search
main
0

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования: Качество жизни зависит от нас

​Во всем цивилизованном мире высок интерес к проблемам раннего детства, есть страны, которые достаточно финансируют дошкольное образование, чтобы обеспечить равные стартовые возможности всем детям перед школьным образованием. С честью могу сказать, что в Москве развитие дошкольного образования стало приоритетным направлением столичной образовательной политики: норматив финансирования образования ребенка дошкольного возраста приравнен к нормативу финансирования старшеклассника и студента вуза и составляет 120 тыс. рублей на одного ребенка в год.

Сегодня каждому из нас понятно, что образование как отрасль национальной экономики играет существенную роль в повышении качества жизни населения. Эту тему мы неоднократно обсуждали на совещаниях, педагогических советах, встречах с родительской и педагогической общественностью. Давайте еще раз вернемся к понятию «качество жизни». Что оно означает? Социология к ключевым характеристикам качества жизни относит:- здоровье;- индивидуальное развитие путем обучения;- занятость и качество трудовой жизни;- досуг;- возможность пользоваться всем спектром услуг;- личную безопасность;- социальную активность.Вот и рассмотрим эти характеристики сквозь призму образования, через ту тему, которая близка каждому учителю, воспитателю и родителю. Какие возможности предоставил нам 2011 год – Год спорта и здорового образа жизни? Во всех школах с первого по одиннадцатый класс введен третий урок физической культуры для занятий отдельными видами спорта: плаванием, единоборствами, фитнесом, игровыми видами. Во всех дошкольных учреждениях проводят физкультурные занятия, досуги, праздники, спартакиады, 2405 детей занимаются дополнительно в группах физкультурно-спортивной направленности: плаванием, ритмикой, хореографией, ритмической гимнастикой. В 2011 году в спартакиадах и олимпиадах участвовали 2750 дошкольников (на 230 детей больше, чем в 2010 году). В дошкольных учреждениях работают 140 воспитателей по физической культуре, 32 инструктора по плаванию, 17 дошкольных учреждений имеют физкультурно-спортивный приоритет, 35 ДОУ имеют бассейны, 20 учреждений оснащены современным спортивным оборудованием «Элемента». Спортивные сооружения образовательных учреждений открыты для жителей микрорайона. Только в учреждениях нашего округа залито 18 катков, организовано 5 лыжных прогулочных троп, площадки для зимнего футбола. Но хотя мы признаем, что главным достижением Года спорта стали массовость и доступность, наши зимние площадки недостаточно загружены.А что нам мешает ради сохранения здоровья выйти со своими детьми на площадки? Что мешает нам не на словах, а на деле воплотить в жизнь идею здорового образа жизни? Ведь это не требует от человека ни специальной физической подготовки, ни особых усилий, ни материальных затрат. Вопрос эффективности использования ресурсов по-прежнему остается ключевым вопросом, в том числе в повышении качества жизни.В 2011 году во всех учреждениях реализуется новый федеральный стандарт начального образования. Главная идея стандарта – идея развития. Наша задача – чтобы ребенок не только овладевал знаниями, но прежде всего научился учиться. Именно так реализуется концепция обучения в течение всей жизни. И это то, чего так не хватает современной школе. Не секрет, что выпускник, успешно сдавший ЕГЭ и хорошо учившийся в школе, поступив в институт, обнаруживает неумение организовать свое учебное время, самостоятельно выполнить проект. Когда мы упускаем время? Да уже в дошкольном возрасте, ведь дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития коммуникации, познавательной деятельности, креативности! Воспитателям нужно только пробудить в детях умение научиться, чтобы учителю в школе не надо было начинать все сначала. И эта задача – научить учиться – вполне по силам педагогическим коллективам дошкольных учреждений: федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы, которые стали обязательными для каждого учреждения, дают возможность педагогам подготовить ребенка к овладению критериями стандарта начальной школы.По данным мониторинга образовательной деятельности дошкольных учреждений, проведенного окружным методическим центром по заданию Московского института открытого образования, дошкольные учреждения имеют хороший рейтинг у родителей: каждое дошкольное учреждение занимает свою индивидуальную нишу в образовательном пространстве города, имеет свою привлекательность и востребованность. Во многих дошкольных образовательных учреждениях сформирован высокий потенциал образовательных услуг: детские сады превратились в центры по формированию социокультурной среды для детей и родителей в микрорайоне, это учреждения №№41, 2030, 288, 516, 644, 936, 1021, 1733, 1777, 1948, 1982, 2336, 1589, 1257, 827, 2663, 284, 643, 1827, 1921, 2647, 45, 1155. Большинство дошкольных учреждений, стремясь повысить качество образовательного процесса, используют современные комплексные и парциальные программы, расширяют применение здоровьесберегающих технологий. Главная задача, которая стоит перед нами в этом направлении, – повышение рейтинга всех дошкольных учреждений у родителей и детей как потребителей образовательных услуг, а это без влияния родительского сообщества невозможно! Мы должны слышать родителей в конструктивном диалоге, а не тогда, когда возникает конфликтная ситуация.Не могу не сказать о результатах ЕГЭ в 2011 году, думаю, что эта информация будет интересовать родителей дошкольников уже сейчас. По большинству предметов показатели Центрального округа на 2-4% выше, чем в среднем по Москве. Очевидны наши успехи в таких предметах, как литература, обществознание, химия, биология, история. Эти результаты – предмет нашей гордости. Но есть и другой результат, который требует большой и серьезной работы. 42 выпускника, не набравшие пороговых баллов по русскому языку и математике, не получили аттестат. Наша задача – выравнивание качества образования в округе, возможность достижения высоких результатов обучения в каждой школе, а прежде всего обеспечение равных стартовых возможностей выпускникам-дошкольникам.Один из возможных путей решения повышения качества образования, который уже апробирован в некоторых учреждениях, – присоединение школ, не востребованных у населения, имеющих низкий учебный результат, к рейтинговым учреждениям. Результатом таких решений стало объединение школ №№1203 и 414, лицея №1589 и школы №320, лицея №1500 и Центра образования №1461. Варианты присоединения и слияния дошкольных учреждений также актуальны и для повышения рейтинга образовательного учреждения, и для повышения качества образования, и для повышения заработной платы педагогов и руководителей ДОУ. Я могу привести примеры эффективного слияния учреждений: детский сад №1808 и Центр образования №1429, детский сад №859 и школа №1060, детские сады №№284 и 2512, детские сады №№936 и 922.В декабре 2011 года Правительство Москвы определило рейтинг образовательной деятельности московских школ. По его результатам 24 образовательных учреждения округа получили грант мэра Москвы, 63 (почти половина всех учреждений ЦАО) вошли в список 300 лучших школ города. Возможность расширить список трехсот лучших есть и у других наших школ. Это стимул для дальнейшего движения, это совместная работа и педагогических коллективов, и управляющих советов.Одним из эффективных механизмов активизации инновационной деятельности в дошкольных учреждениях, а значит, и повышения качества образования, стало проведение ежегодного конкурса «Детский сад года». В 2011 году детский сад №288 занял первое место в номинации «Детский сад для всех и каждого», Центр развития ребенка – детский сад №516 – третье место в номинации «Умный детский сад».Важным показателем качества образования стала возможность использования своих знаний для реализации потребностей. Речь идет об олимпиадном движении, которое за последние три года приобрело в округе широкий размах.150 тысяч учащихся 5-11-х классов приняли участие в школьном этапе всероссийской олимпиады в 2011 году, то есть каждый ребенок получил возможность показать свой интеллектуальный потенциал, а задача школы – дать возможность каждому реализовать его. Сегодня наши дети – активные разработчики проектов в области науки, культуры, технического творчества. Эта деятельность обеспечена тесным взаимодействием с высшей школой, районными библиотеками, музеями, производственными объединениями. Отрадно отметить, что и дошкольники не отстают от школьников! На фестивале научно-технического творчества «Образование. Наука. Производство» презентовали свои проекты дошкольники из 30 садов, 118 семей из дошкольных учреждений представляли свои проекты на фестивале «Семейное творчество в ЦАО».Наша задача – сделать культурно-образовательное пространство столицы – а мы с вами ведь живем в столице! – неотъемлемой частью учебного процесса: урок – в музее, урок – в театре, урок – в библиотеке! Не случайно дошкольные учреждения проводят серьезную работу по реализации инновационных проектов «Классическая музыка в детском саду», «Дети в музее», доказав тем самым, что эту работу надо начинать с дошкольного возраста, сделать ее массовой практикой работы. Такие формы организации учебной деятельности требуют от учителя и воспитателя новой компетентности, серьезной работы по повышению квалификации. В 2011 году почти 5 тысяч педагогических работников ЦАО прошли обучение в системе дополнительного профессионального образования (дошкольные учреждения ежегодно обучают более 500 педагогов), развивается и конкурсное движение, а ведь это мощный стимул повышения профессиональной квалификации, обмен и тиражирование лучших образцов педагогической практики. В 2011 году в профессиональных конкурсах участвовали 424 педагога, из них 114 педагогов-дошкольников.Исследования лучших мировых систем образования доказывают, что качество образования напрямую зависит от качества профессионализма ее работников. Сегодня измерителем качества труда учителя становится результат, нашедший отражение в новой системе оплаты труда. Средняя заработная плата педагогических работников Центрального округа по сравнению с 2010 годом возросла в на 16,8%. К сожалению, не во всех дошкольных учреждениях средняя заработная плата воспитателя повысилась значительно (это зависело от финансовых и статистических показателей работы дошкольного учреждения), но в среднем по округу повышение заработной платы воспитателей составило 15-16%. В 2011 году значительно выросло качество труда педагогов за счет улучшения условий: 100% образовательных учреждений подключены к высокоскоростному Интернету, заканчивается прокладка локальных вычислительных сетей, наши учителя получили мобильные рабочие места, до конца 2012 года все учителя образовательных учреждений получат персональные ноутбуки. Оснащение образовательных учреждений в 2011 году не имеет прецедентов за всю новейшую историю московской школы. Учебного оборудования и компьютерной техники поставлено в систему образования округа на сумму более 310 миллионов рублей. Дошкольные образовательные учреждения получили дополнительно игровое и развивающее оборудование на вариативные формы работы на сумму 26 млн рублей, игровое оборудование на дополнительно открываемые группы за счет перепрофилирования на сумму 30 млн рублей, спортивно-оздоровительное оборудование на сумму 2 млн рублей.В период подготовки образовательных учреждений к 2012 учебному году управление образования выполнило работы первостепенной важности: проведены капитальные и текущие ремонты (266 учреждений – 627 млн рублей), комплексное благоустройство территорий школ и участков дошкольных учреждений (71 учреждение – 275 млн рублей), подготовлены к отопительному сезону 368 зданий образовательных учреждений, отремонтированы помещения для создания 43 дополнительных дошкольных групп на 808 мест, проведены работы по программе социальной интеграции инвалидов города Москвы на 36 млн рублей. Мы вправе ожидать серьезных образовательных эффектов от учреждений образования. И это тема для обсуждения и работы каждого педагогического коллектива и управляющего совета. Эффективное использование полученного ресурса – прежде всего возможность широкого доступа населения к услугам системы образования. 100% школ ведут электронные журналы и электронные дневники, правда, пока в разных объемах, 100% учреждений имеют информационные сайты, некоторые из них, к сожалению, пока еще нуждаются в доработке.Запись в детские сады, в первый класс школы переведена в электронный вид, что позволяет родителю выбирать учреждение образования, не выходя из дома, с учетом индивидуальных потребностей семьи. Серьезное достижение округа – отсутствие очередности в дошкольные образовательные учреждения. Сегодня речь идет не о месте в детский сад, а о качестве этого места. Полностью ликвидировать очередность в дошкольные образовательные учреждения стало возможным благодаря своевременно принятым мерам:- открытию дошкольных отделений в школах (всего в округе работают 58 групп в 30 школах, воспитываются 1197 детей);- открытию детских садов-новостроек №1942 (на 220 мест, Таганская территория), №1865 (205 мест, Басманная территория);- подготовке мест в режиме круглогодичного пребывания в помещениях выездных дач на 160 мест (3 выездные дачи: детские сады №№6, 1678, детский дом №39);- открытию дошкольных групп в перепрофилированных помещениях детских садов (18 дошкольных образовательных учреждений на 370 мест);- открытию вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, лекотеки, службы ранней помощи, семейные детские сады) – 325 мест.В 2011 году в детские сады были направлены 6550 детей, что на 1868 детей больше, чем в 2010 году. Мы гордимся тем, что за последние 6 лет округ получил 30 детских садов-новостроек и 7 детских садов переданы нам из разных ведомств.Один из показателей качества образовательной среды – уровень ее комплексной безопасности: пожарной, информационной, антитеррористической, личной. Комфортность пребывания ребенка в учреждении образования повышает степень доверия населения к власти. Чем выше степень доверия, тем выше социальная активность населения.И еще одно важное дополнение: возможность участия родителей в общественной жизни образовательного учреждения гарантирована созданием в 100% учреждений управляющих советов, реально влияющих на принятие управленческих решений, расширение спектра образовательных услуг, улучшение питания, стимулирование результативности труда учителя и воспитателя, поиск социальных партнеров образования, поддержку талантливых и одаренных детей и детей из семей, требующих повышенного внимания. Поэтому наша главная задача состоит в том, чтобы помогать отдельным людям и группам людей самим создавать необходимое качество жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте