search
main
0

Великий помор был прав. Без царицы наук – никуда

От большинства школ Архангельской области северодвинская СОШ №3 имени Героя Советского Союза Н.М.Трухинова на первый взгляд ничем не отличается. Здание постройки семидесятых годов прячется на окраине города среди стареньких пятиэтажек. В школе 740 учеников. Более 70% – дети из семей рабочих и служащих, звезд с неба не хватают. Почти треть ребятишек – из семей неполных или неблагополучных. Педагогическая же семья, то есть коллектив, состоит из 70 человек, из них, почти как по Некрасову, мужиков всего пятеро. С первых минут общения учитель математики Роман РЕЗАНОВ поразил меня необычной душевной легкостью и открытостью. Мне почему-то всегда казалось, что математики – люди заумные, прагматичные, с головой-компьютером, где царит лишь одна, грубо говоря, «цифирь». Но Роман Александрович дал понять, что мой взгляд на предмет безоснователен, и напомнил слова Михайлы Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит».

Ребята не скрывают своих теплых чувств в отношении учителя математики. – такие слова можно прочесть на стенах школы. Не это ли высшая награда и благодарность за нелегкий учительский труд и заботу о детях?! Школьникам удается не только признание в любви. Ученики Романа Александровича успешно сдают единый государственный экзамен, поступают в высшие учебные заведения Архангельской области, Москвы и Санкт-Петербурга, становятся победителями школьных олимпиад, участвуют в городских и областных научно-практических конференциях «Юность. Наука. Культура».

«Рома, мы тебя любим»

Путь Резанова в педагогику – без фанфар, но уверенный. После «восьмилетки» – северодвинская школа №17 с углубленным изучением математики и физики. Думал стать инженером, поступал в МВТУ имени Баумана, но недобрал одного балла за сочинение. Поступил в СевмашВТУЗ на специальность «Автоматика и телемеханика». После первого курса ушел в армию, служил связистом в Воркуте. Отслужив, продолжил учебу во ВТУЗе. В его стенах получил общественную специальность пионерского вожатого, что, по словам Резанова, и привело его в школу в 1991 году. В 1995-м заочно окончил математический факультет ПМГУ.

Четырнадцать лет работы в школе, особенно в нынешних условиях, вынесет не каждый мужчина. Зарплата ведь с гулькин нос. Вот и приходится математику, чтобы прокормить семью, брать нагрузку в 30 часов, отказываться от классного руководства и, как подводная лодка, погружаться в предмет.

– После участия в городском, областном и Всероссийском конкурсах «Учитель года» Роман Александрович изменился и как профессионал, и как личность, – говорит заместитель директора по УВР, учитель математики со стажем работы более 20 лет Татьяна Гуцол. – Он стал мудрее, коммуникабельнее, объективнее к себе и коллегам. Постоянно в поиске. Резанов знает запросы ребят, которые хотят после школы получить техническое образование, легко находит с ними общий язык. Примечательно, что даже малоспособные ученики математику любят.

– Работоспособность, деловитость, простота общения и в то же время корректность – это и есть особенные качества Романа Резанова, – дополняет директор школы Валерий Гомзяков. – Дети хотят видеть в каждом учителе в первую очередь обычного человека. Ребята, особенно старшеклассники, не любят излишних нравоучений, а вот личный пример заставляет их задуматься и сделать правильный вывод. Роман Александрович заслуживает уважение школьников профессионализмом и добрым отношением к окружающим, в первую очередь – к детям.

Ребята не скрывают своих теплых чувств в отношении учителя математики. «Рома, мы тебя любим» – такие слова можно прочесть на стенах школы. Не это ли высшая награда и благодарность за нелегкий учительский труд и заботу о детях?! Школьникам удается не только признание в любви. Ученики Романа Александровича успешно сдают единый государственный экзамен, поступают в высшие учебные заведения Архангельской области, Москвы и Санкт-Петербурга, становятся победителями школьных олимпиад, участвуют в городских и областных научно-практических конференциях «Юность. Наука. Культура».

Ключ от ларца знаний

Успех молодого учителя, как мне показалось, держится на крепком фундаменте – его педагогической философии, ни на йоту не оторванной от жизни. По мнению Резанова, проблема современного школьного образования в том, что ребенок часто не понимает, зачем заучивать объемный материал, решать огромное количество задач и переписывать сотни упражнений. На все это уходят силы и время, а целостного представления об окружающем мире у него не создается. Это происходит потому, что традиционный подход в обучении формирует прежде всего память, а от современного человека требуется умение мыслить и добывать необходимые знания самостоятельно. Ученику надо подарить ключ, с помощью которого он сможет выбрать из ларца знаний те, которые ему интересны и необходимы в жизни.

Разделив знания, мы пытаемся дать разные определения одного и того же явления или предмета, что само по себе, конечно, неплохо. Но у ребенка это многообразие часто не складывается в общую картину, так и остается отдельными мозаичными деталями, которые он посмотрел, покрутил, да и отбросил за ненадобностью. Вот почему семилетний почемучка к пятнадцати годам превращается в абсолютно равнодушного к познаниям подростка, механически заучивающего материал и тут же забывающего все, что он «сдал».

– Я хочу показать связь математики не только с другими предметами, но и профессиями, самой жизнью, тем более что сегодня идет переход на профильное обучение, – говорит Резанов. – Нельзя не признать, что роль математики в каждом учебном предмете довольно сильна. Я убежден: без царицы наук – никуда. Сомневающимся в силе математики ученикам я повторяю афоризмы: «Все вокруг математика» и «Если вы думаете, что математика сложна, то вы не знаете, как сложна жизнь». Многие законы развития общества, экономики, информатики – это математика. Когда изучаем геометрию, часто касаемся истории. Я стараюсь показать детям, что люди еще задолго до того, как математика стала наукой, были вынуждены изучать ее для того, чтобы просто выжить. Согласитесь, учиться понимать жизнь на уроках математики – странно и необычно, но именно в этом, на мой взгляд, смысл настоящей педагогики.

Пригодится всем

Очень часто Резанов слышит от ребят, например, такую фразу: «Зачем нужна мне эта математика, если я собираюсь стать автослесарем?» Учитель для пущей ясности объясняет будущим технарям чуть ли не на пальцах. Автослесарю нужно черчение? Безусловно, ведь любая деталь имеет форму – конусообразную, цилиндрическую. Конус и цилиндр – это геометрические фигуры. Далее – крепежи, болтовые соединения с различным диаметром резьбы. Все рассчитывается по формулам. Формулы – действия с десятичными дробями, проценты. И от математики – к жизни. Большинство авторемонтных предприятий сегодня – частные. Какому же серьезному коммерсанту нужны неучи?!

– А если девушка собирается стать манекенщицей или фотомоделью, участвовать в конкурсах красоты?

– Тогда она должна стремиться к тому, чтобы ее фигура достигла параметров 90-60-90. Так что, видите, и моделям без математики не обойтись, – улыбается Роман Александрович.

Заходит разговор о математических трудностях, проблемах в учебе. Особенно тяжело детям дается тригонометрия. Ученики вздыхают: «Хоть убейте, ничего не понимаем в синусах, косинусах, тангенсах, арктангенсах».

После этих слов меня вдруг отбрасывает почти на четверть века назад, я вспоминаю, как учился по алгебре и геометрии в старших классах. В этих дисциплинах я был совершенным «дубом». Короче говоря, моя оценка выводилась по распространенной формуле: три пишем – два в уме.

– На твердые три балла знать математику может абсолютно каждый, если его в нужное русло вовремя направить, – читает мои мысли Резанов и тут же на листке бумаги преподает мне небольшой урок, рисует любопытную табличку, с помощью которой быстрее и легче можно разобраться в азах тригонометрии. Жаль, мне в свое время таких табличек не рисовали…

– Многие старшеклассники не могут пользоваться, казалось бы, элементарным – учебником, не говоря уже о справочной литературе, – продолжает Роман Александрович. – Чуть что – подойдите, подскажите. Где найти то или иное? А вы что, не знаете, что в учебнике есть оглавление, предметный указатель? Уже пятиклашек я настраиваю таким образом, чтобы они учились работать с учебником самостоятельно. Когда надо – сходить в библиотеку, что-то найти в интернете.

Мне не нравится в нашем образовании то, что каждый предмет идет разрозненно. А ведь математика связана даже с русским языком и литературой. Не верите? Пожалуйста, математическая иллюстрация пословиц и поговорок. «Чем дальше в лес, тем больше дров». Очевидно, что это зависимость возрастающая. Роман Александрович выводит кривую в системе координат. «Семь раз отмерь, один раз отрежь», и таких примеров – десятки.

Интересно Резанов проводит внеклассную работу. Возьмем, допустим, геометрию и теорему Пифагора с ее множеством доказательств. Вот где развернуться влюбленным в математику! Но здесь же найдется поле деятельности и для историка – Древняя Греция, пифагорейская школа. Один из учеников, выпускник художественной школы, нарисовал портрет Пифагора. Проще говоря – самовыражение и творчество.

Северодвинск, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте