ВЕРА и РАЗУМ
Этой публикацией мы продолжаем серию статей, которые дают важнейшие ответы на вопросы веры в Бога.
Нашими ответами по 10 темам мы хотим побудить вас к рассуждению и изучению этих вопросов.
Кто верит, больше думает. Кто думает, сильнее верит!
8. “Обрати внимание лишь однажды на историю церкви”
1. Что стоит за этим замечанием?
“Не христианство ли виновато во многих войнах и бедствиях? Мы также вспоминаем о крестовых походах, инквизициях, молодежных волнениях и религиозных войнах. Не церковь ли вставала на сторону сильнейших и имущих, а слабые и бедные если не подавлялись, то по крайней мере игнорировались? И как можно верить во всеобщую истину, если те, кто выдает себя за обладающих ею, – а именно христиане, сами не едины и больше воюют друг с другом, нежели оказывают поддержку? Ницше был прав: “Спасенные должны бы быть более спасенными, если уж так необходимо верить в спасителя!”
2. Ответ.
Вы затрагиваете серьезную проблему. Меня также очень волнует невозможность доверия разобщенной церкви и задевает цитата Ницше, когда я соизмеряю свое поведение и свои недостатки с примерами из Библии. Но задумывались ли вы хоть однажды над тем, в какой мере существуют ваши нарушения в так называемом чисто внешнем христианстве и какое участие в этом принимали обновленные благодаря Христу люди? Знакомы ли вы с положительными социальными достижениями христианства?
Христианин – не идеальный человек, но он сознает свое совершенство и грешность и поэтому ищет прощения через Иисуса Христа. Нельзя на основании поведения одного христианина делать выводы о самом Христе. Мы должны ориентироваться на Иисуса, а не на его несовершенный земной персонал, чья связь со Всевышним осуществляется не всегда правильно. Христиане, не живущие силой святого Духа, больше удерживают людей от веры, чем указывают им путь.
Рассматривая обьективно сегодняшние социальные достижения, такие, как здравоохранение, образование, Красный Крест, реформы в тюрьмах, приюты для сирот, запрещение рабства, детского труда и т.д., можно установить, что большую часть из них удалось достичь благодаря инициативе христиан.
“Черта, разделяющая хорошее от плохого, проходит не между классами, пар-тиями или церквами, а через каждое человеческое сердце”. А.Солженицын.
“Церковь – это мы, а не священники, которые должны все за нас делать”. Татьяна Горичева.
“В свободном мире слово монах употребляется сегодня как проклятие, некоторые используют его и как ругательство. Между тем смиренные и кроткие, ищущие одиночества и молитвы в тишине, есть и среди монахов! Но на это указывают нечасто, обходя это полным молчанием”. Ф.Достоевский.
9. Может ли это быть Бог любви?
1. Что стоит за этим вопросом?
“Почему же Бог допускает в мире страдания, если он – “любовь”? Он не в состоянии помешать этому или же просто равнодушен к происходящему? А может быть, будет последовательным признать, что этот “любящий”, “справедливый” Бог не существует?”
2. Ответ.
Сравните творение с произведением искусства. Разве в запачканном или же в большей части разрушенном произведении искусства нельзя узнать мастера, который его создал?
“Да, но почему же Бог, если он так всесилен, не препятствует разрушению своего произведения? Как его предполагаемые справедливость и любовь терпят немыслимые страдания в этом мире, ничего не предпринимая против этого?”
Голод, смерть, мучения, война, природные катастрофы, а мы, христиане, говорим о безусловной любви Бога ко всем людям. Не очевидно ли тут противоречие? Именно потому, что я сам еще не испытывал таких мучений, я не претендую на понимание и способность решить эту проблему. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что мне помогло самому. Но сначала еще один вопрос: задумывались ли вы над тем, каким образом Бог, если он – любовь, решает, как распорядиться этой любовью?
Библия говорит, что Бог создал нас по собственному подобию, а это значит не как машин, а как личностей с разумом, чувствами и способностью принимать самостоятельные решения. Он создал людей в качестве своих партнеров, которым он хочет подарить свою любовь. Так как он сам – любовь, он ищет ответную любовь – чистую, настоящую любовь с нашей стороны; ибо любовь должна быть взаимной. Поэтому Бог создал нас не роботами, а свободными личностями, способными на ответную любовь. Во всяком случае он неизбежно должен принять на себя риск того, что его любовь не найдет у нас ответа. И это действительно случилось – люди не поверили в его добрый и совершенный замысел и пошли своими собственными путями. Библейский сюжет о грехопадении говорит именно об этом. Земля и все, что на ней было, первоначально были совершенны. Но из-за бунта человека Божий план был сорван и появились страдания. Страдания – не обязательно следствие вины одного человека, а в большей степени результат всеобщего протеста людей против Бога.
Так как Бог, несмотря на отход людей от него, продолжает любить их, он задумал чудесный план спасения, который должен один раз и навсегда непревзойденным образом показать его любовь. Его единородный сын принял человеческий образ. Таким образом Бог сам через Иисуса Христа принял страдания вместе с нами. Он переложил вину человечества на него, допустив смерть Иисуса за наши грехи. Таким образом были осуждены грехи, а с ними и корни страданий. Но так как многие люди не ответили на Божью любовь, страдания в этом мире все еще остаются. Во всяком случае именно в страданиях мы в особой мере можем ощутить Божью любовь и терпение. Павел, сам перенесший различного рода страдания (ср. 2-е Кор. 11, 24-28), смог воспеть силу и любовь Бога (Деян. 16, 25), и он был убежден в том, что “Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас”. (Римл. 8, 18).
Всюду, где люди действительно откровенны с Богом, они могут познать его целительную силу. В молитве вы испытаете освобождение от греха, замкнутости и оков. Наступит общее оздоровление тела, души и духа. Даже если Бог устранит не все страдания, вы в сверхполной мере познаете Божью любовь. Благодаря этому вы станете способны любить других людей Божьей любовью и поможете им облегчить многие страдания.
Учитывая любовь Бога и огромную нужду в этом мире, разумным для нас может быть лишь один ответ: признать Иисуса Христа господином нашей жизни и в качестве обновленных людей с Божьей помощью облегчать страдания в этом мире.
“У нас есть только одна, только одна настоящая задача: жить в любви со всеми нашими братьями”. Л.Толстой.
10. “Я всегда вел(а) праведную жизнь”
1. Что стоит за этим замечанием?
Необходимость в прощении, повороте к лучшему и новой жизни находится под вопросом. “Я всегда следил(а) за тем, чтобы никого не обидеть своим поведением, и всегда и всюду проявлял(а) любовь к ближнему. Конечно, я не идеальный человек, но и никогда не был язычником. В любом случае по сравнению с другими я иду правильным путем”.
2. Ответ.
Многие люди видят в Боге небесного бухгалтера. У каждого человека есть свои хорошие и плохие стороны. Без сомнения, со временем что-то накапливается и на его плохой стороне. И тогда возникает задача добиться хотя бы равновесия между сторонами: будь это хорошее отношение к своему ближнему, благотворительность, добрые дела или регулярное посещение молитвенного служения. Многие при этом пытаются добиться баланса. Если это невозможно, то они надеются на то, что их остаток вины во всяком случае меньше, чем негативные остатки других людей. Таким образом, по их мнению, у Бога нет причины в чем-то упрекать их, если речь идет о конечном итоге.
Но такая позиция противопоставлена библейским требованиям, которые намного выше, чем, например, требования в книге гражданских законов или своде общих правил. Гражданское уголовное право осуждает внутренние помыслы лишь в том случае, если они приводят к поступкам, наносящим вред окружающему миру. Иисус же приравнивает грех мыслей к греху поступков. Например, жаждущий взгляд он приравнивает к нарушению супружеской верности. (Мтф.5, 28). Точно так же с точки зрения уголовного права нельзя привлечь к ответственности за упущенное доброе дело. Библия же одинаково осуждает как за это, так и за содеянное зло. (Иак. 4, 17). Если быть справедливыми, то мы должны признать, что мы все провинились и не достигли Божьих норм. Библия говорит, что тот, кто согрешил в одном, грешен в целом, и поэтому никто, каким бы он хорошим ни был, не сможет устоять перед Богом. (Римл. 3, 23).
Но есть и другая причина, почему “праведная жизнь” недостаточна для Бога. Уже упомянутая позиция “Бог может быть мною доволен” указывает на давний грех человека – на его самодовольство и его желание быть автономным, независимым от Бога. Наша давняя вина заключается не только в различных грехах мыслей и поступков, но и в нашем превосходстве над Богом и вере в то, что мы можем обойтись без него. Отдельные грехи мыслей и поступков в этом случае – знак полного отдаления и отчуждения от Бога.
Нерешительность и равнодушие к любви Бога осуждаются Библией в такой же мере, как и откровенное неверие (ср.Откр. 3,14).
Так как мы сами даже благодаря большим усилиям не можем устоять перед Богом, Бог взял все на себя: Иисус покаялся от своего имени в нашем грехе. Наша задача – заменить собственные усилия на Его усилия. Бог сделал нам подарок в лице Иисуса. Но для того, чтобы мы смогли его принять, наши руки должны прежде освободиться от собственных усилий, за которые мы так напряженно держимся. Библия постоянно подчеркивает, что, только доверяя Иисусу Христу и принимая Божью милость, мы сможем устоять перед Богом и получить вечную жизнь. Наша собственная воля и наши собственные усилия могут стать нам препятствием, если наш взгляд будет направлен на нас самих, а не на Бога. “Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился”. (Еф. 2, 8-9).
Важнейшая заповедь – всем сердцем любить Бога и людей. Это возможно лишь в том случае, если мы будем открыты к его любви. И этим мы постигнем назначение человеческого бытия.
“Бог должен быть признан в середине жизни, а не в смертный час; в здравии и силе, а не в страданиях”. Дитрих Вонхофер.
Комментарии