«Учиться, учиться и учиться!» С этим подозрительно смахивающим на ленинский лозунгом Тони Блэр приступил восемь лет назад к руководству страной. Реформы в системе образования стали приоритетом политики его лейбористского правительства. Немало перетрясок пережили за эти годы британские школы всех ступеней. Образовательный ландшафт Британии превратился в грандиозную стройку, где вовсю шла работа по модернизации всего устаревшего и отжившего. Однако самый грандиозный проект Тони Блэр, как выяснилось, приберег на десерт – на последний, третий, срок своего премьерства: не иначе как возмечтал увековечить этим свершением свое имя?
Подлинную революцию для британской школы провозгласил в минувший понедельник британский премьер, собрав на специальную презентацию в своей резиденции на Даунинг-стрит представителей правительства, местных властей, учителей и родителей школьников. И даже несколько удивительно, что британские обозреватели не углядели покуда остроумной аналогии выпавшего на октябрь судьбоносного блэровского воззвания «Вся власть школам!» с эпохальным октябрьским большевистским «Вся власть Советам!».
Что же предложил Блэр относительно реформы среднего образования, которая, по его словам, станет основной вехой третьего срока пребывания правительства у власти? И что содержится в правительственном документе, именуемом белой книгой, который 25 октября министр образования Соединенного Королевства Руфь Келли представила парламенту Британии? В этом документе, которым зачитывается сегодня вся страна, содержится амбициозная цель: повысить качество образования со среднего до хорошего и добиться того, чтобы в государственных школах было не хуже, чем в частных. Каким же образом?
Тезисы британской октябрьской революции звучат примерно так: государственную среднюю школу предполагается поставить на три основополагающих «кита» – полную финансовую самостоятельность, профилированность и независимость в определении учебных планов и программ. Сегодня строго подконтрольные и управляемые «сверху» школы Англии и Уэльса завтра получат невиданный в истории страны статус независимых государственных школ с самоуправлением. Независимых прежде всего – от местных властей. Роль местных советов по образованию радикально уменьшится и сведется от непосредственно управленческой к более «стратегической» – к проверке стандартов образования и выработке стратегии развития. Школы при этом будут самостоятельны как в разработке учебных планов и выборе изучаемых предметов, так и в отборе учеников. Именно за школой останется последнее слово в вопросе, кого принять, а кому – отказать. Школьные бюджеты также уходят из-под контроля местных органов образования и попадают целиком и полностью в распоряжение самой школы.
А теперь подробнее о том, как же все это должно будет работать на деле.
Начнем с главного – с финансов. Согласно опубликованным тезисам школьный бюджет полностью перейдет под директорский контроль. Школы не будут отныне заглядывать бедными просителями в лицо районных органов образования – последние в вопросах финансирования учебных заведений, по сути, лишаются всех прав и полномочий.
До сего дня британское правительство делегировало местным властям около 25 млрд. фунтов стерлингов для того, чтобы эти деньги «райсоветы» распределяли затем между 24 тысячами школ страны. Распределяли – по своему усмотрению. Ибо «райсоветы» вольны были решать, сколько из этих средств и впрямь отправить в школы, а сколько придержать на административные нужды, переадресовать на транспорт и прочие расходы. Директора школ жаловались, что около трети предназначенных им средств никогда не попадали в учебные заведения. Начиная с 2006 года деньги в школы пойдут напрямую от правительства, тогда как местные советы по образованию будут выполнять в финансовом вопросе, по сути, чисто посредническую функцию, доставляя деньги с правительственного Уайтхолла непосредственно в учебные заведения.
Государственная независимая школа получает при этом право привлекать дополнительные средства со стороны: от спонсоров и любого рода благотворителей. Иными словами, желающие – и не в последнюю очередь родители – получат возможность поддержать государственную школу по принципу «кто сколько может». Логика подобной новации очевидна: если выложить около двадцати тысяч фунтов стерлингов за годовое обучение своего чада в частной школе родители не в состоянии, но им по силам повысить стандарт обучения в школе бесплатной за счет неких, назовем так, пожертвований (разумеется, целиком и полностью добровольных), то кто же откажется пожертвовать в разумных пределах на благо своего ребенка? Таким образом для нормально обеспеченных граждан среднего класса появится возможность разумного компромисса: улучшать стандарт образования своих отпрысков в пределах собственного дохода, а не отдавать скрепя сердце детей в «нищую» государственную школу лишь потому, что на частную средств не хватает. Поддержать независимую государственную школу смогут отныне коммерческие организации, церкви и благотворительные фонды.
Тони Блэр, представляя общественности свой проект, признал, что в сфере образования, как и в сфере здравоохранения, появятся рыночные начала: «Родители, как и пациенты, получат гораздо большую возможность выбора. Но рынком это будет только в смысле широких возможностей для потребителя, это не будет рынок, базирующийся на мощи покупательской способности. И это будет рынок, работающий по правилам. Нельзя будет за большие деньги купить лучшее обслуживание в государственном госпитале. Финансирование школ будет честным и равным».
Теперь что касается предоставляемой британским школам независимости. Она означает, что отныне школы будут сами управлять своими делами. Передача всей полноты власти школьным директорам подразумевает, что не будет уравниловки для передовиков и отстающих и что инициатива и творчество на любом уровне школьного производства отныне не будут ни подавляемы, ни наказуемы. Успешно работающие учебные заведения уйдут из-под жесткого контроля министерства образования и смогут углублять и расширять свои учебные программы так, как это делают сегодня школы частные. Спускаемый сверху министерством образования учебный план станет для успешно работающих школ лишь базовым, но необязательным к исполнению.
Школы смогут расширять и укрупнять свою материальную базу, обустраивая дополнительные учебные комплексы, залы, кабинеты, заводя новое необходимое оборудование. На эти цели им могут быть предоставлены кредиты или же позволено будет привлекать средства частных спонсоров. Не исключается, что занимаемые учебным заведением здания и помещения будут переданы в собственность школе. Под полный контроль школьного руководства будет передана и функция формирования штатного расписания.
Через два года фактически каждая из государственных независимых общеобразовательных школ Англии и Уэльса станет школой специализированной.
Однако все эти права и свободы скроены в расчете на школы успешные. А что же школы неуспешные? Отстающие по академическим показателям средние школы после годового испытательного срока будут закрываться. На месте закрывшихся «прогоревших» школ появятся так называемые Сити-академии – автономные госбюджетные учебные заведения, специализирующиеся на тех или иных технических предметах. Эти академии будут руководиться правлением, состоящим на паях из представителей частного сектора и общественности, и будут частично спонсироваться бизнесом. Плата за учебу в Сити-академиях взиматься не будет.
Принципиальным нововведением станет индивидуальное наставничество в школах. Это означает, что помимо единого для всех урока учащиеся смогут получать индивидуальные консультации у преподавателя. Скроенные по индивидуальной мерке, эти консультации смогут внести поправку в «уравниловку» урока: слабому ученику разъяснят то, что осталось за рамками его понимания, сильному дадут более глубокие и расширенные представления об изучаемом предмете.
Значительно расширяются и родительские полномочия. Независимая государственная школа намерена работать не только в гораздо более тесном контакте с родительской общественностью, но и, по сути, предоставить ей бразды правления. Согласно обнародованному проекту родители будут иметь значительно больше прав критиковать действия школьных властей и даже смещать школьное руководство. Родители будут иметь веское слово в утверждении школьной программы, организации школьного питания, вопросах выбора школьной униформы.
Такова в общих чертах разработанная британским правительством программа, согласно которой предстоит отныне перестраиваться на марше британской школе. Программа, меняющая во многом социальную политику. Недаром в бушующих сегодня вокруг нее дискуссиях скрещивают шпаги не только педагоги, но и государственные и общественные деятели, парламентарии. Многочисленные критики планов Блэра считают, что задуманная им реформа призвана всячески «польстить» благополучным слоям населения за счет населения неблагополучного. Депутаты-лейбористы, то есть однопартийцы Блэра, требуют от своего премьера прекратить его рыночно ориентированную политику. Предложения Тони Блэра вызывают неоднозначную реакцию даже внутри его собственного правительства. В частности, традиционно лояльный Блэру вице-премьер Джон Прескотт «взбунтовался» против планов предоставления школам автономии, опасаясь, что это снизит возможности для получения хорошего образования учениками из семей с небольшим достатком и учащимися с низким уровнем успеваемости. Иными словами, что за бортом системы могут оказаться дети из бедных семей.
Разделяющие эти опасения британцы считают: свобода выбора учеников приведет к тому, что хорошие школы будут становиться все лучше и лучше, а плохие будут просто закрываться. При нехватке школьных мест по всей стране это может иметь печальные последствия для системы образования в целом. Опрос, проведенный на днях совместно газетой «Гардиан» и социологической службой ICM, показал, что всего лишь 29 процентов респондентов-британцев считают, что за годы блэровских реформ государственные школы страны улучшились. Тогда как две трети опрошенных придерживаются убеждения, что все проведенные за этот период реформы были направлены только в пользу выходцев из благополучных семей, не принимая во внимание интересы беднейших слоев населения.
Теневой министр образования Дэвид Камерон, один из основных кандидатов на пост нового лидера консервативной партии, поддерживает планы правительства, однако отмечает, что Тони Блэр вернулся к тому, что консерваторы предлагали еще восемь лет назад. Что предложенная реформа является не чем иным, как воскрешением подобной инициативы консерваторов, которая затем была отменена пришедшим к власти лейбористским правительством.
Фиона Миллер, представитель движения Comprehensive Future, считает, в свою очередь, что у школ и так достаточно автономии. Миллер уверена, что школам нельзя давать право выбирать своих будущих учеников, так как это подрывает принцип справедливости в системе образования. «Школы будут выбирать учеников, а не ученики будут выбирать школы», – предостерегает Миллер.
А что думают относительно блэровской революции сами британские учителя? Учителя заявляют, что превращение средних школ страны в самоуправляющиеся и независимые спровоцирует административный хаос и еще большее, нежели нынешнее, неравенство. Джон Данфорд, генеральный секретарь Ассоциации директоров общеобразовательных школ, предупреждает, что новая система резко усложнит преподавательскую работу в школах тех районов, где проживает наиболее материально обездоленное население. Что разрыв между успевающими и неуспевающими учащимися английских школ станет еще значительнее.
Одним словом, нет на Альбионе уверенности в том, что английские школы жаждут той безграничной свободы, которую дарует им правительство. Как нет и уверенности в том, что родители учащихся хотят тех полномочий по управлению школой, которые сваливаются на их плечи. Короче говоря, во многом из того, что провозглашено в эти революционные октябрьские дни в Британии, нет уверенности. Остается надеяться на то, что Тони Блэр в итоге окажется-таки прав. Что сверху ему видней.
Лондон
Комментарии