Андрей РОМАНОВ, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2004»: – Работая учителем русского языка и литературы уже больше 20 лет, я проверил тысячи сочинений. По себе знаю, что работа эта утомительна и не приносит должного удовлетворения…
Однако, перекапывая «тысячи тонн словесной руды», иногда натыкаешься на что-нибудь очень забавное, смешное, остроумное. Достаточно одной фразы, и настроение улучшается, работоспособность повышается – снова читаешь, исправляешь, подчеркиваешь… многие из этих фраз поражают наивной мудростью, оригинальным детским взглядом.
Я благодарен всем безымянным авторам! Может, это покажется странным, но у них я тоже многому научился и «закалил» свое чувство юмора.
Читая подборку, кто-нибудь узнает свою фразу, потому что, анализируя сочинения, я, к великой радости самих учеников, зачитываю в классе «лучшие» высказывания, конечно, не называя фамилий.
9-й класс и «Ода на день восшествия…» М.В.Ломоносова
«В финале оды Ломоносов славит русскую науку и говорит, что и в России уже стали появляться великие ученые, такие как, например, Платонов и Невтонов».
9-й класс и «Недоросль» Д.И.Фонвизина:
«Мы видим, что быть учителем – это последнее, что остается человеку перед голодной смертью» (образы учителей Митрофана Цифиркина и Кутейкина);
«Недоросль – это человек взрослый внешне, но не мозгами».
9-й класс и «Горе от ума» А.С.Грибоедова:
«Чацкий проповедует свои идеи, а Молчалин ведет себя молча»;
«Весь свой ум Чацкий тратит на любовь»;
«Не слушая Чацкого, Софья продолжает приставать к Молчалину»;
«Молчалин все время возился со стариками, пытался уважать их, играя с ними»;
«Оба они проиграли, но Чацкий – победитель, а Молчалин – побежденный»;
«На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова»;
«Выстраивается своего рода любовная цепочка: Чацкий любит Софью, Софья любит Молчалина, Молчалин, в свою очередь, любит Лизу, а она любит Петрушку, который на протяжении всего произведения даже не появляется»;
«Вскоре Чацкий узнает о Молчалине – возлюбленном его возлюбленной»;
«Чацкий умен – жизнь не очень… Молчалин глуповат – жизнь хороша!».
Школьники об А.С.Пушкине
Учащиеся 6-9-х классов о жизни и творчестве поэта:
«У Пушкина было два хобби: женщины и произведения»;
«Пушкину в этом году 200 лет, особенно в Москве»;
«Пушкин был очень влюбчивым человеком: когда ему нечем было заняться, он старался влюбиться»;
«И шестирукий Серафим на перепутье мне явился» (цитата из стихотворения «Пророк», в оригинале – «шестикрылый Серафим»);
«Пушкин считает, что он не умрет сразу, что-то от него останется» (анализ стихотворения «Памятник», в оригинале – «Нет, весь я не умру…»).
7-й класс о повести «Капитанская дочка»:
«Береги мысли смолоду» (эпиграф к сочинению);
«В крепости Петруша познакомился с Машей Мироновой, которая и явилась для Гринева самой большой проблемой впоследствии»;
«Казалось бы, что здесь выбирать? Служи себе, а в свободное время увлекайся Машей!»;
«Конечно, Петр Гринев предпочел Машу долгу перед родиной»;
«Хотя Пугачев и вешал дворян, но у него были и другие качества»;
«Как ручей, Маша Миронова достигла моря и принесла свои прекрасные воды Гриневу».
9-й класс о «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова:
«А главное, что под руку Печорина попадались не только женщины, но и мужчины»;
«Печорин был не способен к любви в хорошем смысле этого слова»;
«Он (Печорин) хорошо знает женщин и ничем не дорожит ради своеобразной любви с ними»;
«Но было в нем (о Печорине) что-то загадочное, что притягивало не только всяких девушек, но и старого вояку»;
«Только представитель того поколения, на которое печально глядел Лермонтов, мог написать: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ».
7-й класс о «Ревизоре» Н.В.Гоголя:
«Гоголь мастерски собрал и освоил многие пороки русской действительности»;
«Гоголь высмеивал все профессии, и вообще все, что он мог»;
«Главное для городничего – чистые колпаки на грязной действительности»;
«Мое мнение о Хлестакове хочет желать лучшего»;
«Гоголь показал всю сучность чиновников» (имеется в виду «сущность чиновников», но описка великолепна!);
«Действие происходит в городе N, что находится в двух неделях езды от любого другого жилого города, находящегося вблизи».
9-й класс о романе «Евгений Онегин»:
«Пушкин – певец любви, поэтому на страницах его романа встречается много любви, но вся она разная»;
«Татьяне все говорили, что ей пора иметь хотя бы жениха»;
«Онегин честно сказал Татьяне, что еще не готов к любви. Со своей стороны Ленский не испытывает таких напряжений в любовных делах»;
«Общество полно людьми, ничего не ищущими и счастливыми. Толстые, лысые, рогатые, дряхлые – такая судьба пугает Ленского»;
«Онегин умеет, а в конце даже хочет любить Татьяну»;
«Увидев Татьяну, в Онегине проснулся инстинкт гончей, которая увидела свою жертву»;
«Но наряду со всеми своими хорошими чертами, она (Татьяна) умела искренне любить»;
«В своем возрасте я бы предпочел Ольгу, т. к. она больше подходит для простых, не очень серьезных любовных историй. К более зрелому возрасту мне нужна будет Татьяна, когда я буду нуждаться в душевном покое»;
«Настоящие друзья так просто не заводятся»
(о дружбе Онегина и Ленского);
«Онегин веселится по полной, плясав на балах со всякими девицами»;
«В кругу молодой замужней девушки он (Онегин) изображает из себя образованного человека»;
«Для Онегина Ленский стал настоящим другом только после дуэли»;
«Когда Онегин знакомится с Татьяной, тогда для него начинаются настоящие жизненные трудности».
7-й класс о поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова:
«Живая в монастыре, Мыцри ощущали, что их преследовали мечты о свободе».
8-й класс о повести «Нос» Н.В.Гоголя
«Я думаю, что Гоголь в своем произведении показывает, как важна та или иная часть тела».
10-й класс о творчестве И.А.Гончарова
(«Обломов», «Обыкновенная история»):
«Он женился на ней не по любви, а по надобности»;
«Он постоянно не трезво смотрит на вещи»;
«После расставания с Ольгой Обломов вернулся к своей лежачей жизни, где его ждала Агафья Матвеевна, любившая его таким, какой он есть».
10-й класс о «Грозе» А.Н.Островского:
«Тихон был забит, как гвоздь, в доску жизни рукой собственной матери»;
«Катерина, крупная душой, не могла изменить своей натуре»;
«Из «темного царства» мне ближе всех Кабаниха, так как с каждым днем я замечаю все больше сходств между моей бабушкой и героиней пьесы Островского»;
«Варвара находилась на этапе «девки», поэтому гулять ей было само собой».
Комментарии