Когда после странствий-скитаний по чужим землям я возвращался домой, родные начинали расспрашивать об увиденном и услышанном. Заходила речь и о блюдах, которыми меня потчевали на чужбине под разными крышами. И вот, когда уже близкие как будто утолили любопытство, подавал голос дед: «А чи варят в тех краях борщ?» Я пожимал плечами: «Наверное, нет…» Деда это ничуть не удивляло. «Да разве ж они способны на такое», – хмыкал он. Тут наконец спохватывалась бабушка: «Хватит парня теревенями кормить – он же с дороги. Быстрее, онучек, мой руки и к столу. Я сейчас борща насыплю…»
ти детские воспоминания всегда со мной. Память постоянно подбрасывает картинки из далекого детства. Родина – это прежде всего, наверное, первые детские впечатления. С самых первых шагов человек осваивает окружающий мир, вдыхая запахи родной земли, любуясь ее красками, растворяя в себе ее дивные звуки. Древние говорили: «Загляни в каплю воды и ты увидишь весь мир». Я уверен, что в любом регионе в миниатюре представлены все ландшафтные зоны планеты. За деревьями можно вообразить лес, за песчаным пятачком – пустыню, за холмами – горную гряду, за прудом – озеро, а то и море. Приходи, смотри, сравнивай, познавай. А еще люди, их сообщество – родные, соседи, земляки. Твой народ. Образ жизни предков, их традиции, вера, обычаи, обряды, семейные и общественные отношения – это сегодняшний день каждого из нас. Я уверен: в природе, окружающей юного гражданина с детства, памятниках истории и культуры, жизни народа, его ежедневных делах и заботах, культурном багаже, фольклорных традициях, образных и афористичных особенностях языка содержатся ответы на все самые сложные вопросы бытия.
Краеведение сегодня – это и наука, и в какой-то мере образ мышления жителя любого края. В первую очередь это относится к школьному учителю. Вообще к школе. Ко всей системе образовательной и воспитательной работы в ее стенах. Как привить любовь к малой родине? Как выделить в ней то важное и насущное, которое гражданин пронесет через всю жизнь? Как изучать родной край? Лучше всего измерить его своими шагами.
Некоторые школы начинают учебный год с урока краеведения. Это своеобразный зачин всего учебного процесса, «напутное слово» родной земли. А если начать учебный год с краеведческого путешествия? Пусть очень короткого, пусть даже это будет прогулка за околицу села, автобусная поездка в заповедное урочище, к памятнику-символу. Традицией во многих школах, кстати, стало подобными путешествиями завершать учебный год. Это своего рода последняя точка, подведение итогов и в то же время тренировка перед «серьезными» летними походами.
Можно совершить путешествие по местному «экватору» – от крайней восточной до крайней западной точки региона или пройти по «меридиану» – от крайней северной до крайней южной точки. После этих географических экспедиций можно попытаться определить географический центр региона. Для этого по границам вырезают его карту, которую наклеивают на тонкий картон. Острие иглы, на которой будет уравновешена карта, укажет географический центр. Простенький памятный знак в этом месте в виде валуна с выбитой надписью или столба с прикрепленной к нему табличкой вполне можно установить силами школы. Кстати, подобными знаками могут быть обозначены уникальные природные памятники региона, отмечены выдающиеся исторические события. Когда-то возле устья Днепр перегораживали мощные пороги. В самых различных источниках я находил упоминание об этой каменистой гряде. «О, Днепре-Славутичу! Ты пробил еси каменные горы!» – именно так когда-то обращался автор «Слова о полку Игореве» к великой реке. Самым грозным порогом считался Ненасытец. Ныне этот и другие пороги скрыты под водой, однако память о характерной каменистой преграде, давшей название большому городу (речь о Запорожье), жива в стихах, песнях, легендах. Место порога (тут, кстати, по преданию погиб киевский князь Святослав) в правобережном селе Никольском обозначено табличкой, прикрепленной к валуну еще в дореволюционные годы. В левобережной Васильевке о каменистой преграде напоминают лишь камни на берегу. Километрах в четырех от Васильевки, правда, находится село Ненасытец. Местные жители гордятся тем, что с подобным названием на земном шаре нет ни одного населенного пункта. Желающих и в Украине, и в России совершить путешествие по местам бывших порогов хоть отбавляй. Во время одной из моих краеведческих экспедиций я побывал в Васильевке. Расспрашивая директора местной школы о старожилах, которые помнят «голос» грозного порога, я предложил ему на склоне, спадающем от школы к реке, врыть в землю обелиск в виде обломка гранита (валунов разных размеров в округе хоть отбавляй), на котором выбить название порога. «Можно и цепями его обнести, и якоря притащить – по хатам этого добра хватает», – воодушевился директор. Он тут же позвонил в роно (старые привычки в нас бывают покрепче иных каменьев), чтобы согласовать инициативу. Не знаю, установлен или нет памятный знак в Васильевке, однако недавно, проезжая по трассе Запорожье – Днепропетровск, я увидел дорожный указатель с надписью «Порог Ненасытец. Место гибели Святослава». Подобные информационные указатели, обелиски, памятные знаки, даже простенькие деревянные таблички можно установить возле чем-то примечательных источников, скал, курганов. Кстати, заодно и обиходить заилившийся родничок, расчистить замусоренную полянку, подсадить деревца.
Венец любого путешествия, экспедиции – зримые для всех итоги, наглядное их оформление. Важная часть краеведческой и воспитательной работы – последующая камеральная обработка в стенах школы полученных во время полевых исследований данных. Уверен, в этом должным образом обработанном и систематизированном бесценном краеведческом материале (как, между прочим, в подготовке и проведении самих экспедиций) должны быть заинтересованы учителя-предметники, прежде всего историки, биологи, преподаватели филологических дисциплин. Их уроки станут намного ярче, доходчивее, интереснее, если будут дополнены примерами из знакомой для ребят с детства родной природы, окружающей их народной жизни, героических деяний земляков. Итогом похода-экспедиции может стать выпуск стенгазеты, специального журнала, альманаха, публикация материалов в школьных научных сборниках, проведение викторин и конференций, даже участие в научной работе колледжа или вуза, местного краеведческого музея. Научные работники будут весьма благодарны школьникам за помощь. Можно даже заключить с ними долговременный взаимовыгодный контракт на поставку краеведческого материала.
Весьма увлекателен (здесь даже можно ввести элемент соревнования – кто быстрее, больше, оригинальнее?) для ребят сбор во время путешествия экспонатов для своего школьного музея. Самое простое его оформление – фотографическое. Сегодня цветное цифровое фото (тем более подработанное с помощью компьютера) позволяет ярко, образно, содержательно (при этом сравнительно недорого) представить в экспозиции, скажем, всю природную палитру края, уникальность и разнообразие его исторических и культурных памятников…
…Жизнь мчит нас. Что там, на очередном витке? Что за ближайшим поворотом? А может, не стоит гнать так стремительно, желая заглянуть за горизонт? Может, пришло время остановиться и присесть на обочине? Напиться свежей прохладной воды с придорожной криницы, вдохнуть запах полыни, наклонить ветку дикой яблоньки и сорвать плод. Потом оглянуться на пройденный путь, приметы которого не успел, да и не собирался запоминать. И обратиться к памяти сердца…
Комментарии