Труд создал человека. Труд – сознательная деятельность людей, в процессе которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Труд – первое и основное условие существования человеческого общества. Благодаря труду человек выделился из животного мира, сумел овладеть силами природы и поставить их на службу своим интересам. Человек, изготавливая орудия труда и производя необходимые ему материальные блага, смог развить свои потребности и знания, что определило начало прогресса развития человечества.
у первой бригады часовая производительность труда выше, чем у второй, на 5 – 4 = 1 т/человеко-ч, или на 1/4 часть. на втором заводе выработка выше на 3070 – 2898 = 72 руб. «Благо людей в жизни, а жизни – в работе».
Труд – великая созидательная сила людей
Человек, взаимодействуя с природой, своим трудом приумножает материальные и духовные ценности, обеспечивающие обустройство человеческой жизни. Труд, трудолюбие – важнейшие движущие силы развития человечества. Труд не только создал человека, но и движет его совершенствование и возвышение, а лень и безделье ведут к деградации личности и несут вред всему человеческому обществу.
Силы, не освещенные трудом, по словам русского писателя Д.Писарева, – тупеют. Жизнь без труда, лень – это воровство, обкрадывающее самого человека и все человечество. Как утверждал известный немецкий философ Ф.Ницше, «ленивый и себе, и миру в тягость».
Труд – непременный учитель и воспитатель человека
Чтобы овладеть каким-либо делом, необходимо не только его знание, но и практическое умение этого дела, что достигается в процессе труда. Чем больше трудовые навыки человека, тем выше плодотворность его труда.
Активный плодотворный труд вырабатывает у трудящегося целеустремленность, настойчивость, смекалку, предприимчивость, силу воли и уважение к самому труду – то есть все те качества, которые необходимы человеку для его благопристойной материально обеспеченной жизни и достойного положения в обществе. Неуважение к труду, лень, праздный образ жизни людей превращают их из созидателей в разрушителей, теряющих человеческий облик. «Человек без труда, – отмечал известный русский писатель Л.Леонов, – хуже любого зверя становится, ему тогда все нипочем».
Труд – верный способ выявления призвания молодого человека
Говорят, человек без призвания, что самолет без мотора: куда ветер, туда и он как планер парит. Но как определить свое призвание молодому человеку? Народные поговорки гласят: «Кто к чему родится, тот к тому и пригодится» или «Всяк годится, да не на всякое дело». Для того чтобы узнать свое предназначение, недостаточно голого умствования. Необходима проверка своих предположений и способностей к дельной серьезной работе. И эта работа, интерес к ней сами дадут ответ. Здесь сработает принцип: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».
Труд – надежный критерий оценки людей
Истинные качества человека, его помыслы, стремления и вся натура проявляются в своей полноте не в праздной жизни, а в работе, в трудных делах. Народная мудрость учит: «Золото познается в огне, человек – в труде» или «Всякий человек у дела познается». Лучший способ выбора себе товарища, друга – займись с ним общим серьезным и трудным делом.
Труд – естественная физиологическая потребность человека
Постоянный труд необходим для нормального функционирования организма человека, его мышц, рук, ног, тела, ума. Труд людей – это их целитель, особенно если он приносит им удовольствие. «Работа, которую мы делаем охотно, – писал всемирно известный В.Шекспир, – исцеляет боли». А русская народная поговорка учит: «Время и труд – все перетрут».
Только труд продлевает жизнь
Такое заявление сделал в газете «Труд» в 1999 году академик Владимир Шабалин. «В каком-то смысле медицина – сплошной вред для человека», – заявил известный академик, представитель официальной медицины. Газета «Труд» в том же году опубликовала также мнение другого маститого медика, бывшего профессора Харьковского мединститута М.З.Горелика, репрессированного в 1937 году. Свое мнение он сформулировал примерно так: «Организм человека настолько разумно создан Природой, что в него все заложено для саморегуляции. Аллергиками же человека с грудничкового возраста делают врачи, пичкающие его лекарствами. А всякая болезнь, как бородавка, проходит сама по себе, без всяких препаратов, организм лишь должен вырабатывать иммунитет. Любая, даже самая страшная простуда, грипп, ангина, бессонница, радикулиты, головные боли проходят сами по себе без всяких препаратов, инъекций, активного вторжения в организм. Я не против хирургического вмешательства в экстренных случаях. И конечно, туберкулезному больному или пациенту с венерическими заболеваниями лекарства нужны, прививки тоже необходимы. Но в большинстве остальных случаев лекарства противопоказаны».
Труд – неиссякаемый источник радости и счастья людей
Приятные «муки» творчества, выполненная работа, всякое доброе дело всегда приносят радость трудящимся. Труд является непременным условием интересной счастливой жизни. Знаменитый русский писатель и драматург А.Чехов утверждал: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни». И эта радость, по мнению известного педагога В.Сухомлинского, должна познаваться с детских лет. Он писал: «Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда».
Труд – основной способ самоутверждения личности
Упорный, умелый и результативный труд человека является источником приумножения фамильного наследства и обогащения семейных традиций, материальным условием проявления благотворительности и меценатства. А это все способствует самоутверждению личности трудящегося при его жизни и «бессмертию» своего имени в доброй памяти родных, близких, земляков, соотечественников.
Говоря о значимости труда человека и трудового воспитания своих детей в наследии, оставляемым им потомкам, следует вспомнить слова великого русского педагога К.Ушинского, который писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Труд – категория экономическая
Высокая значимость труда в обществе давно признана и экономической наукой, и практикой хозяйствования людей. Великий педагог и замечательный экономист-теоретик К.Ушинский 140 лет назад писал: «Политико-экономическое значение труда вполне уяснено наукой, и ему давно уже отведено почетное место между природой и капиталом. К этому значению труда, кидающемуся в глаза повсюду, куда только не поглядишь, мы не можем ничего прибавить. Нам кажется только, что в экономическом отношении труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства, а не рядом с ними… Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние».
Своим трудом человек видоизменяет предметы природы и обеспечивает себе материальные условия существования. В экономическом смысле процесс труда включает три основных элемента: 1) целесообразную деятельность человека, то есть сам труд; 2) предметы труда (сырье и материалы, подвергающиеся воздействию человека в процессе труда); 3) средства труда, с помощью которых человек воздействует на предметы труда (машины, станки, оборудование, приборы, инструменты, производственные здания и сооружения).
Предметы труда и средства труда в своей совокупности есть средства производства, а средства производства и люди, обладающие знаниями, производственным опытом и трудовыми навыками – все это есть производительные силы общества.
Предметы труда и средства труда, вместе взятые, составляют средства производства, среди которых главенствующая роль принадлежит орудиям труда, от совершенства которых зависит эффективность всего производства.
Производство – это процесс воздействия человека на природные ресурсы с целью получения материальных благ, необходимых для человека и общества в целом. В процессе производства участвуют трудовые, природные, материально-технические и финансовые ресурсы. Ведущая роль в производстве принадлежит трудовым ресурсам, ибо все материально-технические и финансовые ресурсы создаются трудом во взаимодействии человека с природой.
Труд – главный источник материального благосостояния
Накопления и богатство прирастают материальными благами, создаваемыми трудом, и денежным вознаграждением за результаты труда. Трудовое воспитание подрастающего человека, его труд с детских лет есть основа его предстоящего материального благосостояния. 60 лет назад известный педагог А.Макаренко, говоря о роли труда в воспитании человека, делал вывод: «Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».
Труд – основной источник материального благосостояния трудящихся, членов их семей и всех нетрудоспособных
Труд «кормит и одевает» не только самого труженика и его семью, но и обогащает общую государственную казну, из которой осуществляется социальное обеспечение детей из бедных семей, инвалидов, престарелых и всех других нетрудоспособных людей.
Труд – важнейший источник расходов на общегосударственные нужды
Основная доля материальных благ и финансовых ресурсов, идущих на содержание государственных органов управления, армии, правоохранительной системы, науки, просвещения, культуры, здравоохранения, в конечном счете создается трудом работников материальной сферы производства. Трудящийся этой сферы – «кормилец» всего государства.
В школьном учебнике Б.Райзберга «Введение в экономику» подчеркивается: «Труд, трудовая деятельность людей – главная побудительная сила, основное созидательное начало в любой экономике. Хотя человек черпает энергию для производства из природных источников, возлагает усилия на плечи машин, труд остается центральным фактором, приводящим в движение экономику. Со времен Адама Смита известно, что труд – источник богатства».
Труд – непременная деятельность человека с первых лет его жизни
Приобщение народившегося человека к труду должно начинаться с ранних детских лет. Его первые трудовые дела – уход за собой, уборка своей постели, игрушек, а затем и мытье посуды, уборка квартиры, уход за домашними животными и другая постоянно усложняющаяся домашняя работа.
С поступлением в школу трудовая нагрузка школьника значительно возрастает. Основным его трудом становится учеба, а к ней еще добавляются различные другие школьные трудовые обязанности и возрастающие объемы домашнего труда. По мере взросления школьников у них появляется физическая возможность и право выполнять также оплачиваемые работы вне дома и школы.
Основной составляющей общей сферы приложения труда школьников является домашний труд. По мере роста и перехода из класса в класс домашняя трудовая нагрузка школьника должна возрастать. Если в учебные дни для первоклассника она должна составлять 20 минут, то в каникулы – 2 часа, а для ученика 11-го класса во время учебы – 2 часа 20 минут, в каникулы – 6 час. 30 мин.
Сфера домашнего труда обширна. Она охватывает:
а) повседневную работу в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, покупки, присмотр и уход за малолетними братьями и сестрами, уход за одеждой, обувью, мебелью и др.);
б) работу в приусадебном хозяйстве по содержанию домашних животных, птиц, выращиванию сельскохозяйственных культур;
в) аналогичную работу на даче или садово-огородном участке;
г) уборку и благоустройство придомовой территории;
д) различные виды любительского труда (поделки сувениров, игрушек, вышивка, вязание и т.д.).
Не менее разнообразным и интересным может быть труд в школе:
а) на уроках труда, в слесарных, столярных, швейных и других мастерских, лабораториях и компьютерных классах;
б) на школьных опытных земельных участках по выращиванию сельскохозяйственных культур и цветов;
в) на школьных учебно-производственных предприятиях по изготовлению изделий и отдельных деталей по заказам предприятий и населения, а также для собственных нужд школы;
г) при проведении уборки и текущего ремонта школьных помещений, мебели и оборудования;
д) при уборке, озеленении и различных видах благоустройства пришкольной территории.
Помимо домохозяйственных работ или вместо них старшеклассники могут заняться оплачиваемым надомным трудом:
а) изготовлением швейных, столярных и других изделий, сувениров и поделок по заказам предприятий и населения;
б) диспетчерской работой на домашнем телефоне по сбору заказов для индивидуальных предпринимателей;
в) машинописной работой на домашнем компьютере или пишущей машинке и другими видами работ по заказам предприятий и населения.
Во всех видах работ надомного труда школьники могут принимать участие уже с первых классов в качестве помощников взрослых членов семьи, а с 14-летнего возраста с разрешения родителей могут самостоятельно брать заказы на выполнение этих работ.
С этого же возраста и при этих же условиях старшеклассникам предоставляется право выполнения легкого разрешенного законом наемного труда (без ущерба своей учебе) вне дома и школы, а именно:
а) по изготовлению продукции и выполнению работ на предприятиях, в учреждениях, организациях (рабочими, курьерами, почтальонами, уборщиками, дворниками, санитарами и т.д.);
б) по оказанию услуг населению (домашние работы, покупки, уход за животными, присмотр за больными, малолетними детьми и др.).
К внедомашней и внешкольной работе также относится сбор дикорастущих плодов и лекарственных растений, выполняемый как по своей инициативе, так и по заказам предприятий и предпринимателей.
Следует иметь в виду, что подросткам по найму разрешен лишь легкий безопасный труд: с 14 лет при наличии согласия родителей, а с 15 лет без такового. Но, конечно, в любом случае перед поиском и поступлением на работу необходимо посоветоваться и с родителями, и с педагогами.
Всякая работа школьников не должна наносить вред их здоровью и основному труду – учебе в школе.
Определение результатов труда
Результаты труда определяются количеством изготовленных изделий или объемом выполненных работ в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении – это значит в физических единицах измерения: кг, м2, м3, м, литрах, штуках, парах и т.п. В стоимостном выражении – это значит в рублях, то есть физический объем в натуральных единицах измерения умножается на цену данной единицы измерения продукции, работы.
Например, оштукатурил 120 м2 стен при цене 1 м2 штукатурки 150 руб. Значит, выполненный объем работ в стоимостном выражении составил 150 х 120 = 18 тыс. руб.
Эффективность, плодотворность труда измеряется с помощью показателя производительности труда. Производительность труда – это выработка продукции в натуральном или денежном выражении одним работником или в единицу времени. Эта выработка (ВТ) определяется делением объема произведенной продукции (А) на численность работников, которыми произведена эта продукция, или на количество человеко-часов, человеко-дней, затраченных на изготовление этой продукции (ТЧ), т.е.
ВТ = А/ТЧ.
Человеко-час или человеко-день – это есть один час или один день (рабочая смена) труда одного человека. Если на какой-то работе 10 чел. отработали 8 часов, то затраты труда составили 10 х 8 = 80 человеко-часов. Или если 12 чел. в течение месяца отработали по 22 дня, то затраты их труда составили 12 х 22 = 264 человеко-дня.
Показатель производительности труда, выражаемый выработкой на одного работника или в единице времени, позволяет сравнивать между собой плодотворность труда различных работников одной и той же специальности или одного и того же рабочего, бригады за различные периоды.
Например, если первая бригада штукатуров, затратив 286 человеко-дней, оштукатурила 3432 м2 стен, а вторая бригада, затратив 196 человеко-дней, оштукатурила 2772 м2 стен, то дневная выработка составила:
первой бригады: 3432 : 286 = 12 м2/человеко-дней,
второй бригады: 2772 : 196 = 14 м2/человеко-дней.
Во второй бригаде дневная выработка оказалась выше, чем у первой, на 14 – 12 = 2 м2 /человеко-дней, или на 2/12 = 1/6 часть.
Аналогично подсчитывается месячная, квартальная и годовая выработка путем деления соответствующего (месячного, квартального, годового) объема или стоимости произведенной продукции на среднее количество работников, числящихся по списку соответствующего периода.
Контрольные вопросы
Что такое труд?
Какова роль труда в появлении человека и развитии человеческого общества?
Почему труд учит и воспитывает людей?
Какова роль труда в самопознании и в оценке своих товарищей, друзей?
Охарактеризуйте труд как физиологическую потребность людей и способ продления их жизни.
Почему труд является источником радости и самоутверждения личности?
Какова роль труда в экономике и что такое производительные силы человеческого общества?
Какова роль труда в повышении материального благосостояния людей и развитии экономики страны?
Какова сфера домашнего труда школьника?
Каковы виды школьного труда?
Каковы возможные виды оплачиваемого труда школьников?
С каких лет разрешен оплачиваемый труд подростков вне дома и школы?
Как определяются результаты труда?
Что такое производительность труда и как она определяется?
Что такое человеко-час, человеко-день?
Практическое задание
С помощью советов родителей составь график выполнения домашнего труда (уборка квартиры, мытье посуды, уход за животными, покупка продуктов, работа в саду, огороде и т.п.) в учебные и выходные дни.
Примерные дневные затраты времени на домашний труд для учеников 5-х классов составляют:
в учебные дни – 1 ч 30 мин;
в выходные дни – 5 ч.
Задачи
1. Первой бригадой, состоящей из 15 чел., отработано 7 дней, а вторая бригада, состоящая из 12 чел., проработала 8 дней. Сколько человеко-дней отработано первой и второй бригадой в отдельности и вместе?
Ответ:
1-я бригада – 105 человеко-дней,
2-я бригада – 96 человеко-дней,
вместе – 201 человеко-день.
2. Бригадой монтажников, состоящей из 7 человек, отработано 5 дней по 8 часов и смонтировано за это время 840 т стальных конструкций моста. Какова дневная и часовая выработка бригады?
дневная выработка 840:(7 х 5) = 24/человеко-дн.;
часовая выработка 840(7 х 5 х 8) = 3 т/человеко-ч.
3. За 6-часовую рабочую смену первой бригады проходчиков, состоящей из 12 чел., добыто 288 т угля, а второй бригадой из 9 чел. – 270 т угля. У какой бригады часовая производительность труда выше и на сколько?
Ответ: у первой бригады часовая производительность труда выше, чем у второй, на 5 – 4 = 1 т/человеко-ч, или на 1/4 часть.
4. Определи изменение производительности труда на хлебозаводе по месяцам за истекшее полугодие с помощью следующей таблицы (при выдаче задания учителем заполняются только 1, 2 и 3 графы). (См. таблицу).
5. В отчетном квартале на первом хлебозаводе со средней численностью работников 88 чел. произведено 31566 т хлебобулочных изделий со средней оптовой ценой 1 кг изделия 9 руб., а на втором хлебозаводе со средней численностью 85 чел. произведено 26095 т таких изделий со средней оптовой ценой 1 кг изделия 10 руб. Определи, на каком заводе производительность труда в стоимостном выражении была выше и на сколько?
Ответ: на втором заводе выработка выше на 3070 – 2898 = 72 руб.
6. В саду на сборе ягод трудилась вся семья со следующими результатами и затратами времени:
собрано затрачено
ягод, кг труда, ч
дедушка 2 2
бабушка 4 2
папа 20 5
мама 20 4
сын 12 3
дочь 12 4
_____________________________________
Итого 70 20
Какова среднечасовая производительность труда всей семьи и производительность труда каждого члена семьи?
среднечасовая производительность труда всей семьи – 3,5 кг/человеко-ч,
производительность труда: дедушки – 1 кг/человеко-ч, бабушки – 2 кг/человеко-ч, папы – 4 кг/человеко-ч, мамы – 5 кг/человеко-ч, сына – 4 кг/человеко-ч, дочери – 3 кг/человеко-ч.
Криптограмма
(1 + 2 + 3 + 4 + 5) (2 + 6 + 7 + 8 + 9) (10) (11 + 12 + 13 + 14 + 12) (3)
(11 + 12 + 13 + 14 + 12) (10)
(15 + 3 + 1 + 5 + 16 + 8)
За каждым числом кроется определенная буква. Разгадав эти буквы, вы прочтете слова великого русского писателя Льва Толстого.
Ключами к разгадке служат таким же образом зашифрованные следующие слова:
(1 + 15 + 8 + 10 + 14 + 5) – срубленный обработанный ствол большого дерева;
(11 + 12 + 2 + 8 + 16) – часть мужского костюма;
(4 + 5 + 15 + 3) – возвышенность или нагромождение чего-либо;
(13 + 6 + 9 + 7) – южный ветер.
Ответ: «Благо людей в жизни, а жизни – в работе».
Иосиф БОРОВКОВ, кандидат экономических наук, Воронеж
Комментарии