Работая не просто в системе высшего профессионального образования РФ, а прямо на стыке наук, готовя будущих исследователей – разработчиков искусственных органов и систем жизнеобеспечения, я вижу те изменения, которые происходят в отечественном образовании.
Когда Россия присоединилась к Болонскому процессу, мы перешли на двухуровневую систему «бакалавр – магистр», исключив специалистов. Теперь мои студенты поголовно хотят идти в магистратуру, потому что считают, что бакалавр – это недоучка, что они с дипломом бакалавра не будут востребованы на рынке труда, а вот магистров работодатели примут с распростертыми объятиями. Но часто реальность далека от радужных представлений моих студентов. К сожалению, есть ряд проблем высшего образования, более глубоких, чем пресловутый переизбыток юристов и экономистов. Прежде всего это оторванность знаний, получаемых во многих вузах, от реальных потребностей рынка труда. Молодым выпускникам с дипломом на руках очень обидно слышать от работодателя о необходимости забыть все, чему учили в институте.Безусловно, необходимо усиливать инженерное образование (в том числе и медико-технического профиля), давая ребятам не только фундаментальные и технические знания, но и умение использовать стык наук, междисциплинарный подход в своей деятельности, а также развивать навыки коммуникации и работы в команде. В этом плане мы с коллегами осуществляем профессиональную подготовку наших студентов, позволяющую им успешно работать в сфере разработки, производства и эксплуатации электронных, компьютерных и информационных биомедицинских систем.Нельзя обойти стороной вопрос существенного расширения сети вузов в стране за последние двадцать лет. Когда ситуация стала напряженной, Министерство образования и науки РФ занялось «оптимизацией». Так, за последний год было ликвидировано несколько сотен вузов, уличенных в торговле дипломами. Наконец-то в Зеленограде была закрыта «великолепная тройка» (институт – университет – академия), словно в насмешку над нами осуществлявшая свою деятельность в двух комнатах в здании напротив нашего вуза. Студенты этой конторы имели возможность быстро обзавестись «корочками» в любой области знаний…Положительным фактом, на мой взгляд, является создание так называемых опорных университетов. Такие вузы будут способствовать развитию регионов России.Учитывая информатизацию общества и технологический прогресс, в частности развитие информационно-коммуникационных технологий, и проводя параллели с телемедициной (имею в виду не программу «Малахов+», а использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией между врачами, зачастую находящимися на большом расстоянии), можно отметить перспективность массового электронного, в том числе дистанционного, высшего образования.Развивается обучение с помощью сети Интернет и средств мультимедиа – так называемый e-Learning, традиционные методы дополняются инновационными подходами: доску с мелом заменяют на интерактивную доску (мне, например, понравилось работать с интерактивной доской), а печатные рефераты, таблицы, плакаты вытесняются красочными презентациями в MS PowerPoint… Сегодня можно говорить о комбинации традиционного и электронного обучения. На данный момент это наиболее оптимальный вариант организации образовательного процесса. Достоинства электронного обучения – доступность, индивидуальный подход, гибкость графика обучения, удаленный доступ к образовательным ресурсам в любое время и практически из любого места. Кроме того, это дает возможность развития инклюзивного образования.Можно выделить и недостатки e-Learning» технические (недостаточное техническое оснащение некоторых вузов, низкая скорость интернет-соединения в отдаленных районах), медико-социальные (рост гиподинамии и нагрузки на органы зрения обучающихся по такой методике), а также квалификационные. К сожалению, компьютерная грамотность даже среди профессорско-преподавательского состава наших вузов оставляет желать лучшего. Как одно из ключевых звеньев учебного процесса современный преподаватель будет стремиться применять высокие технологии на благо своих студентов.Я уверен, что массовое внедрение дистанционного образования достаточно скоро станет неотъемлемой частью нашего учебного процесса. Пока это вопрос времени, но компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, давая возможность получения образования, в том числе и для лиц с ограниченными физическими возможностями.Иван ПЬЯНОВ,доцент кафедра биомедицинских систем НИУ МИЭТ, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии