Это было 20 лет назад. В нашем подъезде поселилась семья, в которой воспитывался 12-летний мальчик, больной детским церебральным параличом. К счастью, не в сильно выраженной степени. И все же он испытывал настоящее страдание от того, что не мог нормально общаться со сверстниками. Обычно Виталик сидел возле подъезда на лавочке один или с мамой и грустно наблюдал за играющими ребятишками.
Однажды я подсела к ним, чтобы познакомиться. Мама подростка плача рассказывала, как тяжело ей сознавать, что никто из детей не хочет дружить с ее сыном.
«Нас даже стараются обойти стороной, в том числе и взрослые. А Виталик многим интересуется, читает книги, хорошо знает английский, умеет составлять компьютерные программы». Слушая ее, я тоже с трудом сдерживала слезы.
У меня был младший брат Дима – спортсмен. Играл за школьную сборную в хоккей и теннис. Прекрасно плавал, катался на коньках. Я рассказала ему о Виталике и почему-то предупредила: хоть ты постарайся ничем его не обидеть. Дима неожиданно для меня взял мальчика под свою защиту. Виталик стал бывать в нашем доме. Дима учил его играть на гитаре, а потом и в футбол. «Это же издевательство над больным ребенком», – говорила тогда я, молодая учительница. Но Виталик начал делать успехи. Он хорошо окончил школу, правда, заниматься ему, к сожалению, пришлось на дому. Теперь он взрослый, окончил вуз, женился.
Когда я уже работала завучем, ко мне пришли родители, которые просили взять мальчика с тем же диагнозом, что и у Виталика. Классный руководитель пятого класса Ольга Васильевна прибежала в мой кабинет, сильно расстроенная. «Я очень беспокоюсь, сумеет ли этот мальчик прижиться в нашем классе, примут ли его ребята?» Я обещала помочь.
За несколько дней до прихода новичка побеседовала с учениками этого класса. Рассказала им о новом однокласснике: «Володя очень хороший мальчик, он мастерски играет в шашки и шахматы, знает английский и французский, пишет стихи. Но он немного отличается от вас: не очень хорошо владеет речью, с трудом ходит. Я надеюсь, что Володе будет комфортно в вашем коллективе». Ребята обещали. Потом была обстоятельная беседа с их родителями и родителями Володи.
Володю хорошо приняли. Дети быстро к нему привязались. И когда однажды его мама сообщила, что они переезжают в другой район и Володя перейдет в другую школу, ребята всем классом пошли к нему домой и стали упрашивать родителей не переводить от них Володю, утверждая: «Мы без него не можем». Так он у нас и доучился до выпускного класса. Потом родители этих учеников благодарили меня, что именно в их класс определили ребенка с ограниченными физическими возможностями, потому что благодаря общению с ним они стали добрее, внимательнее, заботливее, отзывчивее друг к другу и к родителям.
Год назад в нашей школе появилась девочка Аня и тоже с таким же диагнозом, я, уже став психологом и имея опыт работы с такими детьми, постаралась, чтобы Аня быстрее вписалась в новый детский коллектив.
Очень важно особенно сегодня, когда детей с ограниченными возможностями по разным причинам становится все больше и больше, научиться самим и научить детей воспринимать их как полноценных членов нашего общества. До последнего времени наблюдалось некое непонимание и отторжение детей-инвалидов. Но ситуация меняется. И здесь, я уверена, многое зависит и от нас, педагогов и психологов, и от родителей таких ребят. Надо идти друг другу навстречу, доверять и помогать.
Татьяна АНДРЕЕВИЧ, психолог, Пермь
Комментарии