Есть темы сами по себе сложные, но необходимые для обсуждения. Например, тема антикоррупционного воспитания. Обращаться к ней следует хотя бы потому, что у современной молодежи сформирован устойчивый стереотип: Россия – самая коррумпированная страна в мире! И это, увы, не шутка. Даже мини-опрос в масштабе одного класса показывает: дети не верят, что в нашей стране можно хорошо жить честно.
Зато верят взрослые. Особенно теоретики, собравшиеся на традиционную городскую научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы антикоррупционного образования и воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», прошедшую в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Понятно, что существует множество документов – от рекомендаций Минпросвещения РФ до региональных планов противодействия коррупции, в которых предписано возложить на школу реализацию благородной цели – воспитание и формирование неприятия коррупционного мировоззрения. И образовательные организации старательно и добросовестно выполняют предписанное.
В Петербурге вообще считают, что в регионе сложилась комплексная система антикоррупционного воспитания, включающая в себя большой спектр мероприятий – от встреч с представителями правоохранительных органов до специальных курсов повышения квалификации педагогов. Многие образовательные организации организуют системную работу, в рамках которой для детей проводятся уроки, классные часы, квесты, игры по станциям, тематические недели, дискуссии и т. д. И смысл здесь в системности, поскольку, по мнению большинства экспертов, локальные вещи кумулятивного эффекта не дадут.
Однако те же эксперты предупреждают, что с темой коррупции, как и с темой наркотиков, нужно быть осторожнее. Изучая, например, формы коррупции, важно не забывать говорить о санкциях, наказании за те или иные коррупционные деяния. Формулируя тему классного часа или дискуссии, тоже нужно быть предельно внимательным. Кандидат исторических наук, доцент кафедры общественно-научного и культурологического образования СПбАППО Константин Битюков привел в пример одну из дискуссионных бесед, которая называлась «Коррупция: выигрыш или убыток?». Какой изъян в подобной формулировке? Дело в том, что в ходе диалога может найтись тот, кто убедительно докажет, что коррупция – это скорее выигрыш, чем убыток. Поэтому перед педагогом стоит задача объяснить не столько «выигрышность или убыточность» коррупции, сколько несоразмерность этих понятий, никаких «выигрышей» в этой теме не может быть! Поэтому в преподнесении антикоррупционной темы нужен профессиональный подход.
С последним тезисом согласен директор лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Константин Тхостов. Непрофессионализм способен, наоборот, возбудить нездоровый интерес к заявленной теме. Опыт прошлых лет показывает: неумелые и непродуманные инициативы, касающиеся борьбы с наркотиками, только привлекают внимание молодежи к психоактивным веществам. По сути, как заметил Константин Тхостов, коррупция начинается не с коробки конфет учителю, а с гордого восклицания родителя о том, что он «устроил» ребенка в лучшую школу. Все школы – лучшие, и каждая работает честно в рамках действующего законодательства.
Но если уж на то пошло, репетиторство тоже легализованная коррупция. Когда прибегают к репетиторству? Когда ребенок не понял чего-то на уроке, пропустил тему. Что мешает сделать урок открытым, то есть записанным и размещенным на доступном сервере, где его можно еще раз посмотреть, прослушать и понять, в том числе прибегнув к помощи родителей? Если образовательное пространство школы открыто, то предпосылок для коррупции нет. Коррупции не может быть там, где ее не формирует среда.
Действительно, очень многое зависит от среды, уверен директор Санкт-Петербургского колледжа водных ресурсов Валерий Андреев. В учебном заведении разработан план и проводится много мероприятий по антикоррупционному воспитанию и просвещению, однако ребята, проходя производственную практику, часто знакомятся с проявлениями коррупции на заводе или фабрике. Например, им за определенное денежное вознаграждение предлагают лучший инструмент, лучший заказ, удобное рабочее место и т. д. Это вносит диссонанс в их отношение к такому общественному явлению, как коррупция.
По словам заместителя директора по ВР школы №146 Калининского района Санкт-Петербурга Юрия Викторова, дети часто признаются, что не верят в честный карьерный путь, в социальный лифт, поскольку узнают о примерах коррупции из неформальных источников. И сталкиваются с противоречием: с одной стороны, антикоррупционная агитация в школе, с другой – коррупционная действительность в жизни.
– Ребят серьезно волнует вопрос коррупции во время выборов, случаи подтасовки голосов, бюллетеней, – рассказывает Юрий Викторов. – Но я привожу свой пример, поскольку 10 лет был председателем одной из участковых избирательных комиссий. И в моей десятилетней практике не было ни одного такого случая! Так, в ходе президентских выборов на нашем участке 53% граждан отдали свои голоса за Владимира Путина. И никто из территориальной комиссии не подошел ко мне с просьбой, например, переделать, завысить результаты. Поэтому детям нужны такие живые примеры. Подобный диссонанс между словом и делом есть во всех странах. Не нужно делать Россию самым коррупционным государством. Мне кажется, в этом есть определенная вина СМИ. Если в СССР был перебор с рассказами, как за границей плохо, то сейчас перебор с рассказами, как за границей хорошо и что там абсолютно беспроблемное общество. Поэтому, когда там происходит коррупционный скандал, все удивляются и считают это пропагандой.
– На мой взгляд, мы все должны быть союзниками, потому что ни учитель, ни школа как отдельный институт не могут бороться с этим злом по одиночке, – делает вывод замдиректора. – Каждый по отдельности мы будем заниматься антикоррупционным просвещением, но не формировать антикоррупционное мировоззрение. Основы его закладываются в семье, и воспитывать нужно не только школьников, но и их родителей. А для этого на том же ТВ необходим продуманный молодежный контент, который затрагивал бы важные темы, бередил душу, как когда-то бередили ее сюжеты программы «До 16 и старше». Нужны примеры адекватного наказания за коррупционные деяния, нужны сатирические программы и т. д. Когда все общество относится к коррупции осуждающе, тогда этот порок возможно победить.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии