search
main
0

Вернем радость в учебный процесс

Ребенок не хочет идти в школу исключительно по вине родителей и учителя

Отзвенели торжественные первые звонки, парадная форма повешена в шкаф, на смену праздничной первосентябрьской линейке пришли рабочие будни. И вдруг оказывается, что новоиспеченный первоклассник не просто не хочет идти в школу, а даже просит родителей отправить его снова в детский сад. Почему у ребенка пропадает интерес к учебе, кто в этом виноват и что делать? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Алла ФОМИНОВА.

– Алла Николаевна, какие могут быть причины нежелания ребенка ходить в школу?
– В поведении ребенка не бывает ничего неожиданного, все внешние проявления связаны с внутренними переживаниями, и часто длительными.
Давайте сначала обратим внимание на потребности ребенка. Желание ребенка идти в школу во многом связано с удовлетворением его потребностей в ситуации школьного обучения. Иерархия потребностей человека сформулирована психологом А.Маслоу: потребности биологические, потребности в безопасности, в любви и признании, в уважении и самоуважении, потребность в самоактуализации.
Удовлетворение биологических потребностей у ребенка связано с тем, что на занятиях в школе он выспавшийся, сытый, здоровый, на переменах может активно подвигаться, сбросив физическое напряжение.
Если ребенок боится, что он неправильно выполнит задание, боится строгой учительницы, боится сообщить родным о плохой отметке, то мы уже не можем говорить об удовлетворении потребности в безопасности.
Потребность в любви у маленького ученика прежде всего связана с семьей. Однако часто у детей портятся отношения с родителями именно с началом школьной поры. Достаточно часто родители хотят видеть своих детей исключительно успешными учениками. У родителя появляется тревожность, связанная с отметками ребенка, а вместе с ней и повышенная требовательность. Радостного общения с ребенком становится меньше.
Взрослому важно создавать условия для радостного обучения ребенка. И одно из таких условий – состояние радости в школе. У Антона Семеновича Макаренко была такая формулировка увольнения учителей из коммуны: «Разводит в колонии грусть».
Потребность в самоуважении, в хорошей самооценке изначально свойственна человеку. Когда в школе ребенок начинает получать отметки за результаты своей деятельности, то он может их рассматривать как оценивание его самого: «Раз у меня двойка, я плохой» или «Раз учительница поставила мне плохую отметку, значит, она меня не любит». Негативные оценки взрослых могут приводить к возникновению заниженной самооценки у ребенка. И иногда маленькому ученику легче подтверждать негативные оценки взрослых – непонимающий, бестолковый, чем стараться выйти из состояния неуспеха. Возникает состояние так называемой выученной беспомощности. К сожалению, неосознанно именно взрослые «выучивают» детей беспомощности, давая слишком трудные задания и не приходя на помощь, не создавая ситуации успеха, так необходимой детям в процессе обучения.
Ребенок стремится туда, где он принят, где ему хорошо, интересно, где он достигает успехов, и не хочет идти туда, где ему плохо. Это совершенно нормальное поведение.
Говоря о нежелании ребенка идти в школу, необходимо также затронуть вопрос о процессе подготовки ребенка к школе.
Воспитатели говорят о том, что им некогда играть с детьми старших групп детского сада в интересные ролевые игры, весь день расписан на подготовку к школе. Не­на­иг­рав­ший­ся ребенок роли ученика не очень и рад. А ведь многими знаниями и навыками ребенок овладевает в процессе игры.
– Как вести себя родителям, если каждое утро ребенка начинается со слов «не хочу идти в школу»?
– Наверное, в данной ситуации надо затронуть не только вопрос мотивации ребенка идти в школу, но и его распорядок дня – успевает ли он отдохнуть, выспаться. А это опять вопросы к родителям: как они организуют жизнь ребенка, во сколько ребенок ложится спать, есть ли определенный ритуал пробуждения или утром все торопятся и включают в эту спешку полусонного ребенка?
Важно проанализировать ситуацию нежелания ребенка каждое утро идти в школу со всех сторон: особенности общения ребенка с учителем, с одноклассниками; успешность-неуспешность ребенка в учебе; оптимальность нового режима дня для ребенка с его особенностями нервной системы, здоровья.
Родители, заинтересованно общаясь с ребенком, достаточно легко могут понять его переживания, связанные со школой, которые не дают ему ощущать радость от процесса познания, от сотрудничества со сверстниками, а способствуют появлению школьной тревожности. Ребенок, переживающий состояние неблагополучия в школе, всю энергию направляет на самозащиту, а не на познание.
Во многом психологическое благополучие ребенка в школе зависит от первого учителя – его стиля взаимодействия с классом, отношения к конкретному ребенку. Поэтому при стойком нежелании ребенка идти в школу родителям очень важно обратить внимание на особенности сложившихся отношений учителя с ребенком.
– Как может учитель откорректировать учебный процесс, чтобы заинтересовать ребенка, у которого пропал интерес к школе?
– Миссия учителя невероятно важна и сложна – создавать такие условия обучения, чтобы каждый ребенок раскрывал все свои способности. Я бы повесила плакат в учительской каждой школы с таким призывом к учителям: «Важно, чтобы на каждом уроке ребенок испытал чувство успешности!» Детям просто жизненно необходимо слышать от учителя слова одобрения, поддержки.
Интересные формы урока – урок-путешествие, урок-исследование и т. д. – удивительным образом развивают учебную мотивацию детей. Конкретному ребенку учитель может предложить интересную роль, которая поможет ему включиться в познавательную деятельность.
Когда мы обсуждаем вопросы оптимального обучения и развития наших детей, важно помнить, что все происходящее с маленьким учеником – эмоциональное благополучие или неблагополучие, овладение или не овладение важными навыками, школьная успешность или неуспешность – все это находится в зоне ответственности взрослых. В данной ситуации важен глубокий анализ действий каждого взрослого, включенного во взаимодействие с ребенком, – какие создаются условия этим взрослым, чтобы ребенку хотелось идти в школу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте