Новые поколения ХХI века должны знать достоверную историю Великой Отечественной войны со всеми ее плюсами и минусами.
Поможет ученикам в этом книга “Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия для школьников” / Сост. И.А.Дамаскин, П.А.Кошель. М.: Олма-Пресс, 2001.
Авторы сделали все, чтобы документально, исторически объективно раскрыть правду о Великой Отечественной войне, дать достоверный материал для размышления молодому читателю. Содержание книги разделено в соответствии с хронологией Великой Отечественной войны: от предвоенного периода до Парада Победы и войны с Японией.
Впервые в учебной книге даны подробные материалы о гитлеровской Германии, политике западных держав до войны и во время войны. Приводятся документальные данные военно-промышленного превосходства фашистской Германии над военным потенциалом Советского Союза в 1940-1941 годах.
Указанное отставание военно-промышленного комплекса нашей страны стало главной причиной ее неудач в начальный период войны. Все эти исторические обстоятельства должны знать и понимать молодые люди, а не сводить наши неудачи к просчетам Сталина в руководстве страны, хотя, разумеется, они у него были.
Авторы стремятся полнее и точнее воспроизвести все основные события первого периода войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.), второго (ноябрь 1942 – конец 1943 г.) и третьего, завершающего периода (декабрь 1943 – 9 мая 1945 г.). Так, в книге достаточно полно показаны все фронтовые оборонительные и наступательные операции Красной Армии, роль тыла в войне, показано сплочение народа в защите Родины.
Системно излагаются и важнейшие события войны: контрнаступление под Сталинградом, разгром 330-тысячной немецко-фашистской группировки, освобождение Северного Кавказа, прорыв Ленинградской блокады, Курская битва, после которой стратегическая инициатива до конца войны полностью была в руках СССР.
В энциклопедии прекрасно подобраны художественные материалы, фотографии, которые делают ее более содержательной и привлекательной.
В целом эта книга действительно имеет основание считаться энциклопедией для школьников по вопросам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Но в книге, к сожалению, имеются недостатки, которые снижают ее уровень как энциклопедического издания. Один из них – неполнота в освещении отдельных важных исторических событий. Так, в энциклопедии почти ничего не говорится о параде в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года, который, как известно, имел огромное политическое и моральное значение в мобилизации сил страны для отпора врагу. В книге не указаны Свирская и Петрозаводская операции по освобождению Карелии в июне 1944 года, а с них начался отсчет десяти победных Сталинских ударов в 1944 году.
В ряде мест есть и явные неточности. Утверждается, что на маршала К.Е.Ворошилова и генерала Г.К.Жукова была возложена координация действий Волховского и Ленинградского фронтов. Это неверно, Ворошилов здесь был представителем ставки и непосредственно военные операции, в том числе и координацию действий фронтов, не осуществлял. Координировал действия указанных фронтов маршал Г.К.Жуков.
На странице 385 составители пишут, что на Параде Победы 24 июня 1945 года впереди воинских колонн реяло Знамя Победы, которое было водружено над куполом рейхстага в поверженном Берлине. На самом же деле Знамени Победы на Параде не было.
Однако указанные и другие неточности не умаляют общее достоинство книги. И будет правильно, если она выйдет в свет вторым изданием с соответствующими добавлениями и уточнениями.
Серафим СУРНИЧЕНКО,
доктор исторических наук, профессор, председатель комиссии по военно-патриотическому воспитанию, информации и культуре Российского комитета ветеранов войны и военной службы;
Алексей СТЕФАНОВ,
доктор экономических наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны;
Николай ФЕЛИФОРОВ,
доктор философских наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны и труда
Комментарии