search
main
0

Великий собиратель слов

Вечер литературы и русского языка

Вечер “Великий собиратель слов Владимир Иванович Даль” проводится для ребят 7-9-х классов. Рассчитан на полтора часа. Вечеру должна предшествовать длительная традиционная подготовка. Ученики знакомятся со следующими книгами о В.И.Дале: Майя Бессараб. “Владимир Даль”, Михаил Булатов, Владимир Порудоминский. “Собирал человек слова…”; Вл. Порудоминский. “Даль”. (Серия “ЖЗЛ”); Вл. Порудоминский “Повесть о толковом словаре”.

Кроме того, юные любители слова по заданию учителя выполняют ряд работ по материалам словаря В.И.Даля и его “Пословицам русского народа”. Например, готовят и читают на заседаниях кружка доклады: “Сибиризмы (название обуви) в словаре Даля”. “Сибиризмы (название одежды) в словаре В.И.Даля”. “Фразеологизмы в словаре и сборнике В.И.Даля” и др. Это один из этапов подготовки к викторине, которая будет проведена на вечере.

К вечеру необходимо изготовить специальный стенд, эпиграфом к которому может послужить цитата из “Напутного слова к “Толковому словарю живого великорусского языка” “Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образный, …народный язык… силен, свеж, богат, краток и ясен…”

На стенде могут быть представлены фотокопии иллюстраций из книг, портреты В.И.Даля, основные даты его жизни, титульные листы словаря, снимок дома в Луганске, где родился В.И.Даль, библиография.

Здесь же приводятся задания, которые ученикам необходимо выполнить, примерные темы для предварительного ознакомления с источниками, чтобы ребята смогли обстоятельнее подготовиться к конкурсу-викторине на лучшее знание русской лексики и пословиц.

Зал, где будет проводиться вечер, должен быть соответственно оформлен: стенд, портрет В.И.Даля, под ним годы жизни (1801-1872), его словарь (желательно разные издания), его сборник “Пословицы русского народа”, его повести, рассказы, очерки, сказки, книги о нем.

Вечер начинается вступительным словом учителя. Основная цель вступления – дать настрой ребятам на вечер. Затем слово берут два ведущих.

Первый ведущий: Все, кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя Владимира Ивановича Даля. Всю свою жизнь Даль посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову. Словарь Даля – это беспримерный в истории составления словарей многолетний бескорыстный труд великого труженика. Труд, которому до сих пор нет равного в мире.

Второй ведущий: Словарь Даля перед вами! (Показ словаря). Четыре объемных тома, более двухсот тысяч слов, причем около 80 тысяч, по подсчетам самого автора, собрано им лично. Свой труд автор назвал “Толковым словарем живого великорусского языка”. Словарь назван толковым, потому что он толкует, объясняет подробности значения слов и понятий. Словарь назван “живым” потому, что Даль помещает в нем не только книжные, но и житейские речения всех шестидесяти губерний тогдашней России, речения, связанные с трудом, бытом, горем, радостью, праздниками и обычаями тысяч русских людей.

Если все слова, собранные Далем, просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу; приводим примеры.

(Далее ведущие кратко излагают биографию Даля, приводя интересные факты).

Первый ведущий: В 1862 году вышли в свет “Пословицы русского народа”, собранные Далем.

(На сцену выходят четыре чтеца, поочередно читают пословицы).

Двое пашут, а семеро руками машут.

Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Тот господин, кто все может сделать один.

Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит.

Кто сам собою не управит, тот и других не наставит.

Сделав другу добро, себе жди того же.

С него всякая беда, как с гуся вода.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Худого человека ничем не уважишь.

Второй ведущий: Мы привели вам лишь малую долю пословиц из сборника Даля. А ведь в нем – тридцать тысяч сто тридцать пословиц (180 тем).

Первый ведущий: Однажды Даль гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску, поскользнулся.

– Что ты? – бросился к нему Даль. – Ничего, – отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то. – Новгородский, – вслед ему определил Даль. – Откуда вы узнали? – удивились приятели. – По говору. – Но ведь это невозможно! Он сказал всего два слова: – Ничего, скользско. – Вы ошибаетесь, – холодно проговорил Даль. – Он сказал: – Ничего, склезко. – И крикнул плотнику: – Откуда ты, братец? – Новгородские мы, – послышалось в ответ.

Второй ведущий: Даль нашел свой способ толкования слов. Всюду, где возможно, он выстраивал ряды синонимов (“тождесловов”).

(Сценка. Участники: бабушка и молодой человек).

– Где Люби?

– По батежья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы.

– По что?

– Ну, по петушки.

– По что? По что?

– По стебени.

– Не понимаю вас.

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель!

(Виктор Боков. Над рекой Истермой).

Первый ведущий: У Даля были особые отношения с иностранными словами. Он упорно искал русские синонимы к заимствованным словам, считая, что любое слово нерусского происхождения можно заменить равноценным русским словом.

(Здесь уместно прочитать учителю или представить в лицах сценку – см.: М. Бессараб. Владимир Даль. М., 1968, с. 237-238).

Первый ведущий: Значит, в словаре Даля мы не найдем нерусских слов?

Второй ведущий: Найдем, и даже, по подсчетам ученых, сотни. Например (читает): абсолютный, абстрактный, акцент, ангина, аргумент, арена, архаизм, бинокль, бюджет, комиссия, сессия, эстрада, юбилей и мн. другие.

Первый ведущий: Даль – разносторонне одаренный человек. Он был не только лексикографом (составителем словаря), но и историком, ботаником, натуралистом, этнографом. Он вживался в русский быт, изучал русские обряды, записывал народные песни.

Второй ведущий: Приглашаем песенников на сцену!

(На сцене – хор в русских костюмах).

Они исполнят 2-3 народные песни.

Учитель: А теперь, ребята, посмотрим, как вы подготовились к нашему вечеру, для чего проведем небольшую викторину. Седьмые классы сидят с левой стороны, восьмые – с правой. Жюри (нечетное количество) будет оценивать ответы по пятибалльной системе. Команду-победительницу ждет приз. Итак, начинаем. (Сначала задаются вопросы, которые были помещены на стенде).

Примерные задания:

1. Кто назовет больше пословиц, поговорок на тему “Язык – речь”…

а) какая пословица, поговорка уместна в том случае, когда человек сам себе вредит излишней словоохотливостью?

(Язык мой – враг мой…).

б) когда мы говорим: язык без костей?

“Где мало слов, там вес они имеют”. (В. Шекспир).

“Много говорить и много сказать это не есть одно и то же”. (Софокл, драматург Древней Греции).

2. Приведите высказывания о русском языке великих людей.

3. Перечислите известные вам словари. Как правильно ими пользоваться?

4. Приведите высказывания знаменитых людей о словарях.

5. Какие сборники крылатых слов вы знаете?

(Подводятся итоги конкурса, отмечается команда-победительница).

Учитель: Дорогие ребята! Вот и заканчивается наша сегодняшняя встреча, наш разговор о замечательном человеке, настоящем труженике. Словарь Даля живет уже более ста лет… Он многократно переиздавался. Страницы словаря будут внимательно читать еще многие поколения – его историческая ценность безусловна. Константин Паустовский правильно заметил: “По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности”. Жизнь Даля, этого скромного и мягкого человека с нерусской фамилией, – блестящее тому подтверждение: он был самым настоящим русским, истинным подданным России не только по закону, но и по огромной своей любви ко всему русскому.

Нина УЛЬЧУГАЧЕВА,

учитель русского языка и литературы

с. Жеблахты,

Ермаковский район,

Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте