search
main
0

Великая ценность труда. Новая жизнь ученических бригад

Как добиться того, чтобы сельская школа шла в ногу со временем, чтобы учиться в ней было интересно, а по уровню знаний сельские ребята не уступали бы городским? На эти вопросы отвечает коллектив средней общеобразовательной школы поселка Новороссийский Рубцовского района Алтайского края, успешно применяющий трудовое обучение учащихся.

С фермерским уклономСразу после своего назначения на Общероссийском родительском собрании министр образования и науки РФ Ольга Васильева сообщила, что ее ведомство заканчивает разработку методических рекомендаций по организации трудовой деятельности школьников, которые будут введены в 2017 году. «Без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно получать успехи от своего труда невозможно, – полагает Ольга Васильева. – Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет».Директор Новороссийской школы заслуженный учитель РФ Светлана Свиридова поддерживает министра в том, что трудовое воспитание совершенно необходимо, более того, она считает, что в сельской школе это направление должно быть приоритетным, ведь это главный инструмент гражданского становления личности. Новый этап в жизни учебно-производственных бригад Новороссийской школы начался в 1990 году, когда директором  была назначена Светлана Свиридова. В распоряжении бригады появились первые 80 га арендной пахотной земли, и она стала называться «Росток».Особый вклад в становление и развитие учебно-производственной бригады «Росток» внес Михаил Свиридов. В 90-х Новороссийская школа стала школой с фермерским уклоном. Имея за плечами высшее сельскохозяйственное образование, опыт работы агронома и председателя передового колхоза в поселке Новороссийский, Михаил Свиридов по состоянию здоровья не смог вернуться к работе на производстве. В 1992 году он стал учителем и одновременно руководителем УПБ «Росток», начал преподавать земельное дело, экономику, растениеводство. Для Михаила Свиридова важно научить детей творчески мыслить, самостоятельно решать возникающие проблемы, уважать труд: «В своей работе я как учитель-наставник прежде всего стараюсь найти ответ на вопрос, как стать для детей другом, советчиком и проводником в их подготовке к взрослой жизни». Сейчас в ученическую бригаду входят учащиеся 7-11-х классов. Бригада находится на полном хозрасчете и разбита на звенья, у каждого звена свое направление деятельности: полеводство, овощеводство, цветоводство, садоводство. Используя полученные знания основ агрономии и экономики, ребята учатся разрабатывать технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур, бизнес-планы, ведут дневники опытнической работы, проводят хозяйственно-экономический анализ УПБ. В Новороссийской школе теория неотделима от практики. На своих полях ребята выращивают в основном пшеницу. Раньше еще занимались гречихой, но потом отказались от ее возделывания. Долгое время сажали картофель, но с появлением колорадского жука вынуждены были отказаться и от этой культуры, так как детям нельзя работать с химической обработкой. Михаил Свиридов долгие годы был руководителем УПБ «Росток» и лишь четыре года назад передал эту эстафету – руководство бригадой – своему сыну Дмитрию Свиридову, зам. директора школы по учебно-производственной деятельности. – В 2016 году помимо пшеницы для пробы засеяли несколько гектаров подсолнечником, и теперь будущей весной решили увеличить посевные площади под эту культуру, а также дополнительно ввести еще гречиху, поскольку необходимо соблюдать севооборот, чтобы земля не истощалась, – поделился планами Дмитрий Свиридов. – Радует, что государство начинает задумываться о трудовом воспитании детей. Выпускники сельских школ обязательно должны иметь начальные профессиональные навыки. Кстати, Новороссийская школа единственная в Алтайском крае обучает мальчиков по специальной дополнительной программе. Вместе с аттестатом они получают права «машинист-тракторист сельскохозяйственного производства».В настоящее время учебно-производственная бригада «Росток» Новороссийской школы имеет серьезную материальную базу, это дает возможность вести профессионально-трудовую подготовку учащихся в реальных условиях. У школы земельные угодья в 250 га, парк сельскохозяйственных машин и механизмов. Есть даже гусеничный трактор, который был получен после встречи директора школы Светланы Свиридовой с президентом Владимиром Путиным в 2004 году, и потому его все здесь называют «президентский», 2 комбайна, один из которых уже ветеран, ему более 20 лет. Удалось заполучить школе и грузовой автомобиль ГАЗ-66, имеется пассажирский УАЗ, а еще – почти раритет, совсем старенький колесный трактор «Беларус», который достался школе от колхоза еще в советские времена. В ноябре 2016 года в бригаде появился еще и новенький трактор «Беларус» – подарок губернатора края. Молодые хозяева земли- Очень важно, чтобы трудовое воспитание было правильно организовано, – считает Светлана Свиридова. – Ребята должны видеть результаты своего труда. Необходимо, чтобы труд воспитывал в школьниках активную гражданскую позицию. Кроме того, они должны иметь возможность воспользоваться результатами своего труда, а предоставить им эту возможность должны мы, взрослые. Вот, например, у нас при школе есть сад и огород, каждый площадью по 0,5 га, на котором мы с детьми, начиная от самых маленьких до выпускников, выращиваем овощи, фрукты, ягоды. Дети в школьной столовой весь учебный год едят салаты из овощей, выращенных собственными руками, пьют компот, приготовленный из собственных натуральных ягод и фруктов. У нас для всех участников образовательного процесса организовано двухразовое горячее питание, которое стоит всего 30 руб. в день. Ну где сегодня можно дважды поесть за такую цену? А еще средства, полученные от реализации произведенной УПБ «Росток» продукции, расходуются на обеспечение жизнедеятельности школы. Это и приобретение компьютеров (все учебные кабинеты школы оснащены современными информационно-техническими средствами), интерактивных досок, наглядных пособий, учебников, спортивного инвентаря, поощрение учащихся, организация научно-исследовательской деятельности, обеспечение заработной платы и стипендий учащимся, оформление и ремонт школы, оказание материальной помощи нуждающимся, приобретение горюче-смазочных материалов, запчастей, семян. Также на средства, заработанные УПБ «Росток», в школе оборудован музей «Наследие». «Есть только одна жалоба: школа перестала получать субсидию от государства. Это произошло в связи с вводом кодов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Вопрос этот неоднократно поднимался на мероприятиях различного уровня с участием учебно-производственных бригад, но до сих пор остался без ответа и требует рассмотрения и решения», – считает директор школы. УПБ «Росток» – многократный победитель конкурса трудовых объединений школьников, что подтверждается множеством дипломов и почетных грамот.В новом учебном году в начале декабря 2016 года учащиеся Новороссийской школы принимали участие в краевом слете-конкурсе трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли». Слет проходил на базе Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского краевого детского экологического центра. Соревнования проходили по таким номинациям, как «Бригадир», «Овощевод», «Полевод», «Цветовод», «Садовод». В командном зачете Новороссийская учебно-производственная бригада «Росток» заняла 3-е место. Кстати, исследовательскими работами занимаются не только старшеклассники. В мае 2016 года самым юным медалистом Новороссийской школы стал третьеклассник Митя Свиридов, получивший по результатам Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги в науку»-2016 высшую награду конкурса – медаль Галуа и диплом медалиста. На конкурс он представил свою исследовательскую работу «Влияние времени суток на вегетацию некоторых растений». Также в начале ноября в Барнауле прошла установочная сессия краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая», в которой приняли участие новороссийцы Илья Гаус и Андрей Свиридов. Ребята показали хорошую подготовку и представили интересные работы, с которыми их пригласили в Москву для участия в 2017 году во Всероссийском конкурсе. Только фактыДвижение ученических производственных бригад зародилось в Ставропольском крае. Позже ученические бригады были организованы во всех сельских средних школах России. В 16567 бригадах трудовую закалку проходили 1,7 млн школьников. В конце 80-х – начале 90-х годов ученические производственные бригады в большинстве своем прекратили существование.​Галина ШУБА, пос. Новороссийский, Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте