search
main
0

Венец природы – человек Методические рекомендации. 6-й класс

Маленький человек полз по иссохшей земле, задыхаясь от смрада и дымной гари. Земля, похожая на кору высохшего дерева, была покрыта трещинами, буграми, коростой. На огромном открытом пространстве зеленых деревьев не было видно, и только жалкие кустики, как обрывки колючей проволоки, разбегались по земле, цеплялись за одежду и больно ранили руки. Очень хотелось пить, но в лужах застыла коричнево-зеленая жидкость, вызывавшая отвращение. Он забыл, сколько времени полз, куда и зачем он движется, не мог понять, почему рядом нет никого из близких.
Не знал он и того, что его ждет впереди.
Он только прошептал: “Мама…”
Вдруг появился тихий, жужжащий звук, пробудивший безотчетное чувство страха: “Что делать?.. Где спрятаться?.. Ма-ма…”
И… Маленький человек проснулся. Яркость изумрудной травы заставила зажмуриться. Солнце, в зените, сильно припекло щеку. Нарушивший тишину шмель успел убраться подобру-поздорову. Человечек оглянулся и увидел пеструю бабочку, которая при каждом дуновении легкого ветерка с реки беззаботно раскачивалась на синей головке колокольчика. И вместо того чтобы заплакать, он тихо рассмеялся…

Тема “О происхождении Земли и жизни на ней”

На этом уроке ты:
знакомишься с наиболее известными версиями происхождения планеты Земля;
получаешь представление о критериях жизни;
узнаешь о самых распространенных теориях происхождения жизни на Земле;
определяешь духовную связь человека с природой.

Главные понятия темы:
живая и неживая природа;
критерии жизни.
Посмотри внимательно на все, что тебя окружает. Это комната и вещи в ней. Это дома, деревья и животные. Это люди, знакомые и незнакомые. Это огромное небо, ярко-голубое или свинцово-серое. А случалось ли тебе смотреть на небо ночью в ясную погоду, когда видны далекие мерцающие звезды? Задумывался ты о том, всегда ли существовал этот привычный тебе мир? Каким все это было раньше? С чего все началось?
Современные ученые на основе последних данных науки и применения новейших астрономических методов исследования утверждают, что Вселенная, часть которой открывает перед тобой звездное небо, бесконечна. Она состоит из множества миров, и Млечный Путь – только часть огромного мира. В спирали Млечного Пути, или Галактики, находится Солнце. Оно является главным светилом Солнечной системы. Вокруг него вращаются девять планет, и только планета Земля – родина человечества. Она очень мала по сравнению с Галактикой. Вся Вселенная – это бесконечное множество галактик.

Вселенная – весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве.
Млечный Путь:
1) светящаяся полоса, пересекающая звездное небо. Представляет собой огромное количество неразличимых глазом звезд;
2) название Галактики – звездной системы в виде спирали, к которой принадлежит Солнце.
Солнечная система состоит из центрального светила – Солнца, вокруг которого обращаются девять больших планет, множество малых планет, кометы и метеорное вещество (межпланетная пыль).
Сколько Земле лет? На этот вопрос нет точного ответа. Как она образовалась? И на этот вопрос существуют только предположительные ответы, или гипотезы.
Немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804) считал, что наша Солнечная система возникла из гигантского холодного пылевого облака, частицы которого взаимно притягивали друг друга, образуя сгущения. Сгущения со временем обратились в планеты и Солнце.
Французский ученый Пьер Лаплас (1749-1827) предположил, что некогда раскаленное вращающееся облако начало остывать. При этом оно сжималось, выбрасывая в пространство многочисленные газовые кольца, которые в свою очередь также остывали и уплотнялись. В центральной части облака образовалось Солнце. Сгустки остывших газовых колец дали начало планетам.
Английский ученый-астроном и писатель Фред Хойл (род. в 1915 г.) полагал, что Солнце было двойной звездой, один из компонентов которой взорвался, и из осколков образовались планеты.
В 30-е годы прошлого века англичанин Джеймс Джинс (1876-1948) выдвинул версию, согласно которой пролетавшая мимо Солнца большая звезда вырвала из его оболочки кусочек, который распался на капли. Они дали начало планетам.
Известный российский ученый Отто Юльевич Шмидт (1891-1956) предложил свою гипотезу образования планет. Миллиарды лет назад Солнце было окружено протопланетным облаком, состоящим из холодных и твердых пылинок и частиц замерзших газов. Вращаясь вокруг Солнца, они сталкивались друг с другом и как бы слипались. С течением времени облако сплющивалось, а сгустки начали двигаться по круговым орбитам, постепенно превращаясь в планеты. По гипотезе О.Ю.Шмидта, Земле понадобилось примерно 100 млн. лет для того, чтобы приобрести свои размеры. При этом наша планета уплотнялась и испытывала удары крупных небесных тел. Недра Земли расплавлялись, и она была подобна раскаленному шару. Вещества, из которых Земля состояла, перемешивались: более тяжелые опускались вниз, а более легкие устремлялись вверх, где, остывая, образовали земную кору. Поднимающиеся газы составили ее газовую оболочку – атмосферу. При этом все на Земле находилось в движении, на ней царствовали вихри и ураганы. Когда температура Земли достигла +1000С, на планету хлынули потоки горячей воды, которые образовали первичный океан.
Произошло рождение Земли 5 миллиардов лет назад.
Но появление планеты Земля вовсе не означало рождения жизни на ней. Прежде чем ответить на вопрос, как возникла жизнь, давай определим, что такое ЖИЗНЬ. Казалось бы, легко разделить окружающую нас природу на живую и неживую.
Продолжи фразы:
Неживая природа – это…
Живая природа – это…
Немало ученых ломали и ломают голову над вопросом, что такое жизнь. В самом общем виде критерии жизни определяются учеными так: все живое обязательно имеет:
обмен веществ;
способность к самовоспроизведению;
способность к индивидуальному развитию;
способность к историческому развитию, или эволюции.

Это интересно
Млечный Путь насчитает около 100000 звезд. Световой луч проходит его от одного конца до другого за 1000000 лет.
Объем Солнца больше объема Земли в 1300000 раз, масса – в 330 раз, а поперечник – в 109 раз.
Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Его объем и масса меньше земных в 20 раз.
Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер, по объему он больше Земли в 1320 раз, а по массе – в 318 раз.

Все живые организмы так или иначе ДЫШАТ, РАСТУТ, РАЗВИВАЮТСЯ, ПРОИЗВОДЯТ СЕБЕ ПОДОБНЫХ. К живым организмам мы относим растения, животных и людей.
Теперь живое появляется только из живого. А как же появился самый первый живой организм? Уровень современных знаний не дает окончательного ответа на этот вопрос. Среди самых распространенных теорий возникновения жизни на Земле можно выделить следующие:
1. Жизнь была создана сверхъестественным путем в определенное время (и наука пока не в состоянии это опровергнуть).
2. Жизнь возникала неоднократно из неживого вещества. (Эту теорию называют теорией самопроизвольного зарождения).
3. Жизнь существовала всегда.
4. Жизнь возникла на Земле в результате очень сложных процессов, подчинающихся химическим, физическим и биологическим законам (теория биохимической эволюции).
Каждая из этих теорий имеет свои доказательства и своих сторонников. Остановимся на последней теории (она логически близка к гипотезе происхождения Земли О. Шмидта). Первичная атмосфера Земли совсем не походила на современную. Она не была плотной и состояла совсем из других, нежели сейчас, газов. (Какие из них ты знаешь?) Вода находилась в парообразном состоянии, так как Земля была горячей. В атмосфере не было кислорода, и, как это ни странно, может быть, именно поэтому возникла жизнь. Лабораторные опыты показывают, что органические вещества, которые являются основой всех живых организмов, гораздо легче создаются без кислорода. (Впервые такое предположение высказал русский ученый А. Опарин в 1923 г.).
Этому способствовал и высокий уровень радиации Солнца, который сейчас задерживается озоновым слоем. Наконец, необходимо заметить, что большинство ученых склоняются к тому, что жизнь зародилась в воде – первичном океане. И ту, первую, среду ученые называют “первичный бульон”. Но как ни стараются они воссоздать что-либо похожее в современных лабораториях, пока из органических веществ получить самые простые живые организмы не удается. А самым трудным остается объяснение появления способности живых организмов производить себе подобных. Кроме всего прочего, эта теория происхождения жизни позволяет думать, что жизнь зародилась случайно. Однако Фред Хойл высказал мнение, что поверить в то, что жизнь возникла случайно, так же трудно, как поверить в то, что “ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга-747”.

Это интересно
Расстояние от Земли до Луны 389000 км.
Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Таким образом, современная наука бьется над разрешением вопросов о происхождении нашей с тобой планеты Земля, определением критериев жизни (а может быть, есть и другие ее формы?), зарождения жизни на Земле, о возможности ее существования в необъятном космосе.
Моря и океаны, озера и реки, горы, равнины, пустыни и даже воздух нашей планеты населены живыми существами. Ты как олицетворение частички жизни окружен множеством тайн. Возможно, именно твоя любознательность, настойчивость, самоотверженность и целеустремленность позволят приоткрыть некоторые из них.
Как бы человечество ни объясняло происхождение жизни, свою тесную связь с природой люди чувствовали и осознавали всегда. И это не случайно. Человек находится во взаимосвязи со всеми формами жизни на Земле. Но его называют одухотворенной частью природы. Только ему подвластно понять и оценить ее значение и красоту.
Природа была источником не только жизни человека, но и великих его творений. Она вдохновляла людей искусства. Картины природы отражены в живописи, музыке, литературе. Природа вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства.
Народное творчество создало многочисленные поэтические образы-символы, заимствованные у природы: красное солнышко, ясный месяц, мать-сыра земля, синий море-океан, ивушка плакучая, березонька белая, дуб могучий, ласточка-касаточка, лисичка-сестричка, мишка-торопыжка, зайчик-побегайчик и множество других. Эти символы служат мерой красоты и добра, величия и скромности, благородства и смелости, силы, удали, смекалки.
Красота природы и познание ее законов помогают человеку строить свою жизнь, создавать прекрасные вещи и города. В природе все продуманно и совершенно. Нужно только научиться к ней прислушиваться.

Вопросы и задания
1. Раздели текст урока на смысловые части и озаглавь их. (Вариант: составь план к тексту урока).
2. Ответь на вопросы:
Как ученые объясняют происхождение Земли? Сколько Земле лет?
Что мы относим к неживой природе, а что к живой?
Чем отличается все живое от неживого?
Какие существуют теории о зарождении жизни на Земле?
Чего ученые не могут объяснить?
В чем состоит важность познания человеком законов природы?
3. Сделай рисунки к темам “Рождение Земли”, “Зарождение жизни на Земле”. (За основу возьми показавшуюся тебе наиболее привлекательной версию).
4. Найди дополнительные сведения к вопросам по теме урока.

Домашнее чтение
Мифы народов мира о возникновении Земли и жизни на ней
Складывающиеся религии впитывали в себя древнейшие мифологические сюжеты о сотворении мира. В этом плане общебуддистская мифология близка брахманистской и индуистской, а мусульманство испытало влияние христианства и иудаизма.
Древнекитайские мифы
(сложились в III-II вв. до н.э.)
К числу китайских мифов относится миф о хаосе, который являл собою бесформенную массу, подобно содержимому куриного яйца. Не было еще ни неба, ни земли, и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме. И вот начинает расти божество Пань-гу, одновременно с этим небо отделяется от земли. Пань-гу создает явления природы: с его вздохом рождаются ветер и дождь; с выдохом – гром и молния; он открывает глаза – наступает день; закрывает – наступает ночь. Когда Пань-гу умирает, его локти, колени, голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле – в деревья и травы, паразиты на теле – в людей.
В другой части Китая родилась версия о том, что людей создала прародительница Нгой-ва: она вылепила людей из лесса и глины и представлялась им в виде получеловека-полузмеи (или дракона).

Это интересно!
Есть ли жизнь во Вселенной?
Выдающийся русский философ Н. Федоров считал, что жизнь может существовать не только в биологических, но и в других формах. “Хомо сапиенс не есть завершенное создание, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее”. (В. Вернадский).
По мнению К. Циолковского, высшая жизнь в космосе “распространяется в громадном большинстве случаев путем размножения и расселения, а не путем самозарождения…
Разум и могущество высших веществ, зародившихся на высших планетах, заселяют своим потомством иные миры. Они предвидят взрывы планет и угасание солнц и удаляются с них в безопасные места”.
Современные сторонники космической версии происхождения человека считают, что человек создан из космического вещества и подчиняется космическим законам. Но если космос создал разумную материю в лице человека, то логично предположить, что и вся Вселенная состоит из мыслящего вещества. Эта организованная космическая материя вовсе не должна повторять человека. Она может иметь бесчисленное множество форм.
Возможно существование антимиров и параллельных миров.

Тема “О взаимных отношениях главных компонентов природы”

На этом уроке ты:
получаешь представление об общем ходе эволюции;
объясняешь важность главных составляющих природы:
солнца;
воды;
атмосферы;
почвы;
минеральных веществ;
животных и других живых организмов;
подходишь к пониманию единства мира живой и неживой природы.

Главные понятия темы:
потребности человека;
компоненты живой и неживой природы.
Жизнь зародилась в виде крошечных организмов, которые не были ни растениями, ни животными. Им предстоял длительный путь видоизменений и превращений, для того чтобы современная планета Земля была наполнена великим многообразием животного и растительного мира. Необратимое историческое развитие живой природы называется ЭВОЛЮЦИЕЙ. В процессе эволюции живая природа преображалась на фоне серьезных изменений неживой природы – геологической структуры Земли, ее рельефа, климата. Все находилось в движении. Не все выдержало испытание временем. Многие животные и растения исчезали с лица земли. а другие появлялись. Все эти процессы изучают науки геология, палеонтология, биология, история и другие. Рассмотри внимательно рисунок-таблицу, которая в самом общем виде отражает процесс эволюции на Земле.
По каким законам развивались живые организмы? И вновь мы вынуждены признать, что современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Великий английский ученый-исследователь, биолог Чарльз Дарвин (1809-1882) выдвинул теорию, которая произвела ошеломляющее впечатление на современников и остается одной из главенствующих до сих пор. Она имеет прочное теоретическое и практическое обоснование и показывает неразрывное единство мира живой природы. Однако сам Ч. Дарвин признавал, что многое остается неразгаданным: “Что касается меня, то… я смотрю на геологическую летопись как на историю мира, сохранившуюся не вполне и написанную на изменявшемся языке, – историю, из которой у нас имеется только один последний том, касающийся только двух или трех стран. От этого тома сохранилась только в некоторых местах краткая глава, и на каждой странице только местами уцелело по нескольку строчек”.
Развитие живой природы увенчалось появлением человека. В каких отношениях с природой он находится сейчас?
Давай вспомним пирамиду потребностей. В основание ее мы положили биологические потребности, ближе к вершине – эстетические, духовные.
И те и другие удовлетворяются только посредством природы.
Среди биологических потребностей, которые нужны человеку как живому организму, мы выделили потребность в воздухе, воде, пище и тепле. И только природа Земли пока является тем источником, который может их удовлетворить.
СОЛНЦЕ является источником света и тепла. Поскольку Земля – шарообразная, то лучи Солнца попадают на нее под разными углами. Это означает, что чем меньше угол падения, тем меньше света и тепла она получает, и наоборот. Этим и определяется большое количество природных зон Земли.
Важное значение для образования природных зон имеет также ВЛАЖНОСТЬ. Количество осадков в разных природных зонах разное, что определяет наличие в них тех или иных видов растений и животных (хотя микроклимат определяется также и горами, и ветрами).
Человек в меньшей степени зависит от влажности, но без ВОДЫ он жить не может. Если без питательных веществ человек способен продержаться несколько месяцев, то без воды – всего несколько дней. Воды человеку ежедневно требуется в два раза больше, чем питательных веществ. В среднем в организме растений и животных содержится более 50% воды (в человеке – 65%). Но человеку нужна ЧИСТАЯ и ПРЕСНАЯ ВОДА. 96,5% воды на Земле – это соленая вода океанов и морей. Только 3,5% объема всей воды находится на суше, пресной же воды и того меньше – 2,5%. Без воды не может существовать ни один живой организм, так как жизненные процессы протекают в водной среде и с участием воды.
Атмосфера – газообразная оболочка Земли и других небесных тел: планет, Солнца, звезд.
Подобно волшебному покрывалу нашу планету окружает воздушная оболочка – АТМОСФЕРА. Она защищает ее от сильного нагревания и переохлаждения, космических излучений, метеоритов. Кислород – один из главных газов, поддерживающих жизнь на Земле. Он начал поступать в атмосферу на позднем этапе ее развития. Ученые считают, что появлением кислорода земляне обязаны растениям, которые могут его вырабатывать. (Таким образом, растительность на суше появилась раньше, чем первые животные). Но кроме кислорода воздух содержит углекислый газ, азот и другие компоненты. Очень важно, чтобы все эти газы находились в правильном соотношении друг с другом, иначе все может погибнуть.
Ходит же человек по ЗЕМЛЕ. Сушу составляют все материки и острова. Горы и равнины придают суше разную форму.
Тончайшая поверхность земли, образующая плодородный силой, называется ПОЧВОЙ. Почва – величайшее природное богатство. Она образуется в результате сложного взаимодействия горных пород, климата, воды, микроорганизмов, растений, животных, человека. В почве живут многие микроорганизмы. Она – источник производства продовольствия для человека, важное звено взаимосвязей живых организмов.
Живые организмы нуждаются также во множестве минеральных веществ, которые есть и в воде, и в земле, и в воздухе, а кроме того, в полезных ископаемых, содержащихся в недрах земли.
РАСТЕНИЯ являются основным источником органических веществ, которые служат пищей для животных и человека. Растения обладают замечательной способностью поглощать вредный для человека углекислый газ и выделять необходимый для дыхания всех живых организмов кислород. Называется эта способность фотосинтезом.
ЖИВОТНЫЕ нужны растениям, друг другу и человеку. Они разносят пыльцу, споры и семена и тем самым способствуют расселению растений и грибов. ПТИЦЫ защищают растения от вредителей. Обитатели почвы рыхлят ее, способствуя разложению и перемещению органических веществ из одних слоев почвы в другие, проникновению в нее воды и воздуха. Человек использует животных для получения необходимых продуктов питания, сырья для промышленности. Человек получает от животных мясо, молоко, жир, яйца, мед, икру; шерсть, пух, мех, шелк, воск, перламутр, яд (змей и пчел) и многое другое.
ГРИБЫ и БАКТЕРИИ разлагают сложные вещества мертвых животных и растений на более простые, которые вновь поглощаются растениями. Следовательно, грибы и бактерии также участвуют в общем круговороте веществ.
Какие же сложные взаимосвязи образовались в природе! Мы увидели, что все связано со всем. Человек обязан природе и своим происхождением, и своим будущим!

Это интересно!
Общая масса животных составляет 2% всего живого нашей планеты.
Самая многочисленная группа среди животных – беспозвоночные, они составляют 95-99% всей биомассы.
Самый многочисленный и многообразный класс животных – насекомые. В одном гектаре леса живет до 6 млн. насекомых.

Задания и упражнения
1. Объясни, как ты понимаешь общий ход эволюции, используя таблицу-рисунок к уроку.
2. Петр Николаевич Кропоткин предложил представить всю историю Земли в виде кинофильма. Заставь поработать свое воображение и попробуй “посмотреть” такой кинофильм, зарисовывая его содержание в виде кадров кинопленки в тетради. При этом используй материалы 2-го и 3-го уроков. Один кадр кинофильма – это 1 млн. лет. Он длится 1 секунду.
Какое количество кадров (и времени) будут занимать важные эпохи в истории Земли? Какую часть займет человеческая цивилизация? Сколько времени продлится весь фильм?
3. Назови важнейшие компоненты неживой и живой природы. Объясни их значимость для человека. Сделай выводы.
4. Признавая безусловную полезность растений и животных в природе, поговорим о том, нужны ли они в доме. Всем известно, что взрослые обычно не возражают против цветов, а вот к домашним животным относятся по-разному.
Продолжи фразы:
“Растения в доме – это…”
“Животные дома – это…”
Посвяти маленькие рассказы своим домашним питомцам. Начни примерно так:
“Когда я поливаю домашние цветы, то…”
“Когда я наблюдаю за попугайчиком Кешей…”
“Если бы у меня не было щенка, то…”
“Если бы рыбки умели говорить…”

Марина СУББОТИНА,
учитель граждановедения

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте