Может ли библиотека обрести душу? Вполне, если в ней появится человек, безраздельно преданный своей профессии и читателям. Особенно если последние – молодые люди, жаждущие знаний и требующие наставления.
Людмила Соловьева пришла работать в библиотеку Нижегородского лицея – центра одаренных детей четыре года назад. И была счастлива, наверное, тем, что почти все пришлось создавать. «Конечно, – говорит она, – многое сделали за два года и предшествующие сотрудники библиотеки, но почему-то не складывался постоянный коллектив, от которого зависит целостное содержание библиотечного фонда. Я легко вошла в это русло, так как работала и преподавателем, и детским библиотекарем, и методистом. Последние 11 лет возглавляла ЦДБ Сормовского района, где вела всю методическую работу со школьными библиотекарями.
Живое общение с детьми – то, чего не хватало на прежней должности, ведь там гораздо больше было бумажной работы. Хотя она и здесь, конечно, есть».
Говорят, в одну реку не входят дважды. Людмила Александровна вошла. Коренная сормовичка, в 1969 году она закончила историко-филологический факультет Горьковского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и после отработки по распределению в Сибири пришла работать в сормовскую же школу №9. Начала в школьной библиотеке, но как только освободилось место учителя истории, перешла на педагогическую работу. И хотя библиотекарем себя никогда не видела, но после пяти лет в школе поняла: «Это мое!». Как-то подсчитала Людмила Александровна на досуге, и получилось – около тридцати лет библиотечного стажа, учителем же проработала лишь пять лет.
Историю она любила всегда, еще со школы. «Не помню, чтобы по этому предмету были четверки, – говорит Людмила Александровна, – всегда как от зубов отскакивало. Мне повезло с учителями. Сначала был Самуил Борисович. Как он историю преподавал! Это, знаете ли, был театр! Потом он заболел и ушел из школы. Но пришла другая учительница – Клавдия Павловна, я до сих пор ее вспоминаю. У нас в семье моя старшая сестра училась на истфиле и меня приобщала – я и в университет ездила, и с ее подругами общалась, это тоже, наверное, повлияло на меня. И ведь поступить было очень трудно. А учиться-то как было интересно! Я так обожала девятнадцатый век, занималась декабристами. Мне и сейчас все это настолько близко. Вот девчонки приходят, спрашивают про этот период, а я им все по полочкам. «Так вы учитель, а что же не преподаете?» – удивляются они. А вы думаете, здесь меньше надо знать?! – отвечаю. Так что историческое образование очень помогает. В школе у меня неплохо получалось, но пришлось уйти по здоровью. А ведь до сих пор мои бывшие ученики звонят, поздравляют с Днем учителя, значит, что-то у них осталось в душе. А им самим уже по 45. Да и то, что две мои ученицы из класса, где я была классным руководителем, выбрали для поступления истфил, тоже о чем-то говорит. Одна потом вернулась в родную девятую школу преподавателем».
Если Людмила по примеру второй старшей сестры, много лет впоследствии проработавшей учителем истории, поступила на историко-филологический факультет ГГУ, то самая младшая из сестер Соловьевых выбрала профессию библиотекаря под влиянием уже нашей героини. «Мы, наверное, друг другу что-то передали! – улыбается Людмила Александровна. – Библиотечная работа очень много дает. Мы же самые настоящие просветители!»
Несмотря на годы, Соловьева жизнерадостна, энергична. Она и по библиотеке-то не ходит, а порхает, стараясь успеть повсюду. Ей и подруга, бывшая однокурсница, работающая здесь преподавателем, приглашая в Центр одаренных детей, сказала: «Люда, бросай все, иди сюда – тебе понравится!» Хотя поначалу было очень трудно, признается наша героиня. Но, будучи по характеру оптимисткой и отнюдь не тщеславной, ей всегда хотелось быть впереди. Эти лидерские качества помогали и в работе. Она при любых обстоятельствах готова дать совет, помочь делом: «Мне кажется, главное – это любить работу, людей, все, что тебя окружает».
Честно говоря, я пришла в Лицей с намерением написать о его директоре, но Светлана Носова, ни на секунду не задумавшись над этим предложением, сказала: «Лучше напишите о Людмиле Александровне. Это такой замечательный человек, душа нашей библиотеки!»
Тяжелый этап для «души библиотеки» прошел. И теперь Соловьева уже может оценить все плюсы работы здесь.
– Если сравнивать в общем, то, конечно, читать стали меньше, особенно после восьмого класса. «А зачем, если видео есть?» – говорят многие. Да и читают только по программе, лишнего не берут. Но работа в юношеской библиотеке отличается от того, чем приходится заниматься здесь. Наши дети интересуются и книгами, и периодикой. Ведь здесь не обычная школа, в ЦОДе учатся старшеклассники из городов и сел области, прошедшие строгий отбор вступительных испытаний. С ними занимаются преподаватели вузов, в которые ребята собираются поступать после школы. Ребята здесь два года живут без мам, без пап, поэтому мы им не просто выдаем книги, а и по душам поговорим, и поинтересуемся, особенно в первое время, как они тут, хорошо ли устроились, наедаются ли в школьной столовой, не скучают ли. Я всегда говорила, что детский библиотекарь обязательно должен быть педагогом. Здесь же это важно особенно. Если дети из области – из этого не следует, что они читают больше тех, кто живет в Нижнем Новгороде. Но вот сельских видно сразу – скромные и очень благодарные. Без прикрас скажу, весь сентябрь некоторые мальчишки вообще не уходили. Глаза восторженные: «Ой, да вы что, такие книги!» Вот говорят – техника, компьютеры. А я считаю, что книгу ничто не заменит. Это такое великое дело!
Я впервые тут увидела, насколько может быть востребована новая книга. Когда работала в обычной библиотеке, мы тоже делали выставки, но как будто для интерьера. Я все говорила библиотекарям: «Подведите читателей, покажите!» Здесь же сами идут, смотрят – и дети, и учителя. А какие мы проводим конференции, литературные вечера! Особенно популярны выставки с обзором – мы стараемся их разнообразить музыкой, видео…
А на абонементе работаем прямо как на передаче «Что? Где? Когда?». Хоть у нас и учатся чуть больше трехсот человек, зато приходят с самыми разными заданиями. Причем такие тонкие вопросы задают! Это сейчас фонд у нас хоть и не особо большой, но полный по содержанию. Очень хорошо скомплектован справочный аппарат, много классики, зарубежной литературы. Теперь мы обеспечиваем всех книгами в читальном зале, а когда я пришла, было очень много отказов из-за недостатка литературы, приходилось посылать ребятишек в детские библиотеки района, записывать их там.
Директор Светлана Анатольевна очень заинтересована в библиотеке, и я с первого дня это увидела. Как здорово, когда администрация понимает, что библиотека является информационным центром и, значит, может стать продолжением учебного процесса. Не знаю, как и где изыскивает директор деньги, но в отношении комплектования книжного фонда всегда идет навстречу. Основной источник его пополнения – это мегапроекты. Например, по экологии купили много великолепных книг. Ни у одной школы нет такой подписки, как у нас. Мы выписываем 62 экземпляра 59 названий журналов и газет – и детские, молодежные, и методические для учителей. Конечно, все приходится расписывать в каталог. Электронного пока нет, но, думаю, это дело ближайшего будущего. Вот и компьютер стоит, мечтаем загрузить специальную программу – электронный каталог с выходом в интернет.
Ведем целый цикл библиотечных уроков. Но уроки-то уроками, а потом все равно много вопросов – чаще всего консультации по библиотечным каталогам. Информационная культура – это ведь главное, потом она пригодится и в вузе, и в жизни. Частенько приходят выпускники, нынешние студенты лингвистического и педагогического университетов, говорят нам: «Какая же у нас хорошая библиотека! А как вы нас обслуживали!» Им и сейчас книги выдаем, которых нет даже в вузах. Мы верим ребятам, и они не подводят нас.
А сколько книг мы переносили из дома! У меня, например, очень много подобрано исторической, мемуарной, классической литературы. Но моя изюминка – искусство. Во-первых, я заядлая театралка. А во-вторых, с юности очень много путешествовала. Я в любом городе всегда хожу или в музей, или в картинную галерею, где обязательно покупаю открытки, книги. Собрала целую коллекцию шикарных фотоальбомов по искусству. У нас в библиотеке есть видеофильмы-экскурсии по Русскому музею и Эрмитажу, и я всем воспитателям говорю: «Приводите детей, смотрите, наслаждайтесь. Это же такое чудо! Когда еще дети смогут увидеть такое!» Кроме Санкт-Петербурга люблю Павловск. Но любимое место – Прибалтика. Много раз там была у подруги. Таллин просто обожаю.
Очень люблю наш Нижегородский кремль, Покровку. В отпуске немножко отосплюсь и первым делом туда, погулять с фотоаппаратом, прокатиться по Волге на «Отдыхе». А в прошлом году получили для библиотеки книгу, увидели там фотографии Шереметевского дворца, взяли путевки и махнули в Юрино посмотреть на него. Это у меня в натуре – кому-то что-то показывать. Я и племянников брала с собой в поездки в Москву и в Ленинград. Теперь они взрослые, так я с их детьми занимаюсь. Своя семья не сложилась, но с племянниками у нас очень хорошие отношения, и я никогда себя одинокой не чувствовала. Да что тут говорить, если прихожу с работы и по три раза суп разогреваю – телефон звонит не переставая. Отключить бы, но… А вдруг что-то случится и кому-то потребуется помощь?
Фото автора
Нижний Новгород
Комментарии