Татьяна ГУМЕННИК, директор Московской международной гимназии, член Центрального правления Российской ассоциации содействия ООН, член Координационного совета ассоциированных школ ЮНЕСКО, заслуженный учитель РФ:
Иные времена – иные игры. Мир людей, кажется, начинает осознавать себя как единое целое на одной планете. И потому не «противник», но «партнер» – кодовое слово наших дней. Хотя наш век – все еще век конфликтов, количество которых возрастает, а искусство разрешать конфликты цивилизованным путем – путем переговоров – так и остается искусством. Впрочем, уже то прекрасно, что опыт постижения этого искусства вышел за рамки, скажем, одной только ООН.
Вот уже почти 20 лет существует, приучая молодежь к согласию, международная игра школьников и студентов Московская международная молодежная Модель ООН, которую проводит ГОУ Московская международная гимназия под патронатом Российской ассоциации содействия ООН и при активном участии МИД РФ и Информцентра ООН в Москве.
За 20 лет Модель ООН сильно изменилась, приобрела больший ареал распространения (8 регионов России), расширила границы, включая представителей ближнего и дальнего зарубежья, стала солидней по уровню профессиональной подготовки, более востребованной и современной с точки зрения информационных технологий.
Безусловно, Модель ООН – это ролевая игра, но для детей это игра всерьез. Они дышат этим, пытаются прожить за три дня, которые идет Модель, первую для себя жизнь в политике. Некоторые могут играть в шести-восьми Моделях за год. То есть, если нравится, почему нет? Это даже здорово, но важно, чтобы не мешало другим делам, а относятся они ко всему абсолютно серьезно.
Вот, если вы придете в первый день, когда будет пленарное заседание и консультации, то это еще не та работа, которая детей больше всего затягивает. Они играют по-настоящему, когда наступает второй день Модели, и входят в раж. Складываются коалиции, происходит полное раскрепощение личности, и фактически игра продолжается для участника днем и ночью.
Но если смотреть шире, Модель ООН – это образовательная сеть. По сути, этот термин появился в России всего года три назад. Хотя Модель ООН – уже 20 лет наглядный пример подобного явления. Образовательная сеть предполагает создание взаимодействия между различными образовательными центрами. Ведь форум – это коммуникации между участниками, организаторами, учебными заведениями. Мы гордимся многолетним сотрудничеством с московскими школами-партнерами: лицеями №№1502, 1511, 1555; гимназиями №№1503, 1504, 1526; школой с углубленным изучением английского языка №1290; специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом II типа №10; домом ребенка №14. Любим и ценим наших друзей из ПАШ ЮНЕСКО и других учебных заведений Москвы и России. Интересен тот факт, что с каждым годом Модель становится более волнующей, она развивается, изменяются и ее участники. Она многим интересна, а значит, Модель ООН будет жить и помогать ученикам решать глобальные проблемы.
Каждая Модель несет в себе что-то новое. Так, на мой взгляд, наибольшее достижение Моделей ООН – это то, что, несмотря на ее 20-летний возраст (!), ее до сих пор с нетерпением ждут, буквально «дерутся» за право участия в ней. Она постоянно меняется, привлекая все больше и больше заинтересованных сторонников.
Стимулирование творческого начала, создание интеллектуального молодежного сообщества, формирование современного менталитета гражданина России и мира, предоставление равных возможностей для всех с учетом инклюзивного образования – вот те привлекательные стороны, которые делают Московскую международную молодежную Модель ООН ежегодным праздником общения.
В ходе Модели ООН-2008 на сайте Московской международной гимназии был организован молодежный форум, посвященный игре (было зарегистрировано более 3000 обращений), а также были опубликованы материалы работы пресс-центра Модели. На XIX школьной модели впервые был организован и успешно проведен конкурс творческих тематических мультимедиапроектов по теме «Старики и дети – лицо государства». По результатам конкурса были определены победители и лауреаты, которые были на торжественном закрытии Модели награждены грамотами, ценными подарками и призами. Их работы были размещены на сайте гимназии и включены в базу программных продуктов МИОО.
Включение Модели ООН в образовательную программу Московской международной гимназии привело к созданию целостной системы обучения и воспитания гражданина России и мира, которая включает в себя целый ряд системообразующих элементов. Это и Мини-ООН-школа, и ПАШ ЮНЕСКО, и Модель ООН, и Модель ЮНЕСКО, система конкурсов, конференций, проектов и многое другое. Фактически в настоящее время в Московской международной гимназии сложился и успешно работает молодежный центр ООН, объединяющий в своих рядах школьников и студентов более 60 средних и высших образовательных учреждений России, ближнего и дальнего зарубежья.
Владислава БЕГУН, ученица 11-го «Б» класса ММГ:
– Первое мое выступление состоялось за границей, оно было на английском языке, и, конечно, страх присутствовал. Я говорила о проблеме исчезновения лесов с позиции Германии. Над этой темой было интересно работать, обогащался мой словарный запас, эти знания пригодились мне потом и на уроках английского языка, и в дальнейшем.
Надо сказать, что русские ребята выступали очень достойно, так сказать, «на уровне», общались на равных и с носителями языка, и с представителями из всех остальных стран. Осталось очень много положительных впечатлений и о поездке, и о самой Модели.
Модель ООН – это не только твой вклад в развитие движения ООН, но и возможность пообщаться, завести новых друзей, посмотреть другую страну. Это движение дает уникальный шанс ознакомиться с самой системой ООН изнутри, узнать о работе этой организации, о работе ее отдельных органов. Многие, к сожалению, не знают, насколько значима в современном мире деятельность ООН. Во время подготовки к игре и во время самой игры участники узнают много нового о проблемах, с которыми сталкивается мировое сообщество в наши дни: экологических, политических, экономических и других. Модель ООН затрагивает очень обширную сферу, и, в общем, это движение очень полезно для умственного развития личности.
Я собираюсь стать международным экономистом. Участие в Модели тренирует навыки выступления на публике, тебе приходится готовить речь, отстаивать свое мнение, выслушивать и принимать во внимание мнение других участников заседания. В любом случае, кем бы ты ни был по профессии, эти навыки пригодятся тебе просто в жизни, потому что умение слушать людей и слышать их мнение – это очень важно.
Филипп ПОРТНОЙ, выпускник ММГ:
– Модель мне особенно запомнилась общением. Я был просто потрясен невероятной активностью участников Модели. Модель – это такая игра, которая на протяжении нескольких дней не прекращается даже ночью. Встаешь с мыслью о ней, с тем и засыпаешь!
Я увлекаюсь современными информационными технологиями и выбрал их в качестве дальнейшей профессиональной деятельности, в 2008 году я принимал участие в конкурсе мультимедийных проектов по теме «Старики и дети – лицо государства» в рамках Модели ООН и очень горд тем, что занял 1-е место.
Марина МИРГОРОД, участница Модели-2002:
– Практически у каждого участника есть свое личное видение того, что такое Модель ООН. Я думаю, Модель ООН – это «не просто попытка имитации деятельности этой организации (хотя в известной степени, если говорить о процедурах, это именно имитация). Благодаря ей у участников вырабатываются определенные организаторские способности и навыки. Все эти умения очень сильно развиваются в ходе работы Модели.
Игорь ТРОФИМЕНКО, выпускник гимназии №1516, участник Модели-2004:
– Модель ООН – хорошая школа, школа не только умения регулировать международные отношения, разбираться в правилах дипломатического этикета, но и выработки необходимого в жизни навыка – навыка общения с людьми.
Людмила ВАСИЛЕВИЧ, Мария ВОРОНИНА, лицей №1501, участницы Модели-2004:
Эта игра позволяет школьникам раскрывать свои интеллектуальные и ораторские способности и таланты, находить множество друзей, с которыми есть о чем поспорить и просто поговорить, открывает нам новые возможности и горизонты, помогает определиться с будущей профессией, попрактиковаться в языке, побеседовать и даже проконсультироваться у профессионалов.
Маргарита Королева, гимназия №1526, участница Модели-2004:
– Меня привлекла в первую очередь нестандартность ролевой игры. На ней можно почувствовать себя взрослым, принять участие в решении международных вопросов современного мира. Модель дает шанс молодежи приобщиться к политике, и я этому очень рада.
Екатерина Пантелеева, участница Модели-2004:
– Безусловно, эта игра, как любое важное событие в жизни человека, развивает его. Я считаю, что она меняет человека в лучшую сторону, помогает развить коммуникабельность и расширить кругозор.
Яна Голубева, участница Модели-2004:
– Модель ООН – это живописный мир, разукрашенный разными красками во все цвета радуги: тут и алый, и небесно-голубой, и солнечно-желтый. Много стран – много мнений, позиций, мыслей. В этом мире совершенно неповторимая атмосфера – без грубости, без злости. Тут совершенно особый климат, какой-то необыкновенно мягкий и устойчивый. Но это нужно ощутить на себе.
Анатолий ТОРКУНОВ, ректор МГИМО, председатель РАСООН:
– Модель ООН дает молодым очень много: амбиции, делает необходимым получение новых знаний, умений, это прекрасная тренировка в ораторском искусстве, великолепная тренировка иностранного языка, ведь многие комиссии, комитеты работают на иностранном языке. Важно умение вступать в коммуникацию с ребятами, которые представляют разные регионы, разные страны, и вообще вступать в коммуникацию, ведь одна из больших проблем нашей сегодняшней жизни – это разобщенность, страшный индивидуализм, когда собирается большая группа молодых энергичных интересных людей из разных семей, из разных социальных слоев и разных регионов и вместе занимаются одним интересным делом, спорят, вечером танцуют. И это очень здорово.
Модель ООН – это мощнейший объединитель, мощнейший энергетик. Я когда-то в юности (мне было 13 лет) был в Артеке. Для тех, кто прошел через Артек, это стало ярким воспоминанием на всю жизнь, ведь там мы действительно жили как одна большая пионерско-комсомольская дружная семья. Здесь ребята тоже в таком же возрасте. Сегодня представляется такая возможность собраться, поспорить, а не просто поорать на улице, поговорить о делах, рассматривая их сквозь призму великих задач и целей, которые поставила ООН и перед собой, и перед всем человечеством.
В МГИМО регулярно проводятся конкурсы по тематике ООН, в том числе «Письмо Президенту», победа в котором позволяет поступить в наш университет без вступительных экзаменов, несмотря на ЕГЭ. Таким преимущественным правом при поступлении в МГИМО пользуются ребята, наиболее активно проявившие себя в проектах Модели ООН.
Для нас еще очень важно, что огромное число наших сегодняшних студентов прошли через одну, а то и несколько Моделей ООН. Таким образом, мы получаем студентов высокомотивированных, изначально сориентированных на международную деятельность в разном качестве – юристов, политиков, журналистов, экономистов. Они начинают с детских лет участвовать во всякого рода мероприятиях ООН, в том числе и в нашей ежегодной школьной модели, которую проводит Московская международная гимназия. 20-я Модель будет в этом году. Надеюсь, что она, как обычно, пройдет успешно.
Многие студенты, прошедшие через Модели ООН, становятся весьма заметными деятелями студенческого движения, научно-студенческого союза и достойно представляют нашу страну на многих международных мероприятиях.
Никита МУРАВЬЕВ, выпускник гимназии, студент МГИМО:
– Я три раза участвовал в школьной модели ООН. Когда в 9-м классе я впервые попал в стены МГИМО, то был поражен атмосферой этого заведения, подготовленностью студентов – наших бывших выпускников, и по-настоящему заболел международной деятельностью.
Потом я играл в Модели за США. Помню, тема тогда была «Право нации на самооборону». Представлять США было интересно и захватывающе, хотя и очень непросто. Термины «превентивная дипломатия», «превентивные меры самообороны», «гуманитарная интервенция» снились мне по ночам. Я отстаивал позицию США, стараясь максимально отразить реальную позицию этой страны по вопросам взаимоотношений с Ираком. Помню, что моя резолюция тогда не прошла, потому что позиция США была очень непопулярна в мире.
Модель сыграла решающую роль в моей жизни, очень помогла определиться с выбором учебного заведения, научиться самостоятельно работать, за что я благодарен гимназии…
Андрей ГАВРИЛЕНКО, выпускник гимназии и МГИМО:
– Объективно Модель ООН дает возможность ощутить вкус будущей профессиональной жизни, окунуться в весьма сложные и противоречивые реалии современного общества.
Умение грамотно и четко сформулировать задачу, найти и выбрать способ ее решения, обосновать его, донести до коллег и партнеров свое мнение, а также способность нести ответственность за свой выбор – та картина мышления, которая прекрасным образом формируется на Модели, – востребованы любым современным человеком. В этом смысле Модель ООН дает объективные предпосылки для формирования смелой и мыслящей личности, основного элемента будущей счастливой семьи, развитого профессионала и активного гражданина. В то же время Модель была и навсегда останется для меня прекрасной страницей моей юности, общения с интересными людьми, открытия нового и интересного вокруг себя, достижения первых успехов. Такие впечатления важны и значимы для воспитания личности любого человека.
Сейчас, по прошествии 5-7 лет после участия в школьной модели, оценки и выводы о ее значимости в моей судьбе приобретают более явный и четкий контур. На Модели ООН я осознал и очертил для себя направление своей будущей, уже взрослой деятельности. Ни на секунду не сомневаясь в этом, я на каждой новой Модели все больше убеждался в правильности и, самое важное, в своевременности своего выбора. Ведь если его не сделать в старших классах школы, то когда? Сейчас, по окончании МГИМО, я могу быть только рад, что в моей жизни, как и в жизни сотен других ребят, была и, уверен, что еще долгие годы будет возможность сделать правильный выбор, судьбоносность которого сложно переоценить.
Судьба создается не одним днем. И не одним только человеком. Мы живем в социуме, каждый день в той или иной степени общаясь с десятками, а то и сотнями людей. В этой связи я готов утверждать: Модель ООН с детства учит умному и качественному общению – незаменимому атрибуту развития человека на протяжении всей его жизни, что тоже своего рода судьбоносно. Каждый день сталкиваясь в институте и за его пределами с теми, с кем еще школьником «сражался» на Моделях, я все больше прихожу к такому выводу. В этой связи считаю, сказать, что Модель сыграла позитивную роль в моей судьбе, – значит сказать ничтожно мало.
Молодежные форумы – это всегда ярмарка идей, возможность найти новый путь, новые решения, поэтому я думаю, что в любом случае это будет продуктивно. Важно, что уже сейчас мы задумываемся над проблемами, решение которых предполагает долгий путь во времени.
Екатерина ГРЕЧУХИНА, студентка МГИМО, председатель ЭКОСОС, участница Модели-2001:
– Участие в ролевой игре Модели ООН помогает получить абсолютно незаменимое в процессе осознания современности обобщенное, до определенной степени систематизированное представление об окружающем мире.
Ксения КОКАРЕВА, выпускница гимназии, студентка 2-го курса МГИМО, председатель ЕРК ЮНЕСКО XIII Модели ООН, участница Модели-2002:
– Модель ООН – модель жизни мира, и мы в эту жизнь играем, и мы эту жизнь строим. Ведь на самом деле в Модели обсуждаются не модели проблем. И от того, как мы их решим, возможно, будет зависеть наше будущее, будущее наших детей.
Комментарии