Выдающийся русский мыслитель Иван Ильин считал, что основной задачей любого общества является формирование «…людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения».
В связи с этим весьма актуальным представляется качественное совершенствование российской системы образования, предполагающей формирование высокого уровня развития личности подрастающего поколения XXI века.
Высокий уровень целостного воспитания сегодня передается через категорию гражданско-патриотического развития личности. Так считает и наш президент В.В.Путин, который в своем приветствии участникам съезда Российского движения школьников отмечает, что «…вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе ценностей патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре, по праву находятся в числе значимых общенациональных задач, реализации которых государство неизменно уделяет приоритетное внимание».
Известно, что в процессе образовательной деятельности происходит развитие многих мыслительных, конструкторских, организаторских, двигательных, художественных и других творческих способностей. Целостное развитие личности предполагает не только развитие теоретических знаний, но и усвоение знаний в практике. Пока нет действия, пока нет непосредственной деятельности, знания формальны. И только когда вещь, задуманная школьником, спроектирована, начата и сделана своими руками, только тогда можно с уверенностью сделать вывод о законченности познаний.
И в этом плане весьма актуальны такие формы обучения, как проектные методы, интегрированные уроки, защита творческих работ, и такие формы воспитания, как мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников учебно-воспитательного процесса, по объективным возможностям школы. Еще лучше, когда у детей есть возможность изучать в школе основы народного творчества, истоки русской культуры, историю и перспективы науки, это возможно, когда в школе, классе, группе создана атмосфера труда и красоты.
Так, например, реализуя районный проект «Вернем вереск на Вересковую улицу», наши школьники ежегодно высаживают 50 кустов редкого растения, возвращая на улицу ее символ. Участвуя в городском краеведческом проекте «Юный полярник», организованном председателем нашего управляющего совета, председателем Московской городской Думы А.В.Шапошниковым, ребята совершают интерактивное путешествие в районной библиотеке №53. А на учебных занятиях в предметных областях «Технология» и «Искусство» в школьных классах и дошкольных группах при создании обучающимися и воспитанниками проектов сходятся эстетическое воспитание, историческое воспитание, вхождение в традиции своего народа, производственно-технологическое воспитание, элементы логистики. Здесь представлена вся целостность социальной и природной жизни. Потому что практическая часть проекта, сделанная с душой и своими руками по подобию экспоната краеведческого музея или оригинала отечественного ледокола, представляет для ребенка особую ценность. Выпускники уходят из школы уже с приобретенными навыками ряда профессий, необходимых стране и родному городу, что очень важно – с хозяйской смекалкой. Еще лучше, если школа реорганизуется в такое образовательное учреждение, которое объединяло бы в себе разные формы и уровни обучения в пределах одного учебного заведения, позволяющего ученику менять эти формы и уровни в зависимости от индивидуальной потребности и степени развития на данный момент обучения.
Примером таких школ являются все московские школы, реализующие инновационные школьные программы и городские образовательные проекты.
К примеру, в нашей начальной школе представлены инвариантные курсы «Риторика» и «Осмысленное чтение», которые расширяют учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение», а также курс «Спорт и здоровый образ жизни», расширяющий предмет «Физическая культура». Здесь всегда есть выбор: «Практикум по решению проектных и исследовательских задач», обеспечивающий в основной и средней школе выбор естественно-научного и социально-экономического предпрофилей; курс «Лингвистический практикум», обеспечивающий в дальнейшем выбор гуманитарного предпрофиля; курс по выбору «Практикум по математике» помогает в дальнейшем участвовать в городском проекте «Математическая вертикаль».
Ставя задачу воспитания духовно здоровой молодежи, современная школа постоянно совершенствует дополнительное образование, которое предполагает создание условий для развития школьников, реализации их интересов и творческих возможностей, осуществление профессиональной ориентации и подготовки к выбору определенной профессии. Особое место в такой школе занимает система дополнительного образования, в которой учащиеся приобретают и совершенствуют навыки, умения, полученные при изучении определенной области знаний, при этом формируется устойчивый интерес в направлении конкретной педагогической деятельности.
Педагогический коллектив современной школы помогает своим воспитанникам самовыразиться не только в учебе, но и в других областях. Здесь школьники вовлекаются в общественную жизнь, в коллектив, учатся формировать свой характер, мировоззрение. Для этого в школе организованы и активно работают ученические советы школы и классов, совет школьного музея, спортивный комитет, волонтерское братство. Вся учебно-воспитательная деятельность в этих объединениях насыщена содержанием сотрудничества взрослого и ребенка, включающего в себя их со-бытие, со-участвование; со-знание, со-творчество. Взаимообогащение педагога и ребенка как представителей разных поколений, носителей разных субкультур ведет к самореализации их личностей.
Таким образом, цель педагогического коллектива – помимо серьезной образовательной и воспитательной деятельности сделать современную школу школой общения и самовыражения. Это предполагает, что в школе всегда должен быть микроклимат добра, доверительных деловых отношений, взаимопонимания и продуктивной работы, в основе которой должно лежать качественное образование.
Сегодня современная школа реализует возможность оптимального выбора для детей органично присущего им типа обучения. В результате такого подхода к образовательному процессу создаются условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, формируется самостоятельность учащихся в образовательной деятельности.
Здесь построены программы, предполагающие воспитание любви и уважения к своей стране, к своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций своей малой родины, возрождение национальных обычаев и обрядов.
Андрей ГРАБОВСКИЙ, директор школы «Свиблово», кандидат социологических наук, заслуженный учитель России
Комментарии