Конструкторское бюро А.С. Яковлева приобрело в СССР широкую известность во второй половине 1930-х гг., став «законодателем мод» легкомоторной авиации. В КБ было создано множество образцов учебных, спортивных, гоночных, почтовых и небольших пассажирских самолетов. Многие из них строились серийно, а УТ-1 и УТ-2, долгие годы были основными учебно-тренировочными машинами советских ВВС и аэроклубов. В 1930-е КБ сформировал особый стиль проектирования: исключительное внимание к аэродинамике, характеристикам устойчивости и управляемости, весовому совершенству конструкции, стремление к максимальной простоте и технологичности компоновки, ориентация на самые доступные и дешевые материалы. Накануне Второй мировой войны КБ вплотную занялось разработками военной авиатехники.
ББ-22 (Як-4) – первая боевая машина, созданная КБ в инициативном порядке. Поражало аэродинамическое совершенство небольшой двухместной машины, которая даже не с самыми современными для того момента моторами М-103 показала на испытаниях летом 1939 г. скорость полета 567 км/ч – на 80-150 км/ч выше, чем у всех советских серийных истребителей и бомбардировщиков. Это в условиях всеобщей борьбы за скорость привлекло внимание не только авиаспециалистов и руководителей авиапромышленности, но и главы государства.
Несмотря на такое начало, дальнейшая судьба самолета оказалось не столь счастливой. Путем модификаций его предполагалось использовать в трех вариантах: ближний бомбардировщик, разведчик, истребитель сопровождения. Наибольший интерес военные проявили к бомбардировщику, и в 1939 г. началась подготовка его серийного производства.
По требованию военных на ББ-22 увеличили экипаж до трех человек, установили стандартную турель с 7,62-мм пулеметом ШКАС. Значительно увеличилась масса и ухудшилась аэродинамика. Скорость полета снизилась почти на 50 км/ч, дальность составляла всего 800 км, что немного превышало дальность полета бронированного штурмовика Ил-2. Новые, более мощные моторы М-105 (в этом варианте самолет получил наименование
Як-4) ситуацию принципиально не изменили.
Несмотря на многие недостатки, ББ-22 и Як-4 строились серийно в 1940-1941 гг. и использовались на начальном этапе Великой Отечественной. В 1941 г. Як-4 был снят с серии.
Як-1 – первый истребитель КБ, разработка которого началась в мае 1939 г. сразу после двух совещаний в Кремле, где была принята беспрецедентная по масштабам программа модернизации советских ВВС. Большое значение придавалось сроку выхода машины на испытания. Проектирование нового самолета, получившего индекс И-26, заняло фантастически короткий срок – 99 календарных дней. Это тем более удивительно, что КБ Яковлева в то время насчитывало всего 45 конструкторов, чертежников и 152 рабочих, а вся база опытного производства состояла из 44 станков.
И-26 после испытаний был запущен в серию под маркой Як-1 и стал родоначальником семейства самолетов «Як», составивших большую часть советской истребительной авиации Великой Отечественной войны, и принес всемирную известность своим создателям.
Этот истребитель отличался от других отечественных машин данного класса легким управлением, хорошей устойчивостью и малой массой. У него были высокие скоростные характеристики, а вооружение – два 7,62-мм пулемета ШКАС и одна 20-мм пушка ШВАК – уступало только гораздо более тяжелому ЛаГГ-3. По большинству показателей самолет явно превосходил наиболее массовый на то выремя немецкий истребитель «Мессершмитт-109Е».
Як-1 – один из немногих советских самолетов, выпускавшихся серийно почти всю войну. На фронте он появился летом 1941 г., а прекращено его производство было в 1944-м. Всего было построено 8734 истребителя, которые пользовались большой популярностью у летчиков.
Як-1 многократно модифицировался. С лета 1942 г. самолеты стали оснащать более мощным мотором М-105ПФ (1210 л.с. против 1100 л.с. у
М-105П), существенно улучшили обзор, установив фонарь каплевидного типа, усилили вооружение (вместо двух ШКАС – один крупнокалиберный пулемет БС). Во второй половине 1942 г. начали улучшать аэродинамику планера. В результате характеристики истребителя значительно улучшились, по скорости Як-1 не уступал, а по маневренности превосходил немецкие самолеты.
Як-7 появился на фронтах уже в ходе войны. Он разработан на основе учебно-тренировочного самолета. Накануне войны для обучения летчиков полетам на истребителях нового поколения ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 был разработан в КБ Яковлева на основе Як-1. Новая двухместная машина Як-7УТИ была модификацирована, получив обозначение Як-7В (т.е. вывозной). Она отличалась от базового варианта неубирающимся шасси, отсутствием вооружения и другими упрощениями конструкции, став основным и единственным учебно-тренировочным истребителем советских ВВС.
В ходе серийного выпуска
Як-7УТИ возникла идея об одноместном истребителе при почти полной унификации производства. Им стал Як-7. Он по своим данным оказался очень близок к Як-1, но отличался лучшими пилотажными качествами и более мощным вооружением (вместо двух ШКАС – два новых крупнокалиберных пулемета БС). Появлялись и новые модификации с большей мощностью мотора, лучшей аэродинамикой и обзором (Як-7А, Як-7Б). В общей сложности выпущено 6399 Як-7. Он стал основой для Як-9.
Як-9 – самый массовый советский истребитель Второй мировой войны. За 2,5 года авиапром СССР изготовил 14579 Як-9 – больше, чем Як-1 и Як-7, и примерно столько, сколько американская промышленность выпустила своих лучших истребителей «Мустанг» за четыре военных года. В середине 1944 г. Як-9 на фронте было больше, чем всех других отечественных истребителей вместе взятых. Як-9 выпускался дольше, чем какой-либо другой советский самолет, применявшийся в боевых действиях Второй мировой войны. Его производство завершилось в декабре 1948 г.
Конечно, все это объясняется высокими боевыми качествами Як-9 и способностью к модификациям, которые позволяли постоянно наращивать его боеспособность. За основу Як-9 был взят истребитель Як-7Б, на котором вместо деревянных лонжеронов крыла поставили металлические и провели ряд других улучшений, в результате самолет приобрел те качества, которых ему так недоставало. По скорости и скороподъемности Як-9 был близок к лучшим немецким машинам, но превосходил их по маневренности, что было важным преимуществом в воздушных боях.
Производство Як-9 наладили очень быстро, и уже осенью 1942 г. на Сталинградском фронте появились первые машины этого типа. За время выпуска Як-9 претерпел множество модификаций. Выпускались самолеты с крупнокалиберным пушечным вооружением (Як-9Т и Як-9К с пушками калибра 37 и 45 мм), с бомбовым вооружением до 400 кг, размещенным за кабиной пилота
(Як-9Б), разведчики (Як-9Р), истребители с повышенной дальностью полета (Як-9Д и
Як-9ДД), двухместные учебно-тренировочные машины (Як-9В). А самая радикальная модификация – Як-9У – появилась на фронте во второй половине 1944 г. с более мощным мотором
ВК-107А и улучшенной аэродинамикой. Характеристики истребителя повысились настолько, что ему не было конкурентов среди немецких машин.
Як-3 появился на фронте относительно поздно, летом 1944 г. Тем не менее он стал одним из самых известных самолетов Второй мировой войны. Летчики, которые воевали на Як-3, говорят о нем в превосходной степени, многие считают его лучшим истребителем Второй мировой войны.
Проектные работы над Як-3 начались в середине 1942 г. Была задача построить самолет, который в воздушном бою превосходил бы все истребители врага. За основу взяли Як-1. Основные направления его модификации – улучшение аэродинамики и максимальное снижение массы при сохранении вооружения. Были уменьшены габариты крыла, поставлены новые, более легкие металлические лонжероны и значительно улучшена аэродинамика компоновки. Эффект от снижения массы более чем на 200 кг и заметного уменьшения лобового сопротивления оказался очень сильным. А когда в 1943 г. появилась новая, более мощная модификация мотора (М-105ПФ-2), командование ВВС потребовало срочно начать выпуск Як-3. Первые серийные машины появились в марте 1944 г.
Истребитель Як-3 с блеском прошел войсковые испытания на фронте. По скорости, скороподъемности, маневренности и характеристикам разгона у него не было конкурентов. Вдобавок
Як-3 отличался великолепной управляемостью и простотой в пилотировании. В воздушных сражениях летчики на Як-3 одержали множество побед при минимальных потерях. Конечно, он не заменял другие истребители с более сильным вооружением, дальностью, другими качествами, но прекрасно дополнял их, воплощая идею легкой, скоростной и маневренной машины воздушного боя.
С этой задачей Як-3 справлялся прекрасно. В 1944 – первой половине 1945 гг. построено 4111 Як-3. Последние 10 месяцев войны на нем сражались летчики известного полка «Нормандия-Неман». Французы вернулись домой на подаренных советским правительством боевых машинах. 40 истребителей Як-3 прослужили в этом полку, а затем во французских летных школах без единой катастрофы аж до 1956 г. Як-3 был представлен в парижском музее авиации как один из выдающихся образцов боевой техники и символ советско-французского единения в борьбе с фашизмом.
Комментарии