Мы уже привыкли к тому, что каждый год называется имя одного, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Москвы». А вот пятнадцать лет назад таких победителей было 10 – из каждого округа по одному. Такое решение было принято Большим жюри.
Вера ЖИЛИНА, учитель французского языка негосударственной школы «Премьер», победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995»:
– Далекое и близкое – так можно сказать о воспоминаниях конкурсных событий 1995 года. Действительно, прошло уже почти 15 лет, забыты некоторые имена, отдельные факты, но помнится главное и самое важное: тогда я поняла, что преподавать французский язык – это мое призвание.
После окончания МГПИ имени В.И.Ленина меня направили работать переводчиком в Алжир, по этой же специальности я трудилась на Олимпиаде-80. Что может быть лучше? Язык, деньги, путешествия, связи. Но чтобы быть рядом со своими детьми, я пошла работать сначала в детский сад, потом в школу, где начала понимать, что мне стало интереснее жить и видеть плоды моего труда в моих маленьких «французиках». Когда директор моей школы №578 Л.Жукова предложила мне поучаствовать в конкурсе «Учитель года Москвы», я совершенно не поняла, на что дала свое согласие, и совсем не рассчитывала на победу. Просто мне все было ново и интересно. Конкурсный водоворот в стремительном темпе закрутил меня на два года, подарив мне возможность познакомиться с огромным числом талантливых коллег.
Я бесконечно благодарна ОМЦ Южного округа во главе с А.Константиновой и моему методисту Г.Луневой, которые очень помогли мне в подготовке к городскому этапу конкурса. Я счастлива, что познакомилась с начальником Южного окружного управления образования Ниной Минько, которая восприняла мое конкурсное дело как личное. Мне сшили конкурсное платье, которое до сих пор хранится в моем гардеробе, за победу в окружном этапе наградили поездкой в Париж. Правда, вспоминается одна странная вещь: мне позвонили и сообщили, что я победила на московском конкурсе, а на российский конкурс вместе со мной послали и всех остальных участников финала. На «России» было 87 участников из всех регионов нашей страны, это был плодотворный обмен опытом, многочисленные встречи, педагогические новшества. Нервные моменты, бешеные перегрузки, 10 килограммов, потерянных за 10 дней, канули в прошлое, а следующий год добавил еще больше в мою профессиональную копилку. Я была членом жюри следующего конкурса, принимала участие в форуме «Звезды образования» в Пскове, где давала показательные уроки, принимала участие в конференции деятелей культуры и науки в Академии наук, сидела рядом с Табаковым и Быстрицкой и вспоминаю сейчас это как сон наяву.
Благодаря конкурсу в 1995 году я начала свою скромную карьеру в частной школе «Премьер», где работаю до сих пор. Моя школа сумела продлить тот плодотворный и очень активный образ жизни, который я вела после конкурса, а опыт, приобретенный в методической работе, использую сейчас в своей деятельности заведующей кафедрой романо-германских языков.
Я очень люблю свою школу, прекрасный коллектив, сотрудничаю с международным лингвистическим центром «Paris Langues» (Париж) и международным центром в Антибах. Учащиеся проходят лингвистические стажировки под моим руководством во Франции (ученики 2-го языка получают сертификаты на уровнях В1, В2). Очень люблю заниматься внеклассной работой, пишу сценарии спектаклей и ставлю их для учащихся и учителей.
Я работаю в системе МУР (Международного бакалавриата), изучаю документацию IBO (guides), занимаюсь разработкой критериев по 4 видам речевой деятельности и проектной деятельностью. Как член Ассоциации преподавателей практиков французского языка, я ежегодно принимаю участие в педагогическом марафоне, в прошлом году получила сертификат по теме «ЕГЭ по французскому языку».
Елена ЗОТОВА, директор Центра образования №324 «Жар-птица», победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995»:
– Пожалуй, тот, 1995-й, год был для меня одним из самых трудных. Так сложилось, что 1 сентября 1995 года я была назначена директором школы №324 Западного округа. Ремонт в школе, груз новых обязанностей и ответственность за огромный детский и взрослый коллектив полностью поглотили меня. Когда 18 сентября мне позвонили и сказали, что через несколько дней я должна прибыть в совхоз «Московский» на конкурс, я с трудом оторвалась от школьных проблем.
10 лучших учителей Москвы оказались на конкурсе «Учитель года России-1995». Помимо открытого урока и защиты педагогической концепции мы демонстрировали свое хобби. Кто-то рассказывал о своих кулинарных рецептах, кто-то показывал свои картины, а я пела песню о своей любимой школе. Все конкурсанты жили в гостинице, я была в номере с коллегами из Кирова. С каждым из них приехали методист и группа поддержки. К сожалению, у нас, москвичей, такой помощи не было и поэтому не с кем было посоветоваться о типе открытого урока, о форме его проведения. Я не вошла в десятку лучших, но тем не менее ни разу не пожалела об участии в конкурсе. У меня появилось много друзей, с некоторыми из них мы дружим до сих пор. Незабываемой осталась встреча с тогдашним министром образования РФ Владимиром Филипповым, мы беседовали о самых насущных проблемах образования и мечтали, что все наши идеи воплотятся в жизнь.
Этот конкурс стал для меня своеобразной мастерской повышения квалификации. Он помог мне и в работе в качестве руководителя, дал определенный толчок к началу исследовательской работы. В 1997 году я поступила в аспирантуру, в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Система управления общеобразовательной школой музыкально-эстетической направленности».
Педагогическую концепцию, которую горячо защищала на конкурсе, я смогла воплотить только через несколько лет. В 2003 году нашей школе был присвоен статус общеобразовательной школы с углубленным изучением области знаний искусства. Сегодня я директор Центра образования «Жар-птица», это школа моей мечты, где обучение построено на интеграции основного и дополнительного образования. В нашем Центре есть музыкальный театр, несколько хоровых коллективов, школа танца «Дебют», музей боевой славы. Традиционными стали Рождественские чтения, «Посвящение в музыканты», День Земли и другие интересные проекты. Наши учащиеся становятся победителями олимпиад и конкурсов различных направлений.
За последние годы значительно изменилась технология проведения конкурса. Каждый учитель-конкурсант проходит несколько этапов. Работая в жюри, я наблюдаю, как от этапа к этапу раскрывается творческий потенциал учителей, как они набираются уверенности, показывая новые грани таланта.
От года к году растет мастерство конкурсантов, и в этом большая заслуга не только их самих, но и окружных методистов. Наш методический центр во главе с директором Светланой Юрьевной Миляевой очень много работает с каждым участником конкурса. Поэтому уже несколько лет подряд учителя Западного округа становятся лауреатами конкурса. В 2009 году – учитель истории Владимир Кружалов.
В 2008 году учитель русского языка и литературы нашего Центра образования Ольга Владимировна Коммиссарова стала лауреатом конкурса «Учитель года Москвы» в номинации «Интеллект и эрудиция». Когда Ольга Владимировна готовилась к участию в конкурсе, я вновь окунулась в конкурсные проблемы. Мы обсуждали темы открытых уроков, презентации. Я смотрела уроки Ольги Владимировны, и мне казалось, что это я вновь стою перед членами жюри.
Учитель года – это настоящий фестиваль, праздник учительства, который очень много дает каждому участнику в профессиональном росте, творческом развитии. Думаю, что еще многие педагогические таланты будут раскрыты благодаря этому конкурсу, а его участники воплотят в жизнь самые смелые и дерзкие мечты.
Ирина КУРЧАТКИНА, директор Центра образования №1474, кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995»:
– Работая в школе, где большая часть педагогического коллектива учителя – лауреаты окружного конкурса «Учитель года» разных лет, я с трудом представляю себе жизнь вне этого педагогического движения.
В 1995 году я стала победителем конкурса «Учитель года» от Северного округа и финалистом конкурса «Учитель года России». Участие в конкурсе дало возможность по-новому взглянуть на деятельность учителя, на свои профессиональные пристрастия.
Конкурс – это встречи с коллегами, позволяющие общаться с множеством интересных людей, ознакомиться с новыми педагогическими взглядами и идеями, методическими наработками. Возможность широчайшего обмена опытом позволяет представить собственное педагогическое кредо, что очень существенно для личностной самооценки любого учителя. Необходимость креативного мышления при подготовке конкурсных презентаций, уроков заставляет участника мобилизовать свои творческие возможности, таланты, проявить неординарность собственной личности. Самое главное, на мой взгляд, для всех участников этого уже общественного движения – конкурса «Учитель года» – уникальная возможность профессионального педагогического общения на протяжении своей карьеры, шанс всегда быть учителем – лидером в профессиональной деятельности. Особую душевную благодарность всегда выражаешь людям, которые помогали пройти все эти нелегкие конкурсные испытания, которые стали друзьями на всю жизнь.
До конкурса я считала себя рядовым учителем физики. После конкурса стала понимать, что я педагог российской педагогической школы, звено очень важной цепочки развития общества, которая называется воспитание человека.
Конкурс полностью изменил мою профессиональную карьеру. В том же году меня назначили заместителем директора школы по научно-методической работе, а с декабря 2000 года – директором школы, которая стала инновационным учреждением, обеспечивающим учащихся гимназическим и профильным содержанием образования, ведущим поиск новых форм организации образовательного процесса, эффективно использующим новые педагогические и информационные технологии и личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию учащихся, реализуя идею гуманизации образования. С 2008 года благодаря поддержке Северного окружного управления образования и методического центра Северного округа школа получила новый статус Центра образования. В 2006 году наш педагогический коллектив стал победителем приоритетного национального проекта «Образование» как учреждение, активно внедряющее в практику своей работы инновационные технологии.
Желание всегда работать на острие педагогической науки и передать свой опыт послужило поводом к написанию кандидатской диссертации по проблеме профильного образования. В 2007 году я успешно защитила диссертацию на звание кандидата педагогических наук. Моя профессиональная карьера связана с успехами возглавляемого мной образовательного учреждения.
Результат работы школы на протяжении последних лет – положительная динамика в повышении качества обученности учащихся, совершенствование образовательного процесса в профильных классах (химический, физико-математический, гуманитарный), стабильная система взаимосвязи с высшими учебными заведениями, что позволяет проводить качественную работу по профессиональной ориентации учащихся и по повышению профессионального мастерства учителей. В школе работает высокопрофессиональный коллектив единомышленников – учителей и учащихся. В коллективе стало доброй традицией говорить о профессионализме учителя по его участию в профессиональном конкурсе «Учитель года». Поэтому ежегодно вопрос представления педагога для конкурса рассматривается нами как высокое доверие и надежда учителя на дальнейший профессиональный рост и совершенствование педагогической деятельности.
Ирина НИКОЛАЕВА, учитель начальных классов гимназии №1504, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995»:
– Когда человек выбирает свою будущую профессию? Задайте вопрос ребенку: «Кем ты хочешь быть?» – и вы обязательно услышите на него ответ. Но чем старше становится человек, чем большие колебания его одолевают.
У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься?
Владимир Маяковский верно подметил эти сомнения в своем знаменитом стихотворении.
У меня никогда таких сомнений не было. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем начальных классов. Может быть, эта уверенность передалась с генами от мамы. Моя мама, Людмила Андреевна Николаева, более 50 лет проработала в системе народного образования, награждена знаком «Почетный работник общего образования». Я всегда знала, что буду учить детей, и очень рада, что осуществила свою детскую мечту.
Я училась в замечательной школе №410 Перовского района, у меня были необыкновенные учителя – классный руководитель Рада Толмачева, учитель математики Любовь Концова, учитель биологии и заместитель директора по воспитательной работе Марина Крюкова, учитель физкультуры Анатолий Петрович. Мы до сих пор встречаемся со своим классом, хотя прошло 25 лет со дня окончания школы.
Я думаю, педагоги, которые встречались на моем жизненном пути, сыграли большую роль в выборе будущей профессии и навсегда остались в моей памяти примером профессионализма, любви к детям.
У меня было очень сильное желание учиться в педагогическом институте, и я, вчерашняя выпускница московской школы, которой не хватило всего лишь одного балла до зачисления в вуз, набравшись смелости и наглости, заявила декану факультета Виталию Сластенину о своем сильном желании учиться. Сластенин поверил мне и дал шанс стать студенткой вечернего отделения первого курса факультета начальных классов МГПИ им. Ленина. Я много раз потом в мыслях возвращалась к этой ситуации и думала, как бы сложилась моя судьба, если бы декан факультета не выслушал бы меня и не дал бы мне шанс? Я бесконечно благодарна и признательна этому человеку.
Судьба была ко мне благосклонна. Мне снова повезло. По комсомольской путевке Перовского райкома ВЛКСМ я пришла работать старшей пионерской вожатой, а затем учителем начальных классов в школу №400 Перовского района. В какой замечательный и творческий коллектив, возглавляемый директором Владимиром Котляром, я попала! Наставники у меня были замечательные! Завуч начальных классов Лидия Ромадина, учителя начальных классов – Людмила Маркова, Ирина Алешина, Евгения Фетисова, Лидия Смирнова, Елена Алейникова. Все 9 лет, которые проработала в школе №400, я ежедневно училась у этих педагогов. Я училась всему – педагогическому мастерству, тому, как строить отношения с учениками и родителями, как проводить родительские собрания, как подготовить и интересно провести урок. Я проходила личностное, учительское становление. Мои коллеги передавали мне свой педагогический опыт и сыграли в моей дальнейшей педагогической карьере большую роль.
В 1992 году наш дружный коллектив учителей перешел работать в гимназию №1504 Восточного округа, которой руководит Надежда Шарай. За время работы в гимназии я продолжала шлифовать и оттачивать свое педагогическое мастерство.
Именно в гимназии в 1995 году мне предложили принять участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-1995». Спустя много лет я понимаю, что совершила бы большую ошибку в своей жизни, если бы не воспользовалась этим шансом. А тогда я приняла решение, что сделаю все от меня зависящее, чтобы достойно представить Восточный округ и Москву на конкурсе «Учитель года России-1995». В 1995 году Москву на российском конкурсе представляли сразу 10 человек от округов.
О конкурсе до конкурса я думала примерно так: «Как я там буду среди акул педагогики? Наверное, все старенькие, опытные? Загрызут, подавят своим авторитетом». А оказалось, что самому опытному педагогу – 53 года, а самому молодому – 24 года. Из 80 участников 30 – это мужчины, а остальные женщины.
Сотрудники телецентра гимназии №1504 помогли сделать видеосъемку конкурсного урока, напечатать и оформить конкурсные материалы, с напутствием директора и завуча я отправилась представлять Москву и Восточный округ на конкурс «Учитель года России-1995».
Конкурс проходил с 27 сентября по 6 октября в учебном центре подмосковного совхоза «Московский». Первая встреча была с Михаилом Нянковским и Артуром Зарубой – победителями прошлых лет. Михаил Нянковский как будто знал мои мысли, его слова, обращенные к участникам этого года, успокоили меня и взбодрили.
Для того чтобы познакомить участников конкурса друг с другом, нас приглашают на встречу с психологами «Здравствуйте, это я!». Психологи погружали нас в атмосферу конкурса, дружбы и знакомства. Я была поражена, сколько же интересных и творческих людей приехали! Какая география страны! Остров Диксон, Таймыр, Краснодарский край, Магадан, Республика Коми, Кавказ и даже такие населенные пункты, о которых я и не слышала раньше. Одним из конкурсных испытаний было представление конкурсантами своих хобби. Поскольку совершенно неожиданно в одном месте в одно и то же время сконцентрировалось более 80 творческих людей, это мероприятие по своей продолжительности можно смело заносить в книгу рекордов конкурса. В течение четырех часов творческие охотники за «пеликанами» делились со всеми желающими своими жизненными пристрастиями. Презентация конкурса наглядно продемонстрировала, насколько разные люди съехались на конкурс.
На конкурсе ежедневно выходила газета пресс-центра конкурса «Учитель года-1995» «Пеликан Дейли». С самого начала у участников возник вопрос: кто же будет победителем конкурса? Чтобы сделать процесс гадания официальным и выгодным, возник тотализатор – неотъемлемая часть любого солидного соревнования. Делая взнос в 20000 рублей (до деноминации это была скромная сумма), участники сами называют фамилию победителя. Если названный претендент попадает в пятерку победителей, то угадавший получает 2 бутылки шампанского «От «Пеликан Дейли». Весь оставшийся фонд автоматически переходит угадавшему имя суперпобедителя. Главное – проверка личного предвидения, игра, поддержка своих участников… и своеобразный рейтинг зрительских симпатий. Знаете, кто угадал суперпобедителя? Я!
Гостем нашего конкурса была национальный учитель Америки Элейн Гриффин.
За все время пребывания на конкурсе я ни разу не почувствовала дух конкурентной борьбы. Только поддержка друг друга! Наверное, поэтому у меня остались только светлые воспоминания. Какой мой результат? Я достойно выступила во всех соревнованиях, получила специальный приз Правительства Москвы, грамоту Министерства просвещения РФ. После конкурса меня стали приглашать с выступлениями перед студентами педагогического колледжа, перед молодыми учителями и коллегами из гимназии. Я стала героиней телевизионной передачи «Новая начальная школа». Учителям было интересно узнать из первых уст о конкурсе. Многие, я думаю, хотели бы поучаствовать, но природная скромность мешает им это сделать. Здесь важны поддержка и одобрение более опытных наставников. Так когда-то поддержали меня.
В 1999 году я взяла творческий отпуск, уехала жить и работать в Таиланд. За год успела соскучиться по профессии и, вернувшись в Россию в 2000 году, снова вернулась на работу в свою школу учителем и заместителем директора по воспитательной работе. Расширение границ моей педагогической деятельности помогло мне развить управленческие качества и организаторские навыки. Я занялась построением воспитательной системы прогимназии №1724, в которой я теперь работала (директор – Александра Врагова). Я окунулась в работу с головой, организовывала и проводила общешкольные слеты, предметные недельки, праздники, конкурсы, выставки, занималась экскурсионной деятельностью и системой дополнительного образования учащихся. Жизнь была очень насыщенная и интересная. В 2006 году воспитательная система прогимназии №1724 была представлена в окружной панораме «Программы воспитания учащихся. Опыт их реализации», а я, как автор программы «Формирование портрета выпускника начальной общеобразовательной школы», получила благодарность.
Я продолжала совершенствовать свое профессиональное мастерство – окончила ознакомительные, а затем углубленные курсы в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ по проблеме «Реализация деятельностного метода на уроках математики разной целевой направленности в дидактической системе «Школа 200..», сотрудничала с авторами учебников дидактической системы «Школа 2100», изучала и нарабатывала свой опыт по безотметочному обучению. В 2004 году меня наградили нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Что для меня моя работа? Я считаю, что профессия учителя, как и врача, – это самая женская профессия. Работа приносит мне радость и моральное удовлетворение, самореализацию и признание.
Я радуюсь вместе со своими учениками их успехам. Я расту вместе с ними и развиваюсь. Мне очень приятно, что мои ученики меня не забывают и приходят в гости. Я интересуюсь, как складывается их дальнейшая школьная жизнь и жизнь после окончания школы. Со многими мы дружим. Мне было очень приятно, когда в апреле 2009 года я узнала, что мои выпускники 1993-1995 годов ежегодно собираются на встречи классом начальной школы. А им уже по 22-23 года! На эту встречу ученики пригласили и меня, свою первую учительницу.
Мне нравятся стихи, написанные участницей конкурса «Учитель года России-1995» Ириной Львовой:
Календарь удивленно листает
страницы:
День учителя снова, ребята,
у нас.
Пусть во сне вам сегодня
Жар-птица приснится,
Ну, а завтра ее вам подарит
ваш класс.
Солнце вам подмигнет –
неплохая примета.
А еще, если встанете с левой
ноги:
Вы – прекрасный учитель,
запомните это.
И у вас – несравненные
ученики.
Пусть душа ваша петь
никогда не устанет,
Потому что под песню
приятнее плыть.
Хорошо ведь увидеться
с Сашей и Таней
И чему-нибудь все-таки
научить.
Ну, а грусть далеко-далеко,
это где-то.
А пока что глаза веселы
и мягки.
И у вас – превосходные
ученики!
Не волнуйтесь, по полочкам
все разложите.
Цель урока – добро, запишите
в свой план.
И пятерки, пятерки, пятерки
дарите.
Остальные отметки
несвойственны нам.
Вам опять не уснуть,
вам опять до рассвета
То задачи решать, то дарить
нам стихи.
И у вас – бесподобные
Эдуард СЕНЧИЛОВ, учитель географии школы №779, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995», заслуженный
учитель РФ:
– Что мне дал конкурс? Радость от того, что в России так много прекрасных учителей, и желание работать еще лучше.
– Чем я занимался после конкурса? С 1996 по 2000 год работал членом жюри окружного конкурса «Учитель года».
– Записи в трудовой книжке? В 1996 году награжден значком «Отличник народного просвещения», в 1997 году мне было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», в 2002 году я стал лауреатом конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования».
– Эссе? В своем эссе на конкурсе я говорил, что хочу посетить страны, о которых рассказываю на уроках. Со школьниками мы ездили во Францию, Германию, Чехию, Италию, Польшу, Австрию. В Германии мне удалось посетить город Торгау, где в свое время я проходил срочную военную службу. Был я и в Израиле, Великобритании. Хотелось бы вместе с учениками посетить и Австралию. Урок, посвященный именно этой стране, я давал на Всероссийском конкурсе.
– Мои дети? Сын отслужил в армии, работает в 5-м отделе ДПС, учится на юридическом факультете, женат. У меня есть внук! Дочь окончила школу с серебряной медалью, учится в РУДН на социолога, изучает английский и китайский языки.
– Как сложилась моя судьба? Я всегда мечтал быть учителем и понял, что правильно выбрал профессию, когда пришел работать в школу. Я – учитель.
Евгений Сенчилов действительно уникальный учитель. Он не только прекрасно преподает географию, он наставник молодых специалистов, прекрасно знает историю России, все исторические места Москвы, хорошо знаком с живописью, разбирается в технике, стал хозяином радиорубки. Но и это еще не все. У него есть два хобби – водный туризм и школьный театр. Школьному театру «Аз» в этом году исполнилось 23 года, он неоднократный лауреат конкурса «Юные таланты Московии». Клуб водного туризма – еще одно детище Евгения Эдуардовича. Ежегодно он с группой учащихся школы совершает походы по рекам Подмосковья и Карелии, покоряя пороги. Клуб – участник первенства Москвы по туризму.
– Чем вы занимаетесь сейчас?
– Подготовкой к очередному походу по еще не освоенным рекам Владимирской области?
– Вы не думали о карьерном росте?
– Я – учитель!..
Ирина ВАСИЛЬКОВА, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995»
В начале 90-х годов, следуя традициям гимназического образования, в гимназии №1211 был введен латинский язык, греческий, как мертвый, признанный таковым еще в дореволюционной гимназии, был отвергнут.
Введение латинского языка предполагалось в 6-м классе, в параллели по учебному плану менее напряженной и готовой к восприятию латыни после изучения истории Древнего мира. Вместе с тем изучение латинского языка рассматривалось:
– как основа языков романской группы, которые вводились в 8-м классе в качестве второго иностранного языка;
– как основа понимания грамматики латинского языка и особенностей формирования устной речи и трансформации латинской грамматики в различные языковые явления, в том числе в русский язык;
– как язык, используемый писателями-классиками, – для понимания учащимися произведений классической литературы;
– как актуализация знаний по истории античной культуры;
– как востребованность части европейской культуры, осознания учащимися себя частью этой европейской культуры.
В 1984 году окончив с отличием Московский авиационный институт по специальности «динамика полета и управление летательных аппаратов», став инженером-системотехником, поработав в 1984-1990 годы инженером научно-производственного объединения «Молния», преподаватель МАИ Ирина Василькова к тому времени окончила аспирантуру, курсы МГУ по методике преподавания латинского языка, написала программу «Латинский язык: культурологический аспект» и начала преподавание в школе №1211. Включившись в городской эксперимент по языковому образованию, Ирина Валентиновна одновременно апробировала учебник латинского языка.
Программа по латинскому языку была представлена на Международном фестивале «Язык, образование, культура», и она дала открытый урок по методике Китайгородской с учащимися школы. В 1993 году Василькова выступила на международном конгрессе философов в секции «Философия языка», наряду с этим Ирина Валентиновна вела с ребятами «Сократовские беседы».
В 1995 году она успешно прошла окружной и городской конкурсы на звание «Лучший учитель года» и стала лауреатом всероссийского.
В конце 90-х годов Ирина Василькова открыла свой Центр развития для детей и до сих пор возглавляет его.
Комментарии