно в том виде, который ему предложен, он всегда перерабатывает их под себя. И это абсолютно нормально. Поэтому мы выставляем работы в тех форматах, чтобы людям было удобно с ними работать, например, не в .pdf, а в .doc.- Ольга Михайловна, по каким параметрам можно понять, насколько УМО помогает повысить качество образования, повысить результативность ЕГЭ?- Как я уже говорила, мы делаем все, чтобы помочь каждому педагогу-предметнику преодолеть те проблемы, которые мешают ему эффективно работать. Но все же многое зависит от самого учителя, от того, насколько он готов взять готовое и переработать его. Мы стараемся учить предмету, а не натаскивать на экзамены. То есть показываем, каким образом лучше организовать учебный процесс, чтобы дети лучше усваивали знания и могли пользоваться ими при любом проверочном испытании.А что до параметров, то вот результат: на протяжении последних лет средний балл ЕГЭ в школах края постоянно растет, несмотря на периодические изменения в структуре и содержании КИМов. Можно было бы, конечно, возразить, мол, это происходит независимо от деятельности УМО. Но посмотрите, в 2014 году, анализируя результаты ЕГЭ за последние три года, мы выявили районы, с которыми довольно сложно было найти контакт из-за их территориальной отдаленности, из-за нежелания идти на контакт по разным причинам. И все же в 2015 году мы сумели найти пути взаимодействия со многими такими районами: провели выездные семинары, серию вебинаров, предоставили методические разработки по обобщению и систематизации материала, выносимого на государственную итоговую аттестацию в формате ЕГЭ. В 2015 году увидели результат – пусть и незначительное, но повышение среднего балла в этих районах. Ну и, конечно, в районах, где нас любят и ждут, всегда много стобалльников и победителей олимпиад. В целом же по региону динамика весьма позитивная: в прошлом году было 38 стобалльников, в этом – 50. И что очень важно – дети более успешно стали сдавать именно развернутую часть, то есть сочинение, а не просто учатся вставлять пропущенные буквы. Четвертый год подряд у нашего отделения УМО ключевая тема – текст и текстовый подход в обучении. И усилия приносят свои плоды!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте