Обзор художественных фильмов о самой страшной войне ХХ века
Несмотря на то что Великая Отечественная война часто становится разменной монетой политиков всех мастей – от коммунистов до националистов, пытающихся приписать Победе советского народа то, что они хотят приписать, не оскудевают доброта и душевность лучших фильмов о самой страшной бойне ХХ века. Да, именно душевность, пожалуй, главное, что можно сказать о золотом кинофонде военной летописи. Она даже не военная, а человеческая, искренняя, настоящая. Выбор тут велик. Настоящий обзор фильмов, о которых важно вспомнить представителям любых поколений, конечно, неполный, но характерный.
«Летят журавли» (1957)
Культовый фильм Михаила Калатозова с Алексеем Баталовым и Татьяной Самойловой в главных ролях. Единственная отечественная лента, удостоившаяся главного приза Каннского кинофестиваля – Золотой пальмовой ветви. Наряду с новаторствами операторской работы критики не могли не отметить драматургию сюжета, в котором сплетаются и личная история, и эпохальные события. Однако в центре все же любовь, чувство, не поддающееся забвению. «Летят журавли», подобно полотнам художников-импрессионистов, полны недосказанности и контрастов. Мирная довоенная Москва, в которой влюбленные Боря и Вероника назначают друг другу свидания и собираются пожениться, сменяется совсем другой столицей, полной бомбежек, страха и разрушений. Выразительные крупные планы в фильме становятся отражением внутренней трагедии персонажей. Например, когда Вероника оказывается в родном доме, который почти полностью разрушен, мы видим ее полные отчаяния глаза и понимаем, что она навсегда потеряла родителей. В эпизоде, когда Бориса убивают и он смотрит перед смертью на небо, явная отсылка к знаменитой сцене из «Войны и мира» Толстого, где князь Андрей, раненный на поле Аустерлица, обращает взор к небу «неясному, но неизмеримо высокому». Как и Андрей, Борис будто прокручивает всю свою жизнь: и то, что было, и то, что могло произойти. Он представляет свою свадьбу с Вероникой, не зная, что та уже вышла замуж за его двоюродного брата, которого, впрочем, не любит. Таким образом, мы видим, что война не только приводит к общечеловеческому бедствию, но и разъединяет любящих людей. Финал, когда на фоне общей радости Победы Вероника бежит сквозь толпу, но так и не находит в ней Бориса, показывает, как ужасна война. Образ журавлей, пролетающих над Москвой, вызывает в памяти стихи Расула Гамзатова:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
«Баллада о солдате» (1959)
Одна из самых человеческих историй о войне в советском, а быть может, и в мировом кинематографе. Девятнадцатилетний Алеша Скворцов олицетворяет настоящее мужество и благородство, и дело тут совсем не в том, что он подбил два вражеских танка. Хотя первый же эпизод, в котором герой предстает на фоне целящихся в него могучих орудий, демонстрирует всю бездушность и безличность вооружений в сравнении с человеческой жизнью. Впрочем, подлинный героизм юноши состоит не в этом, а в том, что Алеша готов помочь ближнему в самой тяжелой ситуации. А еще он очень любит свою маму, ради встречи с которой преодолевает тяжелые препятствия. О гибели юноши на фронте зритель узнает в самом начале картины. Величественная панорама русского поля и образ одинокой женщины в траурной одежде символизируют подлинный ужас войны, горе матери, потерявшей сына. Сколько таких матерей, даже не пересчитаешь. Их боль и отражает суть войны, в которой главное – не победные фанфары, а страдания людей. «Баллада о солдате» – фильм без лишних кадров. Каждая сцена наполнена подлинным смыслом. Будь то разговор Алеши с вернувшимся с фронта солдатом-инвалидом, собирающимся навсегда расстаться с женой, или влюбленность героя в милую и скромную девушку Шуру, или финальная встреча с матерью, смотреть на которую без слез невозможно. Главный пафос картины можно определить следующими словами: где-то война, гремят взрывы, гибнут люди, рушатся семьи, но даже в таких нечеловеческих условиях остается место сочувствию, милосердию и нравственному подвигу.
«Офицеры» (1971)
Фильм остался в памяти миллионов зрителей не только знаменитой фразой «Есть такая профессия – Родину защищать» и песней «От героев былых времен», но и замечательным актерским составом: Алина Покровская, Василий Лановой и, конечно, Георгий Юматов. В основу картины легла пьеса Бориса Васильева «Танкисты», а изначальный сценарий предполагал, что действие затронет в том числе времена Большого террора 1930‑х. Однако, разумеется, рассказать о репрессиях в брежневский период было практически невозможно, и об этой трагической истории в киноленте можно только догадываться. Впрочем, масштабность «Офицеров» впечатляет. Герои проходят путь от 1920‑х до 1960‑х. Гражданская война в России и в Испании, сражения в Азии, Великая Отечественная и попытки мирной жизни. Перед нами проходят три поколения семьи Трофимовых, так или иначе связавшие свою жизнь с военной службой. При этом пафос служения для них не пустой звук, не желание заработать награды и привилегии, а искреннее стремление посвятить себя Отчизне. Слово «офицеры» объединяет и советских, и дореволюционных солдат, тем самым оказываясь близким людям самых разных взглядов. Главная же тема фильма заключена в беззаветной дружбе двух солдат – Алексея Трофимова и Ивана Вараввы. Интересно, что прототипом последнего стал дед кубанского поэта Ивана Вараввы, о котором тот много рассказывал Борису Васильеву. Таким образом, Василий Лановой воплотил казачью удаль и непосредственность.
«…А зори здесь тихие» (1972)
Лента Станислава Ростоцкого по одноименной повести Бориса Васильева, несомненно, вершина военного кинематографа. История девушек-зенитчиц, отчаянно сражающихся с нацистами, впечатлила не только отечественного зрителя. Картина попала в число соискателей «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Что же так привлекло мировых критиков? Прежде всего характеры героев – это по-настоящему живые люди со своей историей. Например, Рита Осянина, оставшаяся в двадцать лет с маленьким ребенком на руках и больной матерью. Муж погиб в самом начале войны. Рита – командир отделения, младший сержант. Она подчеркнуто серьезна и даже несколько холодна. Женя Комелькова, напротив, озорная, веселая, не скрывающая своей красоты. Однако за милой улыбкой скрывается личная трагедия. Всю ее семью расстреляли. Таким образом, мы видим, что девушкам есть за что сражаться. И все же война противоестественна для женщин. Это, пожалуй, главная тема и книги, и фильма. Не случайно возникает сцена в бане, когда героини предстают обнаженными. Режиссер так объяснял необходимость этого эпизода актрисам: «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать». Отдельно стоит сказать про старшину Васкова – простого и доброго человека из народа, которому суждено было стать отцом для всех девочек и пережить их.
«В бой идут одни «старики» (1973)
Один из культовых фильмов о Великой Отечественной. История про «поющую эскадрилью», наполненная и юмором, и слезами, и любовью, не могла не найти отклик у зрителя. Да что там, знаменитую «Смуглянку» знают и поют все. Поразительно, насколько каждый персонаж картины индивидуален и характерен. Не случайно у героев появляются прозвища, которые демонстрируют, что, несмотря на тяготы войны и близость гибели, они продолжают жить, дружить, очаровываться миром. Мы же не можем не очароваться ими. Например, Маэстро, он же капитан Титоренко. Его роль блистательно исполнил Леонид Быков. Обладающий изумительным чувством юмора, организаторским и музыкальным даром, а главное – добрый и отзывчивый, капитан объединяет и молодых, и опытных летчиков, а его выражения давно стали крылатыми: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне» или «Пилотом можешь ты не быть, летать научим все равно, но музыкантом быть обязан». А вспомните юного Кузнечика, лейтенанта Александрова, которому нравится умничать, обращаться к Шекспиру, но при этом он способен проявить недюжинную храбрость и сбить вражеский самолет. Однако и в этом фильме показана трагедия войны, которая навсегда разлучает людей, а еще заставляет их повзрослеть. Так, молодые пилоты из «желторотиков», как их иронично именует капитан, превращаются в «стариков», готовых пойти в смертельный бой.
«Они сражались за Родину» (1975)
Фильм Сергея Бондарчука стал последним для Василия Шукшина. Выдающийся писатель, актер и режиссер погиб на съемках картины, и его героя доозвучивал Юрий Соловьев. В ленте по одноименному роману Михаила Шолохова Шукшин играет весельчака и балагура Василия Лопахина. Впрочем, герой лишь внешне кажется легкомысленным. На самом деле он глубоко переживает за судьбу Отечества и своих товарищей. Мы видим страшную окопную жизнь, когда человек в любой момент может стать жертвой снаряда. Война разрушает хутора, поля, малейшие зачатки мирного существования. Однако она не может лишить людей взаимовыручки. Герои преодолевают нечеловеческую боль и готовы жертвовать собой во имя Победы. Рядового Ивана Звягинцева (Сергей Бондарчук) оперируют без наркоза, доставая из его тела осколки. Поразительна и сцена, когда совсем юная медсестра несет израненного солдата, а мужество Николая Стрельцова (Вячеслав Тихонов), который сбегает из медсанбата, несмотря на полную глухоту и контузию, лишь бы быть рядом с бойцами, вызывает восхищение. Таких настоящих подвигов в фильме немало.
«Восхождение» (1976)
В фильме Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников» ключевой становится проблема нравственного выбора, а жертвенный поступок главного героя разрастается до библейской метафоры, отсылающей к распятию Христа. Война в данном случае выступает ареной проверки человека на прочность, его способности сохранить верность высоким идеалам и отказаться от эгоизма в экстремальных условиях. В этом смысле Сотников и Рыбак – два параллельных мира. Для первого главное – честь, для второго – собственная жизнь. При этом в фильме показано, что истинный подвиг часто совершает человек не на поле боя, а внутри себя, когда не идет на сотрудничество с неприятелем, какие бы выгоды он ему ни сулил. Рыбак храбро сражается и спасает раненого Сотникова от верной гибели, но слишком боится погибнуть сам и оттого готов вступить в сговор с нацистами. Однако тут не все так просто. В «Восхождении» герои не черно-белые. Они, говоря языком Бахтина о романах Достоевского, полифоничны, а значит, выражают свою правду. Ведь в конечном итоге война для всех оказывается роковой, и от ее жестокости не скрыться ни праведнику, ни предателю. Только одному она дарует духовное бессмертие, а другого обрекает на вечные муки.
Александр ТРЕГУБОВ
Комментарии