В результате проведения занятия участники смогут: познакомиться с основными этапами истории России и США в их сравнительном освещении, найти общее и различия в процессах отмены рабства в США и крепостного права в России, глубже понять роль реформаторов – Линкольна и Александра II в истории своих стран; получить опыт применения сравнения в учебном процессе, работы с историческими текстами; находить параллели при изучении одних исторических событий с другими; понять место сравнительного анализа в учебном процессе и его роль.
1. Мотивация.
1-й вариант. Участникам предлагается назвать общее в России и США по следующим категориям: география, литература, историческое развитие, политика, национальный состав (могут быть добавлены и другие характеристики – общественные ценности, политическое устройство, законодательство и т.п.).
2-й вариант. Спросите у участников, с историей какой страны есть наибольшее число пересечений у России и с какой – наименьшее. Попросите мотивировать ответы и приводить примеры. Предложите назвать наиболее яркий исторический двойник России и ее антипод.
3-й вариант. Предложите участникам назвать примеры, когда человек прибегает к сравнению, и пояснить, почему он это делает. Спросите, какую роль сравнение играет в жизни каждого отдельного человека и больших групп людей.
4-й вариант. Начните занятие с того, что сегодня значительное внимание будет уделяться сравнительному подходу в преподавании. Предложите участникам высказать свое мнение, как влияет сравнение на развитие учащихся (с точки зрения содержания, умений и ценностей).
5-й вариант. Рисуются две ленты времени – история России и США. Участники после общего обсуждения отмечают на них ключевые даты (начало государственности, основные исторические события, значимые явления внутри страны – реформы, революции и т.п.). Интересно сравнить, с чем связаны отмеченные даты в одной и другой стране. Стоит ограничить такие «вехи» – например, попросить назвать 5 ключевых событий (индивидуально или в парах).
2. Работа в парах с лентами времени.
Рисуются две ленты времени исторического процесса. Первая берет начало с создания российского государства, вторая – с создания США (вопрос о датах может быть обсужден, представляется оправданным датой начала российской государственности считать 862 г. – призвание Рюрика или 882 г. – перенесение Олегом столицы из Новгорода в Киев; начало американской государственности – 1775 г., когда началось открытое вооруженное сопротивление англичанам).
Участникам предлагается в парах найти точки соприкосновения истории нашей страны и США. Пары выступают по очереди, а затем на листе времени отмечаются упущенные пробелы.
Варианты ответов:
1784 г. – высадка русских путешественников на Аляске, начало Русской Америке.
1793 г. – Российская империя приняла Декларацию вооруженного нейтралитета, которая фактически поддерживала США в войне с Англией.
1812 г. – общая борьба с Наполеоном (с 1807 г. сотрудничество во время Континентальной блокады).
1867 г. – продажа Русской Америки (Аляски) – Аляскинский скандал.
1905 г. – посредничество США при заключении мира с Японией (Портсмут).
С 1917 г. Россия и США стали союзникам в I мировой войне.
1918-1920 гг. – интервенция американских войск (бомбардировка Дальнего Востока и Мурманска).
1934 г. – установление дипломатических отношений (США признали СССР одним из последних).
1941-1945 гг. – участие в антигитлеровской коалиции и ленд-лиз.
1946 г. – речь Черчилля в Фултоне (США) и начало холодной войны.
1950-1953 гг. – столкновение в Корее (первое открытое столкновение).
1959 г. – впервые глава советского правительства поехал в США (Хрущев – идея кукурузы).
1961 г. – американский разведчик Пауэрс сбит в районе Урала.
1962 г. – Карибский кризис (Дж.Кеннеди и Хрущев).
1972 г. – приезд Никсона в СССР и поездка Брежнева в США, потепление отношений.
1975 г. – сотрудничество в космосе («Союз-Аполлон»).
1979 г. – конфликт из-за Афганистана, бойкот Олимпиад в Москве (1980 г.) и Лос-Анджелесе (1984 г.).
1983 г. – сбит южнокорейский самолет, пик обострения отношений.
С 1985 г. – перестройка и потепление отношений.
1991 г. – заявление Рейгана о победе США в холодной войне.
3. Работа в группах.
Разделение участников на 4 группы (возможно, по временам года или каким-либо другим способом) с заданием для каждой:
1-я группа. Охарактеризовать положение в США в середине XIX века.
2-я группа. Охарактеризовать положение в России в середине XIX века.
3-я группа. Создать образ Линкольна как реформатора на основе документов.
4. Создать образ Александра II как реформатора на основе документов.
Для подготовки каждая группа получает раздаточный материал (см. приложения) или же возможность использовать учебники и другие учебные пособия по истории.
4. Выступление представителей групп.
Общее задание для всех участников:
По итогам выступления каждой группы необходимо найти общее и различия в положении США и России в середине XIX века, а также общее и различия в образах реформаторов и их судьбах.
Итогом работы может стать заполнение таблицы, в которую войдут: первая графа означает – критерии сравнения: экономическое развитие, внутриполитическое устройство, внешняя политика и международное положение, личностные качества реформаторов; политические взгляды Александра II и Линкольна, судьба реформ.
Во вторую графу – общие черты, в третью – различия.
5. Общее обсуждение. Итоги реформ и результаты. Сравнение. Выявление причин. Влияние на дальнейшее развитие.
Пересечение во внешней политике (Аляска, отношение к экспансии – Линкольн против политики экспансионизма в Мексике, Александр II -расширение империи).
Война между Севером и Югом, разразившаяся в 1861 г., отсрочила решение вопроса о Русской Америке. Психологически (социально) самодержавие должно было бы поддерживать конфедератов (южан), но государственные интересы России заставили Зимний дворец возложить свои надежды на северян, ратующих за отмену рабства в Америке. Горчаков писал: «Раскол США вызывает у нас глубокое прискорбие. Мы советуем умеренность и примирение, но не признаем другого правительства в Соединенных Штатах, кроме вашингтонского». (Л.Ляшенко. «Александр II, или История трех одиночеств». С.240).
Золотые прииски Аляски и Калифорнии не замедляли, а ускоряли принятие решения о продаже Русской Америки. Зимний дворец понимал, по образному выражению одного из российских историков, что «вслед за армией вооруженных лопатами золотоискателей могла прийти армия вооруженных ружьями солдат». 18 марта 1867 г. в Вашингтоне подписан договор, по которому Россия продавала принадлежавшие ей в Северной Америке земли. Реакция общественного мнения на продажу Аляски была достаточно вялой.
6. Рефлексия.
Предложите участникам назвать, что было наиболее интересным для них в данном занятии. Возможно, каждый начнет свою фразу со слова «Оказывается…» или же с фразы «Я узнал, что…»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Дополнительный материал для преподавателя по сравнению личностей реформаторов.
Очень интересно, что между Александром II и Линкольном существовала не только связывающая их эпоха, но и много других, подчас просто таинственных и даже мистических совпадений. Например, всем известно, что Линкольн был 16-м президентом США. Может быть, менее известно, что до Александра II на троне побывало 15 представителей династии Романовых, пусть некоторые из них и были номинальными правителями. Давайте вспомним их: 1. Михаил; 2. Алексей Михайлович; 3. Федор Алексеевич; 4-5. Братья-соправители Иван Алексеевич и Петр Алексеевич (позднее – Великий или Первый); 6. Екатерина I; 7. Петр II; 8. Анна Иоанновна; 9. Иван Антонович (его часто называют Иваном VI, он был арестован после переворота Елизаветы, провел много лет в застенке, а при Екатерине II убит при таинственных обстоятельствах); 10. Елизавета; 11. Петр III; 12. Екатерина II; 13. Павел I; 14. Александр I; 15. Николай I.
Совпадения на этом далеко не заканчиваются. Инаугурационная речь Линкольна (речь, которая знаменовала его приход к власти и фактическое начало борьбы за отмену рабства и войны между Севером и Югом) состоялась 4 марта 1861 г. В этот же день из Петербурга были отправлены генералы и другие офицеры свиты, командированные в губернии для наблюдения за ходом начинающейся крестьянской реформы, о которой официально объявили народу на следующий день, 5 марта, во всех соборах и церквях. Можно говорить о том, что свои реформы они начали практически одновременно. Следует сказать, что первоначально ни тот, ни другой не были настолько убеждены в необходимости реформ по отмене рабства и крепостного права (соответственно). Линкольн никогда не был аболиционистом, а Александр II, как известно многим, отрицательно относился к идее отмены крепостного права и даже критиковал своего отца Николая I за попытки затронуть этот вопрос.
Интересно, что совпадения по многим моментам жизни и деятельности реформаторов продолжались и после начала реформ. И в России, и особенно в США обстановка была накалена до предела – если в России это вылилось в крестьянские волнения и отдельные бунты, то в США началась кровопролитная гражданская война.
Результаты реформ также остались достаточно умеренными – рабы в США и крестьяне в России не стали равноправными гражданами (голосование чернокожего населения было введено в США только в 20-е годы XX века, а в России до 1904 г. оставались телесные наказания для крестьян, особый волостной суд).
Наконец, оба реформатора были убиты, пусть и в разное время. Но если смерть Линкольна пришла от руки актера непонятных взглядов, скорее всего консервативных, то Александр II пал от руки революционеров. Этим смертям предшествовала целая серия предзнаменований, о которых говорит сложившаяся после их смерти мифология. Кстати, еще один интересный факт заключается в появлении многочисленных легенд после их смерти, что было довольно обычным для России, но довольно уникальным для США. Известен факт, что Александру II предсказали, что он переживет 5 покушений. До рокового дня убийства на него совершалось 4 покушения, поэтому на предостережения друзей император шутливо отвечал, что у него в запасе есть еще одна попытка – 1 марта на него было совершено сразу 2 покушения, одно из которых достигло своего результата. Не менее таинственные истории посвящены смерти американского президента. Первая из них повествует о том, что на последней прижизненной фотографии через шею Линкольна отчетливо прошла черная косая полоса, а после первой фотографии негатив уничтожился сам по себе. Также рассказывают о сне, в котором Линкольн увидел себя, путешествующим по Белому дому, и плачущих людей, которые в ответ на его вопрос сказали, что убили президента. Естественно, трудно говорить о достоверности этих легенд, но уже само их существование показывает много общего в отношении к смертям реформаторов в общественном сознании.
Таким образом, в общее мы можем отметить следующее:
– правители, которые рискнули проводить реформы;
– осторожность в проведении реформ и отказ от радикализма;
– реформы стали результатом трудных решений;
– сами реформы начались практически одновременно;
– содержание реформ было направлено на уничтожение рабства;
– общество неоднозначно восприняло реформы, и многие не понимали реформаторов;
– оба были убиты, и по поводу их смерти осталось много легенд и загадок.
Вместе с тем, существовали и глубокие различия. В первую очередь, они касались возраста и уровня образованности – Линкольн был на 8 лет старше и по уровню образования значительно уступал русскому императору. По внешнему облику они также отличались – если американский президент прославился тем, что стал первым президентом с бородой (по совету 11-летней девочки, которая считала, что так он вызовет симпатию у жен избирателей и они воздействуют на своих мужей, Линкольн во время избирательной кампании отрастил бороду). Конечно, разница была и в самих притязаниях – Александр II изначально знал о своем предназначении быть правителем, но не испытывал большой радости по этому поводу, а наоборот часто жаловался на свою судьбу (правление сыграло роль в личной трагедии императора, который не смог жениться на любимой девушке), а Линкольн очень настойчиво добивался власти и проявлял огромную энергию на пути к достижению должности президента страны.
Несомненно, разными были внешнеполитическая ситуация и внутриэкономическое положение – Россия накануне реформ была разгромлена в Крымской войне, а США успешно отвоевали земли у Мексики, хотя эта война и критиковалась самим Линкольном во время предвыборной кампании. Экономическое развитие США было также намного выше, хотя южные штаты все еще оставались на уровне рабовладения.
Таким образом, среди основных различий можно назвать следующие: уровень амбиций реформаторов; возраст и уровень образования; отношение к демократии как общему принципу; внешность и манеры поведения; обстановка, в которых проводились реформы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Документы о личности Линкольна. Высказывания о Линкольне и его политике.
У.Херндон (коллега по адвокатской деятельности): «У Линкольна есть сердце, да-да, такое же мягкое и нежное, как у женщины».
Ч.Дана (помощник министра): «Даже в минуты полной расслабленности в нем всегда ощущались присутствие воли и сила интеллекта, утверждавшие доминирующее положение президента».
У.Херндон: «Внешне он был холоден – по крайней мере особой привлекательностью не отличался – и не предпринимал никаких попыток привлечь людей своей манерой держаться… Он никогда не был позером, …презирал помпезность, неестественность, господствующие стереотипы и притворство».
Фредерик Дуглас (лидер аболиционистского движения): «Поставив на первое место отмену рабства, а не сохранение целостности Союза, он неизбежно лишился бы поддержки активной части американского народа. И это сделало бы сопротивление мятежу невозможным. С точки зрения основ аболиционизма мистер Линкольн, казалось, был медлителен, холоден и безразличен, но с точки зрения его отношения к своей стране, с которым он как государственный деятель обязан был считаться, он был быстр, усерден и решителен».
Андрей ИОФФЕ,
заместитель директора
партнерства «СИВИТАС»
Окончание следует
Комментарии