В одной из своих поездок по городам и весям я познакомилась с удивительной женщиной, учителем немецкого языка Ошминской средней школы Татьяной Ивановной Кислицыной.
Большой удачей для жителей Ошминского можно считать то, что Татьяна Ивановна однажды круто изменила траекторию своей уже наметившейся профессиональной судьбы и пришла в школу. После окончания десятилетки (с медалью, между прочим) она откликнулась на призыв руководства района поднимать сельское хозяйство. Поступила в техникум на так называемое фермерское отделение. Но однажды ее пригласили временно поработать воспитателем в интернате. Согласилась. Начала работать. И поняла, что педагогика ее истинное призвание. И тогда поступила в лингвистический университет на заочное отделение. Уже во время учебы ей доверили первое в ее жизни классное руководство. Вот как она об этом сама рассказывает. Моим первым подопечным сейчас по 20 лет. А тогда они были пятиклассниками. Пришлось пережить многое: неудачи, разочарования, порой и отчаяние. Признаюсь, с некоторыми моими ребятами наладилось взаимопонимание через несколько лет. Причина в том, что у большинства детей не было никакой мотивации к учебе. Ситуацию удалось переломить лишь к 9-му классу. Тогда многие наконец начали понимать, что главное богатство – знания. Расстались мы с моими первыми после 9-го класса, когда я ушла в декретный отпуск. Правда, пришлось выйти, когда сынишке исполнилось всего три месяца. Поэтому с ребятами мы встретились уже в 10-м классе. Несмотря на то что классное руководство передали моей коллеге, наше общение не ограничивалось только уроками немецкого. Мы общались на переменах, спорили, обсуждали текущие проблемы. Нередко я по-прежнему ощущала себя «классной мамой». Моя коллега относилась к ситуации с уважением. Случилось так, что с выпускного вечера ей пришлось уйти раньше. Тогда они пригласили меня. Помню этот незабываемый рассвет: и наши слезы, вызванные близостью расставания, и – одновременно – пережитый восторг от чуда зарождающегося дня. Мы были вместе, и мы были единым целым. Разъехались, разлетелись мои первенцы – большинство на учебу, кто-то и на работу. Заходят, когда приезжают домой, звонят, передают приветы. Я стараюсь, если могу, помочь советом, поддержать, подбодрить. Я по-прежнему волнуюсь о них, переживаю, если у кого-то проблемы.Мой второй класс мне дали в 2007 году – это были восьмиклассники. Эти ребята (15 человек) показались мне взрослыми, со сложившимися убеждениями и взглядами на жизнь. У меня сразу же наладились взаимоотношения с большинством родителей. Сплочению класса способствовали совместные дела, походы с ночевками в палатке на берегу реки. Преодоление трудностей – вот где лучше всего проявляются качества характера ребенка (выносливость, умение уступать, понимать, способность прислушиваться к мнению других). Конечно, как на ладони видны и слабости. В 9-м классе в поход после выпускного пошли и родители, в основном папы. Было очень весело. Воспоминаний о забавных приключениях того похода нам хватит надолго. Кстати, после выпускного 9 человек продолжили обучение в профтехучилищах, а в 10-й класс пришли только шестеро. Я же была спокойна, потому что знала, что каждый отнесся со всей серьезностью к выбору своего дальнейшего «образовательного» маршрута. Они были приучены к тому, чтобы делать это самостоятельно и относиться ответственно. Об успехах моих ребят я узнаю от них самих. Беспокоюсь за двух мальчиков. Никак не хотят понять, что образование сейчас для них – самое главное. Для меня они все те же дети, только учатся не в школе, а уезжают, кто далеко, а кто поближе. Ну а оставшаяся со мной великолепная шестерка – Катя, Алеша, Влад, Андрей и две Лены – это, конечно, суперкласс, и каждый в нем неповторимая индивидуальность. Всегда и везде мы вместе – и на уборке, и во время подготовки и участия в школьных мероприятиях, и в поездках. Кстати, небольшое число учеников позволяет нам чаще других классов выезжать за пределы района. В прошлом году, например, мы все вместе ездили в Нижний Новгород на два дня. Посетили и драмтеатр, и кинотеатр, много гуляли по городу. Дни рождения каждого отмечаем вместе, готовим проекты и презентации – сколько их сделали в прошлом году, я и не перечислю. Первые места на районных олимпиадах по многим предметам стали нашими. Все это оттого, что учеба для моих шестерых ребят – самое главное. Кстати, двое из них учатся на «отлично», двое – на «4» и «5». И только двоим физика не дается никак. Это их единственные тройки. Помню, одна из моих коллег сказала мне: «Вот видишь, какой у тебя класс! Мал золотник, да дорог!» С тех пор мы стараемся соответствовать этому статусу, держим планку высоко. Мне нравится, что мои дети очень мотивированы на учебу. И собранны, ответственны. Никого не нужно звать, ждать, подгонять. Они словно подобрались такие одинаковые: серьезные, вдумчивые и в то же время очень отзывчивые на любое доброе дело. Весной в нашем селе вспыхнул большой пожар. Пока к нам добирались пожарные машины из райцентра, именно мои первыми пришли на помощь землякам, в течение нескольких часов таскали ведра с водой, отстаивали дома, находившиеся в опасной близости к месту возгорания. К такому взаимопониманию я шла, как через тернии к звездам. Были и слезы беспомощности, и решимость начать все с нуля. Была и радость от первой полученной закоренелым двоечником четверки по алгебре, и бессонные ночи. Все было… Но сейчас я счастлива, потому что мы вместе и мы одно целое, и, как у Александра Дюма, мы «один за всех, а все – за одного». С моими ребятами я постоянно ощущаю душевный подъем и радость общения. Получается, что чем больше им отдаю – тем больше от них получаю…Тоншаевский район, Нижегородская область
Комментарии