search
main
0

Вереск на Вересковой улице

Формирование высокого уровня развития личности подрастающего поколения XXI века

Выдающийся русский мыслитель Иван Ильин считал, что основной задачей любого общества является формирование «…людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения».

В связи с этим весьма актуальным представляется качественное совершенствование российской системы образования, предполагающей формирование высокого уровня развития личности подрастающего поколения XXI века.

Высокий уровень целостного воспитания сегодня передается через категорию гражданско-патриотического развития личности. Так считает и наш президент В.В.Путин, который в своем приветствии участникам съезда Российского движения школьников отмечает, что «…вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе ценностей патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре, по праву находятся в числе значимых общенациональных задач, реализации которых государство неизменно уделяет приоритетное внимание».

Известно, что в процессе образовательной деятельности происходит развитие многих мыслительных, конструкторских, организаторских, двигательных, художественных и других творческих способностей. Целостное развитие личности предполагает не только развитие теоретических знаний, но и усвоение знаний в практике. Пока нет действия, пока нет непосредственной деятельности, знания формальны. И только когда вещь, задуманная школьником, спроектирована, начата и сделана своими руками, только тогда можно с уверенностью сделать вывод о законченности познаний.

И в этом плане весьма актуальны такие формы обучения, как проектные методы, интегрированные уроки, защита творческих работ, и такие формы воспитания, как мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников учебно-воспитательного процесса, по объективным возможностям школы. Еще лучше, когда у детей есть возможность изучать в школе основы народного творчества, истоки русской культуры, историю и перспективы науки, это возможно, когда в школе, классе, группе создана атмосфера труда и красоты.

Так, например, реализуя районный проект «Вернем вереск на Вересковую улицу», наши школьники ежегодно высаживают 50 кустов редкого растения, возвращая на улицу ее символ. Участвуя в городском краеведческом проекте «Юный полярник», организованном председателем нашего управляющего совета, председателем Московской городской Думы А.В.Шапошниковым, ребята совершают интерактивное путешествие в районной библиотеке №53. А на учебных занятиях в предметных областях «Технология» и «Искусство» в школьных классах и дошкольных группах при создании обучающимися и воспитанниками проектов сходятся эстетическое воспитание, историческое воспитание, вхождение в традиции своего народа, производственно-технологическое воспитание, элементы логистики. Здесь представлена вся целостность социальной и природной жизни. Потому что практическая часть проекта, сделанная с душой и своими руками по подобию экспоната краеведческого музея или оригинала отечественного ледокола, представляет для ребенка особую ценность. Выпускники уходят из школы уже с приобретенными навыками ряда профессий, необходимых стране и родному городу, что очень важно – с хозяйской смекалкой. Еще лучше, если школа реорганизуется в такое образовательное учреждение, которое объединяло бы в себе разные формы и уровни обучения в пределах одного учебного заведения, позволяющего ученику менять эти формы и уровни в зависимости от индивидуальной потребности и степени развития на данный момент обучения.

Примером таких школ являются все московские школы, реализующие инновационные школьные программы и городские образовательные проекты.

К примеру, в нашей начальной школе представлены инвариантные курсы «Риторика» и «Осмысленное чтение», которые расширяют учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение», а также курс «Спорт и здоровый образ жизни», расширяющий предмет «Физическая культура». Здесь всегда есть выбор: «Практикум по решению проектных и исследовательских задач», обеспечивающий в основной и средней школе выбор естественно-научного и социально-экономического предпрофилей; курс «Лингвистический практикум», обеспечивающий в дальнейшем выбор гуманитарного предпрофиля; курс по выбору «Практикум по математике» помогает в дальнейшем участвовать в городском проекте «Математическая вертикаль».

Ставя задачу воспитания духовно здоровой молодежи, современная школа постоянно совершенствует дополнительное образование, которое предполагает создание условий для развития школьников, реализации их интересов и творческих возможностей, осуществление профессиональной ориентации и подготовки к выбору определенной профессии. Особое место в такой школе занимает система дополнительного образования, в которой учащиеся приобретают и совершенствуют навыки, умения, полученные при изучении определенной области знаний, при этом формируется устойчивый интерес в направлении конкретной педагогической деятельности.

Педагогический коллектив современной школы помогает своим воспитанникам самовыразиться не только в учебе, но и в других областях. Здесь школьники вовлекаются в общественную жизнь, в коллектив, учатся формировать свой характер, мировоззрение. Для этого в школе организованы и активно работают ученические советы школы и классов, совет школьного музея, спортивный комитет, волонтерское братство. Вся учебно-воспитательная деятельность в этих объединениях насыщена содержанием сотрудничества взрослого и ребенка, включающего в себя их со-бытие, со-участвование; со-знание, со-творчество. Взаимообогащение педагога и ребенка как представителей разных поколений, носителей разных субкультур ведет к самореализации их личностей.

Таким образом, цель педагогического коллектива – помимо серьезной образовательной и воспитательной деятельности сделать современную школу школой общения и самовыражения. Это предполагает, что в школе всегда должен быть микроклимат добра, доверительных деловых отношений, взаимопонимания и продуктивной работы, в основе которой должно лежать качественное образование.

Сегодня современная школа реализует возможность оптимального выбора для детей органично присущего им типа обучения. В результате такого подхода к образовательному процессу создаются условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, формируется самостоятельность учащихся в образовательной деятельности.

Здесь построены программы, предполагающие воспитание любви и уважения к своей стране, к своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций своей малой родины, возрождение национальных обычаев и обрядов.

 

Андрей ГРАБОВСКИЙ, директор школы «Свиблово», кандидат социологических наук, заслуженный учитель России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте