Немного осталось в живых тех, кто во время Великой Отечественной выписывал и читал «Учительскую газету». И вряд ли они сейчас смогут точно передать, о чем писали корреспонденты и авторы ровно 70 лет назад. Но что же конкретно волновало людей в далеком и мрачном 42-м, как наше издание отражало происходящее в стране в этот чрезвычайно сложный период? Попытаемся понять настроение советских педагогов и всего русского народа, заглянув в подшивку номеров «УГ» за тот далекий 1942 год…
«Учительская газета» №14 (2934) от 1 апреля 1942 года Растут воины…Настойчиво и упорно овладевают ребята военным делом. Они хорошо усвоили программу всеобуча, особенно штыковой бой, хорошо владеют гранатой, винтовкой, минометом, умело применяются к местности, определяют расстояния и т. д.Вначале школьники даже без оружия не могли пробежать 500-700 метров. Благодаря систематической тренировке юноши легко преодолевают теперь с полной выкладкой 3-5 километров. Они научились бегать в глубоком снегу, переползать под колючими заграждениями, преодолевать различные препятствия. Воспитание в школьниках высокой, сознательной дисциплины, а также внешней выправки – важнейшая часть военного обучения. Ежедневно перед уроками мы проводим на улице, невзирая ни на какую погоду, физическую зарядку. Перед началом урока военного дела дежурный по классу кратко рапортует преподавателю. Это, казалось бы, маленькое мероприятие значительно укрепило общую дисциплину. Учащиеся, проходящие военную подготовку, приветствуют военного руководителя и обращаются к нему в соответствии с требованиями Строевого устава РККА. Взгляните на наших учеников старших классов. Все они подтянутые, ловкие, дисциплинированные, хорошо владеют винтовкой, гранатой, отлично ходят на лыжах. Всем своим обликом они говорят о том, что будут отличными бойцами.В. Корионов,военрук 18-й ж.-д. школы,ст. Кунгур Пермской железной дорогиВ детском приемнике…Наш народ не допустит, чтобы дети фронтовиков оказались во власти улицы. Наш народ сделает все, чтобы скорее высохли детские слезы, распрямились детские плечи и чувство одиночества, отчаяния сменилось чувством священной ненависти к врагу. Дети-сироты, дети героев Великой Отечественной войны вырастут мстителями. Они не забудут и не простят ни смерти родных, ни пожаров, ни голода, ни страшных скитаний по заснеженным дорогам в морозные ночи.А сейчас им нужно как можно скорее вернуть детство, наполненное маленькими бесхитростными радостями. Идите в детские приемники, педагоги! Идите в детские приемники, матери-общественницы! Работая там, дежуря на вокзальных эвакопунктах, вы сможете предохранить ребенка от влияния улицы, предотвратить появление безнадзорных и беспризорных детей. Вы сделаете большое и важное государственное дело.Э. Мутасевич«Учительская газета» №15 (2935) от 8 апреля 1942 года Унылая позиция…Не так давно мы беседовали с заведующим отделом кадров облземотдела тов. Якимовым и главным агрономом тов. Кемарским. Ни тот, ни другой не смогли сказать ничего конкретного об участии школьников в сельскохозяйственных работах. Оба ограничились лишь изложением «общих принципов», которые, кстати сказать, у обоих руководящих работников оказались далеко не одинаковыми. Сильно тормозит составление конкретного плана работ отсутствие контакта между облземотделом и облоно. Эти два по соседству расположенные учреждения до сих пор не могут договориться об уточнении учета школьников, обучающихся сельскохозяйственному труду. А расхождения в цифрах немалые: в облоно, например, считают, что школы готовят 900 шоферов, в облзо – только 452.Когда же наконец горьковчане покинут унылую позицию «предварительной разработки» и возьмутся за дело – организационную подготовку школ к полевым работам?И. Фридлянд «Учительская газета» №16 (2936) от 15 апреля 1942 года Кровь за кровь! Смерть за смерть!«В ночь на 22 июня» – так озаглавлен первый стенд центрального раздела выставки, открытой недавно Центральным комитетом ВЛКСМ в Москве в Доме союзов. «В защиту детей от фашистского варварства» – именуется выставка. Это выставка ужаса, выставка, рисующая каннибальскую мораль гитлеровских изуверов – убийц наших детей. Стенд за стендом повествует об омерзительных и чудовищных преступлениях фашистских гадов, преступлениях против беззащитных маленьких детей.Ростов-на-Дону… Витя Черевичный играл с голубями. Ребенку было жалко голубей, которых у него хотели отобрать бандиты. Витю расстреляли. И вот его труп. Лицо окровавлено. В руке мертвый голубь с вывернутым крылом. Убийцы!Вот пятилетняя Валя Башлыкова из деревни Черное Краснополянского района. Ступни ног ампутированы: немцы выгнали ее, разутую, на снег, на мороз… Исковерканное, обезображенное, перекошенное лицо Симы Малкиной: в нее и группу других детей фашисты швырнули гранату. Наконец, Ваня Громов – чудесный мальчишка, славившийся на всю деревню своим умением сделать все, за что бы он ни взялся. Бандиты хладнокровно обыкновенной ножовкой, любимым Ваниным инструментом, отпилили ему кисть правой руки.Подруга одного из бандитов, некая фрау Траудель, пишет на фронт своему «дорогому Леонарду»: «…Пришли по возможности теплые детские вещи, белье… Пусть тебя не смущает, если они будут испачканы кровью. Мы отстираем, это хорошо отмывается».Страшное письмо! Так просто и написано: «это хорошо отмывается»… В. ПроценкоСлучайные люди в роли воспитателей…В Миловановском интернате живут 115 детей работников Наркомсовхозов СССР и РСФСР. Младшие воспитанники учатся в местной школе, а старшеклассники должны посещать Дмитриевскую среднюю школу, отстоящую примерно в трех километрах от интерната. Разленившиеся ребята стали жаловаться на то, что далеко ходить. Это нытье встретило… сочувствие педагогов и администрации интерната. Никто не разъяснил детям, что они обязаны учиться. Невзирая ни на какие трудности. …Недавно руководители курсов трактористов при Миловском совхозе попросили директора интерната, экономиста Наркомсовхозов тов. Демьянюк выделить четырех воспитанников для обучению тракторному делу. Желающими оказались все ребята. Однако тов. Демьянюк направила на курсы двух технических работниц и рабочего подсобного хозяйства. Из воспитанников на курсы попала лишь одна Светлана Таборко. Но и ее Демьянюк всеми силами старается вернуть в интернат. Однажды Светлана с гордостью рассказала, как успешно овладевает она трактором и комбайном. Выслушав восторженную речь девушки, Демьянюк заметила: «Если ты хочешь, Светлана, остаться в Башкирии навсегда, то можешь проявлять свои потрясающие способности в тракторном деле. Я же тебе советую держаться незаметнее. Пройди кое-как теорию, а с практики возвращайся в интернат».Нечего и говорить, что человеку с подобными взглядами не место в рядах воспитателей советского юношества.Е. Мельникова,г.Уфа (соб. корр.)«Учительская газета» №17 (2937) от 22 апреля 1942 года Семейное гнездышкоСтранные дела творятся в Ратовской школе Теплостанского района Горьковской области. Начало занятий и продолжительность уроков определяются здесь не правилами внутреннего распорядка, не твердым расписанием, а… капризом жены директора О.Федосеевой. Если, например, она не успела закончить свои кулинарные дела, – стрелка школьных часов переводится на полчаса назад. И занятия во всех классах начинаются получасом позже. Просто!Чета Федосеевых чувствует себя в школе полными хозяевами. Школьным имуществом они распоряжаются как собственным: приобретенные для школы письменный стол, шкаф, барометр, термометры и многое другое перекочевали в квартиру директора. Даже баки для питьевой воды нашли применение в домашнем хозяйстве: в них жена директора ставит квашню, кипятит белье. Директор школы Федосеев не утомляется работой. На уроках, например, он не бывает. Чтобы скрасить свою серую жизнь, он выдвинул «теорию» о том, что закон о всеобуче «на Горьковскую область не распространяется». Его мало тревожит, что школа за зиму потеряла больше половины своих учеников, не тревожило его и то, что в морозные дни классы нередко не отапливались. Да и чего тут было беспокоиться, когда школьные дрова весело потрескивали в печах директорской квартиры и бани.Пора кому-либо из Горьковского облоно наведаться в Ратовскую школу и заинтересоваться семейным гнездышком, которое свила там чета Федосеевых.«Учительская газета» №18 (2938) от 1 мая 1942 года Боевое оружиеНа полях нашей Родины идет борьба не на жизнь, а на смерть с черною чумой мира – с фашизмом.В этой гигантской битве за наше будущее скрещивается не только железо. Здесь незримо скрещено и духовное оружие – идеи человечности, разума, гуманизма сражаются с паучьими идеями насилия и человеконенавистничества, с идеями-убийцами, идеями-растлителями, такими же ядовитыми и удушающими, как иприт, как фосген. Мы, работники советской культуры, – такие же борцы, как и наши братья на фронте. Наше место со своим разящим оружием чувства и мысли в общем строю народа, ведущего напряженную борьбу с ненавистными захватчиками. В этом боевом содружестве всех видов оружия одно из почетных мест принадлежит и нашей советской педагогике. …Мы славим мастеров пера, кисти, резца, создающих бессмертные произведения искусства. Прославим же и мастеров-педагогов, мастеров-воспитателей, создающих самое драгоценное на земле – несгибаемый и животворящий человеческий дух! Прославим мать-учительницу, вырастившую героиню-дочь. Прославим педагогов, чьими питомцами были бесстрашный юноша Герой Советского Союза Саша Чекалин, смелый подросток Коля Андрианов, награжденный орденом Красной Звезды, юный строитель оборонительных сооружений Женя Иванов, награжденный медалью «За трудовую доблесть», и десятки других советских школьников – активных участников Отечественной войны! Прославим наших патриотов-учителей, в повседневном труде любовно выращивающих тысячи героев, бесстрашных гвардейцев, орденоносцев, стахановцев – цвет нашего великого народа!Л. Абрамов«Учительская газета» №19 (2939) от 6 мая 1942 года По-боевому провести весенние испытания…Не секрет, что некоторые педагоги «не успели» оценить знания всех своих учеников. Времени осталось мало, но его совершенно достаточно, чтобы аттестовать каждого ученика. Если учитель использует все разнообразие методов и приемов учета, эта задача будет легко выполнена.Трудности текущего года не дают права делать «скидку», проявлять снисходительность на испытаниях. Основное и главное требование к испытаниям и текущему учету успеваемости заключается в том, чтобы объективно проверять знания. В нашей школе проверяет и оценивает знания своего класса сам учитель. Это свидетельство высокого доверия к советскому учителю, доверия, которое он обязан оправдать добросовестным и полноценным трудом.К сожалению, еще бывают факты, когда некоторые педагоги искусственно повышают процент успеваемости. Например, в 46-й неполной средней школе гор. Алма-Ата классные руководители Воронкова, Шумова и Демченко, выводя отметки за третью четверть, скрыли тридцать неуспевающих.Нельзя допустить позорных фактов очковтирательства, рецидивов пресловутой процентомании при выведении годовых оценок и на предстоящих испытаниях. Элементарные, но совершенно необходимые условия для объективной проверки знаний создаются уже сейчас, в процессе подготовки к экзаменам…«Учительская газета» №21 (2940) от 13 мая 1942 года Столовые для школьниковНесколько месяцев назад в Свердловске была открыта первая столовая для школьников. Сейчас в городе работают уже две детские столовыхе которые обслуживают 5 тысяч школьников. По решению облисполкома сеть детских столовых в Свердловске будет расширена с таким расчетом, чтобы они могли обслужить до 20 тысяч учащихся. Такие же столовые организуются в Нижнем Тагиле – на 4 тысячи чел., в Серове – на 2 тысячи чел., в Ревде, Кушве, Асбесте и ряде других городов и рабочих поселков Свердловской области.Меню в столовых разнообразное. Ребята получают вкусный и сытный обед из двух-трех блюд. В каждой столовой созданы комиссии общественного контроля из учителей, родителей и учащихся старших классов. Пропуска распределяются по школам. «Учительская газета» №21 (2940) от 13 мая 1942 года Завершенный труд…Учебный год закончился. И теперь, накануне испытаний, мы еще раз оглядываемся назад: все ли сделано? Готовы ли выпускники к почетной службе в Красной армии, к самостоятельному труду или продолжению учебы в вузах? C достаточными ли знаниями переходят школьники в следующий класс?Урок сократился только на пять минут. Но если помножить эти минуты на число уроков в году, получится много учебных часов, выпадающих из плана. Все ли было сделано, чтобы наверстать эту потерю? Я пробовал уменьшить время на объяснение нового материала, но вскоре понял, что этого делать нельзя: ученики должны с предельной ясностью усвоить законы физики. Следовательно, надо было экономить время, сокращая опрос. Но как тогда учитывать знания? И я ввел частые письменные контрольные работы с индивидуальными для каждого ученика заданиями, которые охватывают круг вопросов по всему изучаемому разделу. Это позволило не только правильно учитывать знания учеников, но и внимательно изучать их слабые и сильные стороны.Пришлось сократить и число лабораторных работ в классе. Я поручил учащимся выполнять их частично на дому. В классе записывалось задание, составлялся план работы, а на следующий день ученики сдавали мне письменный отчет, который я внимательно проверял. Все это вырабатывало у школьников умение самостоятельно ставить опыты, сопоставлять результаты, делать выводы…В .Романовский,преподаватель физики 9-й кировской средней школы «Учительская газета» №18 (2938) от 1 мая 1942 года Боевое оружие На полях нашей Родины идет борьба не на жизнь, а на смерть с черною чумой мира – с фашизмом. В этой гигантской битве за наше будущее скрещивается не только железо. Здесь незримо скрещено и духовное оружие – идеи человечности, разума, гуманизма сражаются с паучьими идеями насилия и человеконенавистничества, с идеями-убийцами, идеями-растлителями, такими же ядовитыми и удушающими, как иприт, как фосген. Мы, работники советской культуры, такие же борцы, как и наши братья на фронте. Наше место со своим разящим оружием чувства и мысли в общем строю народа, ведущего напряженную борьбу с ненавистными захватчиками. В этом боевом содружестве всех видов оружия одно из почетных мест принадлежит и нашей советской педагогике. …Мы славим мастеров пера, кисти, резца, создающих бессмертные произведения искусства. Прославим же и мастеров-педагогов, мастеров-воспитателей, создающих самое драгоценное на земле – несгибаемый и животворящий человеческий дух! Прославим мать-учительницу, вырастившую героиню-дочь. Прославим педагогов, чьими питомцами были бесстрашный юноша Герой Советского Союза Саша Чекалин, смелый подросток Коля Андрианов, награжденный орденом Красной Звезды, юный строитель оборонительных сооружений Женя Иванов, награжденный медалью «За трудовую доблесть», и десятки других советских школьников – активных участников Отечественной войны! Л. Абрамов «Учительская газета» №19 (2939) от 6 мая 1942 года По-боевому провести весенние испытания …Не секрет, что некоторые педагоги «не успели» оценить знания всех своих учеников. Времени осталось мало, но его совершенно достаточно, чтобы аттестовать каждого ученика. Если учитель использует все разнообразие методов и приемов учета, эта задача будет легко выполнена. Трудности текущего года не дают права делать «скидку», проявлять снисходительность на испытаниях. Основное и главное требование к испытаниям и текущему учету успеваемости заключается в том, чтобы объективно проверять знания. В нашей школе проверяет и оценивает знания своего класса сам учитель. Это свидетельство высокого доверия к советскому учителю, доверия, которое он обязан оправдать добросовестным и полноценным трудом. К сожалению, еще бывают факты, когда некоторые педагоги искусственно повышают процент успеваемости. Например, в 46-й неполной средней школе гор. Алма-Ата классные руководители Воронкова, Шумова и Демченко, выводя отметки за третью четверть, скрыли тридцать неуспевающих. Нельзя допустить позорных фактов очковтирательства, рецидивов пресловутой процентомании при выведении годовых оценок и на предстоящих испытаниях!Продолжение. Начало на стр. 3, 10«Учительская газета» №16 (2936) от 15 апреля 1942 года Кровь за кровь! Смерть за смерть!«В ночь на 22 июня» – так озаглавлен первый стенд центрального раздела выставки, открытой недавно Центральным комитетом ВЛКСМ в Москве в Доме союзов. «В защиту детей от фашистского варварства» – именуется выставка. Это выставка ужаса, выставка, рисующая каннибальскую мораль гитлеровских изуверов – убийц наших детей. Стенд за стендом повествует об омерзительных и чудовищных преступлениях фашистских гадов, преступлениях против беззащитных маленьких детей.Ростов-на-Дону… Витя Черевичный играл с голубями. Ребенку было жалко голубей, которых у него хотели отобрать бандиты. Витю расстреляли. И вот его труп. Лицо окровавлено. В руке мертвый голубь с вывернутым крылом. Убийцы!Вот пятилетняя Валя Башлыкова из деревни Черное Краснополянского района. Ступни ног ампутированы: немцы выгнали ее, разутую, на снег, на мороз… Исковерканное, обезображенное, перекошенное лицо Симы Малкиной: в нее и группу других детей фашисты швырнули гранату. Наконец, Ваня Громов – чудесный мальчишка, славившийся на всю деревню своим умением сделать все, за что бы он ни взялся. Бандиты хладнокровно обыкновенной ножовкой, любимым Ваниным инструментом, отпилили ему кисть правой руки.Подруга одного из бандитов, некая фрау Траудель, пишет на фронт своему «дорогому Леонарду»: «…Пришли по возможности теплые детские вещи, белье… Пусть тебя не смущает, если они будут испачканы кровью. Мы отстираем, это хорошо отмывается».Страшное письмо! Так просто и написано: «это хорошо отмывается»… В. ПроценкоСлучайные люди в роли воспитателей…В Миловановском интернате живут 115 детей работников Наркомсовхозов СССР и РСФСР. Младшие воспитанники учатся в местной школе, а старшеклассники должны посещать Дмитриевскую среднюю школу, отстоящую примерно в трех километрах от интерната. Разленившиеся ребята стали жаловаться на то, что далеко ходить. Это нытье встретило… сочувствие педагогов и администрации интерната. Никто не разъяснил детям, что они обязаны учиться. Невзирая ни на какие трудности….Недавно руководители курсов трактористов при Миловском совхозе попросили директора интерната, экономиста Наркомсовхозов тов. Демьянюк выделить четырех воспитанников для обучения тракторному делу. Желающими оказались все ребята. Однако тов. Демьянюк направила на курсы двух технических работниц и рабочего подсобного хозяйства. Из воспитанников на курсы попала лишь одна Светлана Таборко. Но и ее Демьянюк всеми силами старается вернуть в интернат. Однажды Светлана с гордостью рассказала, как успешно овладевает трактором и комбайном. Выслушав восторженную речь девушки, Демьянюк заметила: «Если ты хочешь, Светлана, остаться в Башкирии навсегда, то можешь проявлять свои потрясающие способности в тракторном деле. Я же тебе советую держаться незаметнее. Пройди кое-как теорию, а с практики возвращайся в интернат».Нечего и говорить, что человеку с подобными взглядами не место в рядах воспитателей советского юношества.Е. Мельникова,г. Уфа (соб. корр.)«Учительская газета» №17 (2937) от 22 апреля 1942 годаСемейное гнездышкоСтранные дела творятся в Ратовской школе Теплостанского района Горьковской области. Начало занятий и продолжительность уроков определяются здесь не правилами внутреннего распорядка, не твердым расписанием, а… капризом жены директора О.Федосеевой. Если, например, она не успела закончить свои кулинарные дела, стрелка школьных часов переводится на полчаса назад. И занятия во всех классах начинаются получасом позже. Просто!Чета Федосеевых чувствует себя в школе полными хозяевами. Школьным имуществом они распоряжаются как собственным: приобретенные для школы письменный стол, шкаф, барометр, термометры и многое другое перекочевали в квартиру директора. Даже баки для питьевой воды нашли применение в домашнем хозяйстве: в них жена директора ставит квашню, кипятит белье.Пора кому-либо из Горьковского облоно наведаться в Ратовскую школу и заинтересоваться семейным гнездышком, которое свила там чета Федосеевых.«Учительская газета» №21 (2940) от 13 мая 1942 годаСтоловые для школьниковНесколько месяцев назад в Свердловске была открыта первая столовая для школьников. Сейчас в городе работают уже две детские столовые, которые обслуживают 5 тысяч школьников. По решению облисполкома сеть детских столовых в Свердловске будет расширена с таким расчетом, чтобы они могли обслужить до 20 тысяч учащихся. Такие же столовые организуются в Нижнем Тагиле – на 4 тысячи чел., в Серове – на 2 тысячи чел., в Ревде, Кушве, Асбесте и ряде других городов и рабочих поселков Свердловской области.Меню в столовых разнообразное. Ребята получают вкусный и сытный обед из двух-трех блюд. В каждой столовой созданы комиссии общественного контроля из учителей, родителей и учащихся старших классов. Пропуска распределяются по школам.«Учительская газета» №21 (2940) от 13 мая 1942 годаЗавершенный труд…Учебный год закончился. И теперь, накануне испытаний, мы еще раз оглядываемся назад: все ли сделано? Готовы ли выпускники к почетной службе в Красной армии, к самостоятельному труду или продолжению учебы в вузах? C достаточными ли знаниями переходят школьники в следующий класс?Урок сократился только на пять минут. Но если помножить эти минуты на число уроков в году, получится много учебных часов, выпадающих из плана. Все ли было сделано, чтобы наверстать эту потерю? Я пробовал уменьшить время на объяснение нового материала, но вскоре понял, что этого делать нельзя: ученики должны с предельной ясностью усвоить законы физики.Следовательно, надо было экономить время, сокращая опрос. Но как тогда учитывать знания? И я ввел частые письменные контрольные работы с индивидуальными для каждого ученика заданиями, которые охватывают круг вопросов по всему изучаемому разделу. Это позволило не только правильно учитывать знания учеников, но и внимательно изучать их слабые и сильные стороны.Пришлось сократить и число лабораторных работ в классе. Я поручил учащимся выполнять их частично на дому. В классе записывалось задание, составлялся план работы, а на следующий день ученики сдавали мне письменный отчет, который я внимательно проверял. Все это вырабатывало у школьников умение самостоятельно ставить опыты, сопоставлять результаты, делать выводы…В .Романовский,преподаватель физики 9-й кировской средней школы
Комментарии