В истории человечества есть люди, которые во многом определили развитие цивилизации. Они изменили мир и нас, сделали открытия, которые стали всеобщим достоянием, принесли пользу и благо всем народам и разным поколениям.
В развитии педагогики Ян Амос Коменский сыграл, пожалуй, такую же роль, как Галилей в физике, Декарт в философии, Пушкин в поэзии, как Коперник в астрономии, Менделеев в химии, Циолковский в теоретической космонавтике и т. д.
Новаторство великого чешского педагога (годы жизни 1592‑1670) в области педагогики – идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, важные дидактические принципы, правила, касающиеся обучения и воспитания, – в далеких веках пробивало себе путь медленно. То, о чем мечтал и писал мыслитель-гуманист, писатель, философ, богослов, общественный деятель, дипломат (сфера его деятельности была весьма широкой и разнообразной), опережало свое время и вошло в практику школы значительно позднее, только два с половиной столетия спустя. И далеко не все, и не в полной мере.
Но именно он оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в ХVII-ХVIII веках. Именно Коменский разработал принципы и правила организации учебной работы, которые действуют в основных чертах и поныне. А это прежде всего учебный год, его деление на четверти, каникулы, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня! Знакомые многим поколениям базовые понятия и традиционные формы обучения, ставшие достаточно прочным фундаментом школьной жизни, периодически подвергались критике, что и понятно – менялись времена, эпохи, приоритеты.
Вот и в наше время, когда со дня рождения великого дидакта минуло более четырех столетий, чаще достается главному открытию Яна Амоса Коменского, его ключевому «бренду» – классно-урочной системе, которая тем не менее, выдерживая напор критики, в очередной раз умудряется устоять и в некотором роде даже обновиться. Сегодня традиционные уроки уступают место межпредметным, метапредметным, интегрированным, дистанционным, удаленным, «перевернутым», иным видам и вариантам учебных занятий. К тому же понятно, что класс-урок эпохи Коменского и класс-урок современной школы – величины, как скажут математики, неравнозначные.
Но есть и общее, изначально заложенное в классно-урочной конструкции: она была и остается, как и видел это Коменский, не только формой организации обучения, а важной средой, зоной общения и социального взаимодействия детей между собой, с учителями, наставниками, воспитателями. Вероятно, поэтому класс-урок – система, которая, даже несмотря на неизбежность ее трансформации в век цифровых, информационных технологий, обречена сохранить некоторые важные организационные, внешние признаки, такие как надлежащее распределение времени и объема материала, последовательность его изложения в обучающих программах и т. д.
«Мудрое распределение времени есть основа для деятельности», – подчеркивал чешский педагог. В обучении и воспитании не обойтись без системности, пропорциональности, соразмерности, без логистики и разумной нормативности, которые обеспечивают партнерство, взаимодействие, участие всех детей в этом процессе и многое другое, что Ян Коменский называл законами хорошо организованной школы, в которой должны состояться «мастерская гуманности», «мастерская света», «мастерская для выработки из людей подлинных людей».
Да, будучи сторонником законов школьного порядка, дисциплины, Ян Амос Коменский как педагог-гуманист выступал против косности школы, зубрежки, призывал к наглядности и посильности в обучении, отдавал предпочтение особым методам преподавания, приемам объяснения явлений и процессов, которые открывают у учеников бескрайний полет творческой мысли. Популяризатор и систематизатор классно-урочной системы стремился развивать познавательные способности учащихся. Чтобы «воспламенить жажду знания и усердие к учению», надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность, обращаться к природе, к ее мудрости и гармонии. Да и дидактику он призывал рассматривать не только как науку, но и как искусство.
Сверхзадачей школьного воспитания и образования, по его мнению, должна была стать подготовка юношества к будущему самовоспитанию и самообразованию.
Я.А.Коменский стал основоположником педагогики нового времени, причем педагогики гуманистического направления, он шел от глубочайшей веры в высшие силы, исповедуя христианское учение, терпя за это лишения. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и других рассмотрены важнейшие педагогические проблемы, к решению которых он подходил с позиции триединства «образованности, нравственности, благочестия», чувства меры, педагогической целесообразности, природосообразности, соблюдения баланса любви и требовательности к ребенку, свободы и разумной дисциплины, самостоятельности и послушания.
Это и многое другое отметил в своих размышлениях о наследии Яна Амоса Коменского в преддверии уже ХХI века наш современник, выдающийся педагог, народный учитель СССР Владимир Абрамович Караковский, когда в 1996 году он стал первым читателем книги, в которой были опубликованы главные труды великого педагога, изданные с сокращениями и с его тонкими, профессионально точными, мудрыми педагогическими комментариями.
Они сопровождают тексты мыслителя, позволяя читателю увидеть Коменского глазами наших современников и понять истоки бессмертия его идей. Это был один из первых томов большого проекта по созданию «Антологии гуманной педагогики» (их сегодня более 40), который появился по инициативе Шалвы Александровича Амонашвили, классика гуманной педагогики нашего времени, а также известного организатора отечественного образования Дмитрия Дмитриевича Зуева, долгие годы возглавлявшего издательство «Просвещение».
Важно отметить, что существует, на наш взгляд, прямая, глубинная связь и преемственность между главными постулатами Яна Амоса Коменского и рукописью новой книги Шалвы Александровича Амонашвили, которую мы продолжаем публиковать на страницах нашего издания (начало в №41, 43, 45). В ней он ссылается на классиков педагогики, в том числе и на работы великого чешского дидакта, уделяет особое внимание философам, которые оставили нам неисчерпаемый багаж знаний и мудрости.
Шалва Амонашвили смотрит на них с позиции современной школы, проводит параллели между прошлым и настоящим, заглядывает в будущее. «Творение, – читаем его строки в книге «Оценки» («Учительская газета» №41 от 13 октября 2020 года), – становится классическим потому, что его ценность для человечества не ограничивается временем и пространством, оно приобретает практически вечную жизнь и становится достоянием любого народа, любого времени. А имя классика сопровождает творение, обретает бессмертие».
Именно это произошло и с Яном Амосом Коменским, великим педагогом, человеком трудной личной судьбы, но не сломленным, преодолевшим несчастья и страдания, с философом, одержимым идеями обновления и преобразования мира. В последние годы жизни выходит в свет главный его труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоявший из шести томов. Он ушел из этого мира с верой в то, что просвещение приведет человечество к всеобщей гармонии, с надеждой, что к его мыслям и советам прислушаются потомки. С тех пор прошло ровно 350 лет.
Ирина ДИМОВА
Комментарии