search
main
0

Вера в миражи. Поэзия Высоцкого обеспечит «лес рук» на уроке

Творчество Владимира Высоцкого, когда-то считавшееся «неблагонадежным», входит теперь в школьную программу. Но не все педагоги готовы к тому, что на уроке придется о нем заговорить. Толковых книжек, по которым можно подготовиться к такому уроку, немного. Учебники зачастую пережевывают штампы былых времен (Высоцкого именуют не поэтом, а «актером-сочинителем с гитарой») и забывают сообщить, что Владимир Семенович писал не только «песенки», но и стихи, и поэмы, и прозу… Приятное исключение – три пособия «Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Часть 2» (М.: Дрофа, 2000), «Авторская песня: Книга для ученика и учителя» (М.: Олимп, АСТ, 2000) и только что вышедшая в издательстве НЦ ЭНАС книга Бэллы МАКАРОВОЙ «Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе. 5-11 классы».

Увы, многие современные дети не то что не очень любят Высоцкого, но и вообще плохо представляют себе, кто это такой. Кандидат педагогических наук Наталья Выдрина проводила на эту тему опрос в школах Уральска, и самый внятный ответ был: «Высоцкий играл на гитаре, был женат на Марине Влади, имел хриплый голос». Некоторые дети путали его с Виктором Цоем и считали, что Владимир Семенович погиб в автокатастрофе. Ситуацию не улучшает даже то, что отцы и матери нынешних школьников Высоцкого обожают. Дети ведь любят все отрицать и не хотят слушать те кассеты, которые им предлагают родители. Среди выражений, записанных Натальей Выдриной, было и такое: «Я не интересуюсь песнями Высоцкого, потому что папа и мама о нем постоянно говорят».

Перед тем как применять на практике советы Бэллы Макаровой, хорошо бы провести в классе «ликбез»: рассказать биографию Высоцкого, прокрутить на магнитофоне две-три песни. Лучше – спортивные или комические, ибо некоторые дети уверены, что в творчестве Владимира Семеновича «ни одной искры веселого настроения».

Не надо дожидаться одиннадцатого класса, в котором изучению авторской песни (в контексте поэзии 1960-80-х годов) уделен один час. Уже на уроке у семиклашек, доказывает Бэлла Александровна Макарова, можно понемногу прибавлять к программной литературе примеры из Высоцкого. При изучении «Руслана и Людмилы» и «Песни о вещем Олеге» неплохо будет напомнить, что у Владимира Семеновича были пародийные пересказы этих произведений. Высоцкий отнесся к пушкинским образам без священного трепета (Кот ученый у него «цепь златую снес в торгсин»). И это не кощунство, а диалог с классиком, умение разговаривать с Пушкиным «как живой с живым».

Высоцкий умеет «наладить контакт» и с «меланхоличным» Лермонтовым, казалось бы, совсем ему неблизким. У Владимира Семеновича тоже есть тема маски (как у Михаила Юрьевича в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»). Для Лермонтова маска незыблема, она часть враждебной поэту силы, а Высоцкий более оптимистичен: «Надеюсь я – под масками зверей//Бывают человеческие лица».

Стихи Высоцкого пригодятся во время уроков, посвященных теме Великой Отечественной войны, гражданской лирики, фольклорным традициям в искусстве. Примеры из его поэзии будут очень кстати на занятиях теорией литературы, при изучении пародии, гротеска, аллегории, метрики и ритмики стиха. А можно сделать целый урок памяти Владимира Семеновича, устроить литературную конференцию, свозить школьников на экскурсию по «высоцким» местам Москвы с посещением музея поэта на Таганке… Бэлла Макарова предлагает сценарии таких мероприятий.

Не все пятиклашки, наверное, смогут с ходу увидеть про социальный подтекст песни про Лукоморье: «Какие персонажи… узнаются в действительности 70-х годов и какими они представлены у Высоцкого?». Пусть педагог сам им это объяснит. Надо ли заставлять школьников искать ответ на риторический вопрос: как Владимиру Семеновичу «удавалось сочетать в себе поэта, певца-исполнителя, композитора и музыканта?». Лучше просто призвать ребят восхищаться этим синтезом талантов.

Может, было бы полезно рассказать ученикам, почему великий бард прожил всего 42 с половиной года? Макарова пишет об этом лаконично: «наркотическая зависимость». А ведь тема наркотиков, к сожалению, актуальна для современных школьников! Почему не прочесть старшеклассникам вслух леденящие душу поздние стихи Высоцкого? Пусть ребята узнают, какие страшные муки принесло поэту гибельное пристрастие, какие кошмары терзали его в последние три года жизни:

Меня опять ударило в озноб,

Грохочет сердце, словно

в бочке камень,

Во мне живет мохнатый

злобный жлоб

С мозолистыми цепкими

руками.

Когда, мою заметив маету,

Друзья бормочут: «Снова

загуляет», –

Мне тесно с ним, мне с ним

невмоготу!

Он кислород вместо

меня хватает.

Он не двойник и не второе Я –

Все объясненья выглядят

дурацки, –

Он плоть и кровь, дурная

кровь моя, –

Такое не приснится

и Стругацким…

Говоря об усвоении Высоцким традиций Маяковского, можно обратить внимание еще и на цитирование поэмы «Хорошо!» («и жизнь/хороша,//и жить/хорошо») в «Песне сентиментального боксера» (1966): «И думал Буткеев, мне челюсть кроша://И жить хорошо, и жизнь хороша!». А тема «Высоцкий и Блок» не может быть исчерпана только рассказом об участии Владимира Семеновича в радиоспектакле «Незнакомка». Как же не заметить явную перекличку с классиком в стихотворении Высоцкого «Я никогда не верил в миражи…» (1979): «И нас хотя расстрелы не косили,//Но жили мы, поднять не смея глаз,//Мы тоже дети страшных лет России,//Безвременье вливало водку в нас»). Да и с Есениным у Владимира Семеновича больше общего, нежели отмечено в пособии. Вспомним стихотворение 1921 года. «Мир таинственный, мир мой древний…»: «…Так охотники травят волка,//Зажимая в тиски облавКак и ты, я всегда наготове,//И, хоть слышу победный рожок,//Но отпробует вражеской крови//Мой последний смертельный прыжок». Не из него ли «выросла» знаменитая песня «Охота на волков» (1968) о непокорившемся звере? В ней, кстати, есть еще мотивы из одного стихотворения Пастернака…

А может, лучше пустить самих школьников «по следу» классических цитат? Дать домашнее задание: найти у Высоцкого как можно больше случаев обращения к «чужому слову». «Лес рук» на уроке будет обеспечен!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте