Учитель – это состояние души и определенный образ мысли. Смысл этой простой фразы я поняла за два годы работы в школе. Когда мы оканчиваем университет и получаем диплом, мы еще не становимся учителями. Высокое звание «учитель» можно получить только в стенах школы.
Профессия учителя одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, ознакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком? Эта профессия не нова, учителя были всегда. Только вот престиж этой профессии в разные времена был разным. Очень небольшой процент выпускников педагогических вузов после получения диплома работают по выбранной специальности. В студенческих газетах я не раз встречала статьи о том, что «человек, поступивший в пединститут, – неудачник единожды, а человек, еще и пришедший работать в школу, – неудачник дважды». Конечно, очень грустно это читать – такой цинизм. Складывается ощущение, что нравы становятся все хуже и хуже. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. Определенную закалку я получила на педагогической практике в школе №933, попробовав себя в роли учителя, тут мой путь как педагога начался и продолжается сейчас. Могу с радостью сказать, что мне повезло с коллективом. Меня и еще двух молодых специалистов сразу тепло приняли. Но самое главное… это дети! Потому что без учеников не было бы и учителей. Сейчас я понимаю, что не только учу ребят, но они меня многому учат. Мы учимся дружить и принимать людей такими, какие они есть. Ведь я хочу в каждом ребенке разглядеть его индивидуальность, развить его способности, и я могу для каждого ребенка стать старшим другом. Придя в школу, ты начинаешь видеть систему образования в ином свете, понимаешь многие нюансы и даже недочеты. Сейчас в обществе происходят коренные преобразования, которые создают предпосылки для изменений в системе образования. Развитие школы напрямую зависит от нас, учителей, нашего творчества, нашей инновационной деятельности, которая находит свое отражение в создании образовательных учреждений нового типа, в разработке и введении новых образовательных технологий, укреплении и реализации связей с научной общественностью. Действительно, почему бы активно не сотрудничать университетам и школам? Ведь совместная работа школьников и преподавателей вузов расширяет возможности и тех и других, позволяет ученикам приобщиться к науке. В своей работе я стараюсь придерживаться принципов президентской инициативы «Наша новая школа». Сегодня использование инновационных методов обучения, нового поколения образовательных стандартов, индивидуальный подход к каждому ученику, усиление воспитательной функции образования (внеурочная работа), развитие у школьников способности к самоорганизации, решению учебных задач помогают грамотно и продуктивно организовать учебный процесс. Эта президентская программа работает! Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников я могу разбирать новый материал, а открытые педагогические площадки помогают подбирать планы уроков и необходимую литературу по любой теме! «Инновации», «методики», «творческий потенциал» – вот те слова, которые чаще всего звучат в современной школе. Ведь если ты владеешь технологиями, то владеешь миром. Но все это не решает главной проблемы – ни на одном сайте, ни в одной книге я не могу найти ответа на единственный вопрос: каким должен быть учитель? Может быть, справедливым? А может, честным? Объективным, веселым, спокойным или рассудительным? Как он должен себя вести? Как нужно обращаться к детям? А как правильно с ними общаться? Столько вопросов, а где же взять на них ответы? Наша профессия настолько живая, деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодежном сленге, моде, музыке. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить еще, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и казалось, что все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Но каким же все-таки должен быть современный учитель? Да, учитель должен идти в ногу со временем – использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Он должен быть Человеком. Надо оставлять негатив за порогом школы, а к детям идти с открытой душой и добрым сердцем. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалеком будущем. Я искренне надеюсь, что педагог XXI века станет наконец специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом. Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Еще многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию. Каждый день я, учитель, вхожу в класс. Но ни один класс не похож на другой, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать, не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняется настроение, увлечения на протяжении года, недели, одного дня и даже урока. Каждый раз встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем-то новым, а это требует наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных. Все это, бесспорно, говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая. Труд учителя неоценим в том плане, что ты в одном лице должен быть для ребят другом, мамой, помощником, ориентиром по жизненному пути и примером во всем. Я часто вспоминаю свой первый урок. Урок, который я буду помнить всю жизнь. Тот урок, где впервые целый класс принадлежал мне одной, где множество детских глаз следили за каждым моим шагом. На целых сорок минут весь окружающий мир исчез, были я и они. Были мое слово и их вера в учителя. Я точно знаю, что в школе самые главные люди – ученики. Именно для них создают учебники, пишут программы, разрабатывают методики, для них работаем мы не покладая рук. «Если ты поработал в школе, ты можешь работать где угодно», и это правда, так как нашу работу можно назвать школой жизни. Когда-то в университете нам одна из преподавателей сказала: «На уроках нужно зажечь!» Мы всегда смеялись над этой фразой, но теперь я понимаю, что это правда. Ты как учитель должен зажигательно объяснить новую тему, ты должен зажечь в сердцах и глазах детей огонек, с которым они пойдут по своему жизненному пути. А потом этот огонек обязательно к тебе вернется. Не знаю, как в дальнейшем сложится моя судьба и что меня ждет, но школа для меня – это бесценный опыт. Пока профессия учителя для меня – это моя жизнь, которой я живу каждый день, 24 часа в сутки. Но мне еще многому предстоит научиться, чтобы стать Учителем. Кто-то говорит, что учителем работать не престижно, что платят мало и нервы нужны стальные. Вот только тот, кто никогда не вел урок и не видел горящих глаз ребят, никогда и не поймет того, ради чего стоит работать учителем.
Комментарии