Изучение вопросов словообразования в школе позволяет учителю решить важные педагогические и методические задачи. Знакомство с «анатомией» слова способствует повышению обще- и речевой культуры детей, улучшает их грамотность, учит размышлять, побуждает к творческому поиску и критическому восприятию информации.
Тема «Словообразование» органично продолжает осуществление основных направлений программы под редакцией Т.М.Разумовской и П.А.Леканта, для которой характерна «ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма».
Изучение словообразования в 6-м классе по этой программе сочетается с работой над правилами орфографии. Правописание сложных слов, приставок, корней, суффиксов вызывает гораздо меньше затруднений у детей, задумавшихся над сложным процессом образования слов и сумевших проникнуть в него «изнутри».
Урок, на котором дается понятие о словообразовательной модели, предваряется знакомством со способами образования имен существительных (2 часа). Цель работы учителя на этом уроке – дать понятие о словообразовательной модели и ее роли в языке, выработать у учащихся навыки определения способов образования слов, их грамматических признаков по данным моделям.
Для организации успешной работы необходимо подготовить для каждого ученика ксерокопии всех используемых на уроке текстов, рисунки, карточки, раздаточный материал.
Урок начинается с чтения отрывка из книги К. Чуковского «От двух до пяти».
«Когда-то мне случилось подслушать несколько замечательных детских речений, где отчетливо сказался тот метод, при помощи которого ребенок незаметно для себя осмысляет нашу «взрослую» речь.
Трехлетняя Маша вбежала ко мне и сказала:
– Мама просит мазелин!
– Какой мазелин?
Оказалось, что ее послали принести вазелин. Но вазелин для нее мертвое слово, и вот по дороге из комнаты в комнату она незаметно для себя оживила и осмыслила его, так как в том и заключается для нее существо вазелина, что это мазь, которой можно мазать.
Столь же удачно оживил и осмыслил непонятное слово другой ребенок, двух с половиной лет. Когда он болен, он все время твердил:
– Положите мне на голову холодный мокресс!
Он смутно слыхал непонятное слово «компресс» и, думая, что повторяет его, нисколько не желая новаторствовать, создал новое, вполне соответствующее его разумению. Он как бы сказал себе: это мокрая тряпка, почему же она не мокресс? Ведь не знает младенец латинского слова «компрессио» (сжатие), от которого происходит «компресс».
Одна четырехлетняя девочка вместо слова «термометр» говорила то тепломер, то теплометр, бессознательно переводя это слово на русский язык и в то же время сохраняя его прежнюю видимость.
Другая вместо «петля» говорила цепля, будучи в твердой уверенности, что повторяет услышанное, а не творит нечто новое. Цепля – это куда выразительнее: то, чем цепляешь за крючок.
Такое же осмысление непонятного слова произвел тот ребенок, которому я показал бегающую по блюдечку ртуть.
– Дядя Чукоша принес нам вертутию!
Все засмеялись, но кто-то сказал:
– Что вы смеетесь? Ведь вертится. Значит, вертутия».
В предложенном вашему вниманию тексте есть слова, возникшие в результате детского творчества. Давайте запишем их в тетрадях и на доске.
Мазелин (вазелин).
Мокресс (компресс).
Тепломер, теплометр (термометр).
Цепля (петля).
Вертутия (ртуть).
Как возникли эти слова?
Дети сами придумали их, образовали по образцу услышанных слов, переделав их так, что они стали для них более понятными.
Прочитайте текст №2
«Если в одной семье на детском языке есть глагол «попесочить», а в другой – «молоточить», если один ребенок сказал «чересскакануть», а другой «черезбросить», один сам «откнопал», у другого «само откнопалось», если все это так, то, конечно, эти встречи детского языка не случайны. Не случайно дети в разных семьях называют сухарики «кусариками», производя это слово от глагола «кусать». Это значит, что есть закон словообразования, который ребенок, не зная, сознает».
М. Рыбникова
О каком законе словообразования идет речь?
В образовании новых слов обычно участвуют уже существующие морфемы. Благодаря этому мы понимаем значение изобретенных детьми слов. Мы также можем сказать, при помощи каких способов образованы эти слова.
Какие способы образования имен существительных вам известны?
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.
Образование новых слов при помощи этих способов происходит по определенным образцам, которые называются словообразовательными моделями. Знакомству с этими понятиями и посвящается урок.
Прочитайте лингвистический текст из упражнения 125.
Что нового об образовании слов вы узнали?
Словообразовательные модели – это определенные образцы, по которым в русском языке образуются слова.
Схема строения слова рассказывает нам о его значении, грамматических признаках слов и помогает понять, как образованы эти слова.
В упражнении 126 вашему вниманию предлагается словообразовательная модель. Используя раздаточный материал, воспроизведите эту модель и подумайте, можем ли мы охарактеризовать по ней имена существительные.
Да. По окончанию – ой мы можем определить, что это существительные женского рода 1-го склонения в форме единственного числа творительного падежа, что они являются нарицательными и неодушевленными.
Запишите в тетрадях как можно больше существительных, соответствующих данной словообразовательной модели.
Белизн ой, голубизн ой,
желтизн ой, кривизн ой,
крутизн ой, левизн ой,
новизн ой, прямизн ой.
А теперь перед вами другие словообразовательные модели. (Упражнение 127).
Приведите примеры, иллюстрирующие их.
Деревеньк а, дороженьк а,
доченьк а, зореньк а,
ноженьк а, ноченьк а,
реченьк а, тетеньк а.
Бережок, ветерок, голосок,
должок, дружок, дубок,
листок, петушок, пушок,
рожок, снежок, флажок,
холодок, шумок.
Беседушк а, вдовушк а,
головушк а, дедушк а,
соловушк а.
Определите способ образования этих слов. Суффиксальный.
Упражнения 128 и 129 выполняются устно. На доске и у каждого ученика изображение словообразовательных моделей. Приведите примеры слов, соответствующих этим моделям, расскажите об их значении, грамматических признаках, словообразовательных особенностях.
Воспитатель, искатель,
мечтатель.
Суффикс -тель используется для названия лиц, выполняющих данное действие. Это одушевленные нарицательные существительные мужского рода второго склонения. Нулевое окончание говорит о том, что они употреблены в форме единственного числа именительного падежа. Эти слова образованы от глаголов суффиксальным способом.
Цветочек, кусточек,
дружочек, дубочек.
Сочетание суффиксов -ок//ч и -ек придает слову уменьшительно-ласкательное значение. Это неодушевленные и одушевленные нарицательные существительные мужского рода второго склонения, употребленные в форме единственного числа именительного падежа, образованные от имен существительных суффиксальным способом.
Козленочек, лисеночек,
львеночек, олененочек.
Суффикс -енок//ч в сочетании с суффиксом -ек служит для уменьшительно-ласкательного названия молодых животных, детенышей. Это одушевленные нарицательные существительные мужского рода второго склонения, употребляемые в форме единственного числа именительного падежа, образованные от имени существительного суффиксальным способом.
Бедняг а , работяг а ,
бродяг а , деляг а , добряг а ,
миляг а , трудяг а , стиляг а .
Суффикс -яга в словах, обозначающих лица по их признакам и действиям, придает окраску грубоватого сочувствия, иронии и осуждения. Это одушевленные нарицательные существительные, употребляемые в форме единственного числа именительного падежа, образованные от имен существительных, прилагательных и глаголов суффиксальным способом.
Героизм ом , авантюризм ом ,
идеализм ом , капитализм ом .
При помощи суффикса -изм от имен существительных суффиксальным способом образуются существительные, «являющиеся названиями учений, общественно-политических и научных направлений, а также названиями действий, качеств, склонностей». Это неодушевленные нарицательные существительные мужского рода второго склонения, употребляемые в форме единственного числа творительного падежа.
Авторств ом , актерств ом ,
лидерств ом , щегольств ом .
При помощи суффикса -ств от имен существительных суффиксальным способом образуются существительные «среднего рода, обозначающие состояние, социальное положение, свойство, отрасль производства, общественную деятельность, идейное направление». Это неодушевленное нарицательное существительное мужского рода второго склонения, употребляется в форме единственного числа творительного падежа. Упражнение 130 не вызовет затруднений даже у слабых учеников. Его можно предложить для самостоятельной работы с последующей проверкой.
Затем вниманию учащихся предлагается словообразовательная модель онк а . (Упр. 131). Не все слова из предложенного ряда образованы по этой модели. Итогом работы станет запись на доске:
Собачонк а , солонк а , одежонк а ,
книжонк а , бумажонк а , юбчонк а .
Картонк а , пятитонк а , воронк а ,
сторонк а , японк а , чемпионк а ,
болонк а , девчонк а .
Какие языковые признаки объединяют все эти слова?
Это существительные женского рода первого склонения в форме единственного числа именительного падежа. Состав слов первой группы одинаковый. Строение слов второй группы не соответствует указанной в задании словообразовательной модели.
При наличии свободного времени можно предложить учащимся для самостоятельной работы с последующей проверкой упражнения 132 и 133 или работу по карточкам.
Подводя итоги нашей работы, прочитаем текст №3:
«…в… словообразовательной «вселенной» мы находим математически строгие правила образования слов, распределения морфем и реализации чередований… разряды, типы и модели строения слов, непреложные законы языка и точные, как дважды два четыре, формулировки научного анализа. Именно поэтому, оказываясь «внутри слова», все мы познаем, из чего оно скроено, как сделано, и приобретаем… твердые языковые навыки и приверженность к лингвистической точности, узнаем немало полезного и нужного не только по русскому словообразованию, но и по лингвистике в целом».
Знаменитый филолог и философ Александр Афанасьевич Потебня в своей книге «Мысль и язык» так сказал о языке: «Язык есть средство понимать самого себя. Понимать себя можно в разной мере; чего я в себе не замечаю, то для меня не существует, и, конечно, не будет мною выражено в слове».
Знакомство с понятием «словообразовательная модель» поможет нам проникнуть в тайны рождения и жизни слова, обогатит наши знания о нем.
Галина ГОЛУБЕВА, учитель русского языка и литературы СШ №4 г. Нововоронежа, Воронежская область, участник конкурса «Сто друзей-2004»
Комментарии