Общество большинства стран разделяется не только на классы, но и на этносы. Этносы – это большие группы людей, связанных общностью происхождения (биологический момент), языка, обычаев, традиций, верований, восприятия мира (социальный момент).
Родовой строй
Корни современных этносов уходят в глубь веков – в родовой строй. Первым этносом был род, объединение совместно селившихся кровных родственников. Он выполнял и функцию семьи, и производственную функцию.
Затем наряду с родом появляется другой этнос – племя. Племя объединяет несколько родов, единых по происхождению (братских), но уже отделившихся друг от друга и расселившихся по соседству. Племя еще основано на кровнородственной связи, однако оно уже не выполняет хозяйственных функций. Его главная задача – охрана территории племени, регулирование отношений с другими племенами. Таким образом, был сделан первый шаг к отделению этнических связей от семейных, родовых. Еще больше этнические связи отдалились от семейных после возникновения парной семьи.
Во многих странах родовые и племенные связи сохранились до сих пор. Они играют немалую роль в государствах Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия и др.) и в республиках Северного Кавказа (Чечня). Среди этих племен и родов есть более “высокие”, влиятельные, которым когда-то подчинялись другие роды. В советские времени партийное и советское руководство среднеазиатских и северокавказских республик формировалось с учетом влияния родов, а власти не принимали серьезных решений без совета со старейшинами рода.
Этнос
Следующим в истории возникает более высокий тип этнической группы – народность, или национальность, а в последние годы именно эту группу называют этносом. Есть два понимания происхождения народностей. Одни ученые полагали, что это просто разросшееся племя или объединение нескольких родственных племен, другие – что народность является объединением не столько по кровнородственным связям, сколько по территориальным, соседским связям. Истина лежит ближе ко второй точке зрения: известно много народностей, которые образовались не только из неродственных племен (болгары, венгры), но даже из племен разных рас (итальянцы). Русская народность объединила не только славянские племена, но и несколько неславянских племен Севера и Северо-Востока Европейской части России.
Формирование народностей было длительным процессом, который завершился в средние века. Признаками народности стали общность языка, территории, зачатки общей культуры и экономических связей.
В большинстве стран народность поглотила и растворила родовые и племенные связи и различия. Хотя, как мы уже знаем, есть еще немало народностей, где сохранилась родоплеменная структура.
Конечно, современная народность (национальность, этнос) значительно отличается от средневековой. Во-первых, она вливается в более широкую этническую общность – нацию. Народность приобретает ряд признаков, характерных для всей нации. Так, у бретонской народности во Франции два родных языка – бретонский и французский – язык нации. У каталонцев тоже два родных языка – каталонский и испанский. Во-вторых, нация занимает более обширную территорию, чем каждая из влившихся в нее народностей. Поэтому неизбежно происходит расселение представителей той или иной народности за пределы коренной территории. В Москве живет больше татар, чем в Казани. На Украине живет 11 млн. русских, в Латвии – 700 тыс., в Эстонии – 600 тыс. и т.д.
Нация
Наконец, высшая (на сегодня) форма социально-этнической группы – это нация.
Нация формируется параллельно с образованием единого рынка страны (как теперь говорят, единого экономического пространства) и с преодолением феодальной раздробленности, то есть образованием централизованных государств.
Нация обладает следующими признаками:
1. Общность территории. Территория нации скрепляется государственными границами. Граница отгораживает нацию и ее интересы от чужого вторжения и создает внутри границ единое пространство, в равной степени доступное для каждого гражданина.
Общность территории складывалась естественным путем, то есть в результате углубления экономических связей до такой степени, что всякие барьеры на пути этих связей исчезали сами собой. Например, устранялись таможни на границах княжеств и графств. Однако общность территории складывалась и насильственным путем, например, образование Российской империи или Германии.
2. Общность языка. Эта общность складывалась веками. И сегодня еще в государствах, где нации сложились сравнительно поздно, сохраняется различие диалектов. И в Германии, и в Италии серьезные различия существуют между местными диалектами северян и южан. И все же каждая нация имеет общенародный разговорный язык, закрепленный в ее письменности и литературе. Язык скрепляет нацию в единое целое, устанавливает естественный способ общения между всеми представителями нации.
Правда, один и тот же язык может принадлежать нескольким нациям. Но это родственные нации. Так, английский язык принадлежит американцам, австралийцам, канадцам, новозеландцам. Но все эти нации когда-то были диаспорами английской нации.
3. Общность экономической жизни. Этот признак в свое время сыграл большую роль в объединении нации вокруг общих экономических интересов. Однако сейчас общность экономической жизни из национальной все более становится интернациональной.
4. Общие черты психического склада, закрепленные в особенностях быта, правах, фольклоре, искусстве, символах, чертах характера. Для русских расстояние в тысячу километров – пустяк, на французов оно навевает ужас. Русские привыкли к несметным богатствам своей земли, поэтому они не очень экономны. Западные европейцы, напротив, очень рачительно относятся к земле и ее кладовым.
Наверное, нетрудно отличить русскую песню от украинской, а обе вместе – от французского шансона. Все эти особенности складываются в национальный характер.
5. Наконец, последний по счету, но, возможно, в настоящее время один из первых по важности признак нации – национальное самосознание. Каждый человек сам относит себя к определенной нации, мысленно сливается с ней: ее язык является его родным языком, на котором он думает, он воспитан на ценностях культуры этой нации, он воспринимает как родную природу страны, он придерживается национальных традиций в быту (в еде, например). Он осознает свою принадлежность к “своей” нации и границу, отделяющую его от другой (“чужой”) нации. Он обладает чувством национального достоинства, полагая, что его нация “не хуже” других. Наряду с чувством национального достоинства некоторые люди испытывают чувство национальной гордости. Они гордятся достижениями своей нации в мировой культуре, в технике, в прогрессе человечества. Однако чувство национальной гордости не должно перерастать в чувство национального превосходства над другими этносами, в чувство национальной исключительности. Такие настроения неизбежно порождают национальную вражду и рознь, приводят к национальным конфликтам, кровопролитным войнам, в которых нет победителей. Эту тему мы продолжим в следующем параграфе.
Краткие выводы
1. Этносы – большие группы людей, связанные общностью происхождения, языка, обычаев, верований, восприятия мира.
2. Род – объединение совместно селившихся кровных родственников, он выполнял функцию семьи и производственную функцию.
3. Племя – объединение нескольких родов, единых по происхождению. Оно не выполняет хозяйственных и семейных функций. Этнические связи отдаляются от семейных.
4. Народность (национальность, этнос) – это объединение уже не по кровнородственным, а по территориальным, соседским связям. Ее признаки – общность языка, территории, обычаев и зачатки экономических связей.
5. Диаспора – это большие группы этносов, проживающие вне коренной территории расселения данного этноса.
6. Нация обладает следующими признаками:
а) общность территории;
б) общность языка;
в) общность экономической жизни;
г) общие черты психического склада;
д) национальное самосознание, национальный характер.
Задания для размышлений
1. Гордитесь ли вы принадлежностью к своей нации? Можно ли критиковать свою нацию, свою страну?
2. Какие черты русского национального характера вы можете отметить у героев произведений А. Пушкина “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”?
Межнациональные отношения
Межнациональные отношения складываются в двух сферах – как отношения межгосударственные (между нациями) и внутригосударственные (между этносами).
Межгосударственные отношения этносов
Межгосударственные отношения строятся на принципах международного права, среди которых наиболее важными являются:
1) государственный (национальный) суверенитет, то есть независимость государства от других государств;
2) невмешательство во внутренние дела другого государства;
3) межгосударственное сотрудничество строится на основе двусторонних договоров, многосторонних соглашений и конвенций. Важнейшим органом по поддержанию мира и согласия между нациями является Организация Объединенных Наций (ООН), возникшая в 1945 году. Ее членами сейчас являются 178 государств. Вопросами культурного сотрудничества занимается одно из учреждений ООН: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В ней состоят 160 государств.
Межнациональные межгосударственные конфликты возникают по двум основным причинам. Во-первых, из-за территории, когда одно государство считает, что другое государство несправедливо завладело частью его национальной территории. Так, после второй мировой войны Польше были возвращены земли восточнее рек Одер и Нейссе, которые когда-то были колонизированы немцами и отошли к Германии. Во-вторых, межгосударственные конфликты возникают из-за притеснений диаспоры одного государства на территории другого государства. Так, после распада СССР в новых государствах осталось очень много представителей некоренной национальности: русские на Украине, украинцы в России и т.д. И естественно, что государства принимают меры к защите людей своей национальности на территории других государств. Так, очень напряженные отношения сложились между Россией и Латвией из-за того, что Латвия не хочет дать гражданство нескольким сотням тысяч нелатышей, в основном русским.
Внутригосударственные отношения этносов
Внутри государств межнациональные отношения складываются между проживающими в стране этносами, образующими единую нацию.
Это могут быть отношения сожительства, сотрудничества, неприязни, вражды. На характер этих отношений влияют история и традиции. Так, например, евреи, которые были вынуждены расселиться после их изгнания из Палестины (I в. н.э.) в разных странах, старались жить замкнутыми общинами, стремясь сохранить свой этнос. Во Франции в настоящее время на бытовом уровне французы редко вступают в неформальные (дружеские, приятельские) отношения с эмигрантами.
И все же во всех странах, где люди разных этносов живут по соседству, работают на одних предприятиях, неизбежно идет процесс ассимиляции: заключаются смешанные браки, рождаются дети двойных (тройных и более) этносов, взаимопроникают культура, традиции, бытовые обычаи разных этносов. Ассимиляция – это путь слияния людей в единую нацию.
Национальная, этническая вражда возникает:
– на исторической почве (между русскими и чеченцами из-за войны и выселения чеченцев в 1944 г. с родной земли);
– на религиозной почве (один этнос – христиане, другой – мусульмане);
– на почве психологического отчуждения (когда в среде однородного этноса появляются люди другой национальности, “чужаки”. Они не так одеваются, не так говорят, “странные”);
– на политической почве, когда вражда насаждается искусственно политическими авантюристами, фашистами, якобы во имя утверждения превосходства данной национальности над другими.
Особые формы принимают межнациональные отношения в многонациональных странах, где есть одна крупная по численности национальность и несколько малых по численности национальностей.
Отношения между крупной и малыми национальностями принимают форму автономии. Эта автономия может быть трех видов – национально-государственная, национально-административная и национально-культурная.
В настоящее время есть несколько крупных многоэтнических государств: Россия, США, Китай, Индия. Многоэтническими странами являются также Бельгия (фламандцы и валлоны), Канада (франко-канадцы и англо-канадцы), Испания (каталонцы, баски и др.). Этнические особенности имеются у жителей некоторых регионов Франции (Корсика, Бретань), Италии (Сицилия, Сардиния и др.).
Но вернемся к США и России. Население США складывается из множества этносов, людей разных национальностей, иммигрировавших в Америку, в том числе и чернокожих афроамериканцев, насильственно привезенных в эту страну на хлопковые плантации. Люди различных этносов расселились по всей стране, но афроамериканцев больше на Юге, чем на севере, а в больших городах существуют целые кварталы, заселенные какой-либо одной национальностью: итальянцы, мексиканцы, русские, евреи, китайцы, вьетнамцы и т.д.
Однако все они не являются коренными этносами, кроме индейцев, у них нет “своей” территории. Кроме того, федерация США исторически складывалась на основе территориальной, а не национальной автономии штатов. Поэтому ни о каком государственно-политическом или даже административно-политическом оформлении межнациональных отношений не могло быть и речи. В то же время все этносы имеют возможность для культурно-национальной автономии, то есть для овладения национальным языком и культурой своей нации на базе добровольных объединений лиц данного этноса и их культурно-просветительной деятельности. В районах компактного проживания эти этносы могут существенно влиять на состав и политику местных властей. В результате длительной борьбы за равноправие чернокожие афроамериканцы добились впечатляющих успехов: теперь чернокожий на высоких государственных должностях отнюдь не является исключением. Расизм остался на бытовом уровне, отступив из сферы политики. Организации чернокожих являются влиятельной политической силой, особенно в южных штатах. Чернокожие деятели занимают посты мэров крупных городов, в том числе и Вашингтона. Чернокожий электорат существенно влияет на выборы президента и конгрессменов.
Этносы в России
Национально-этническая структура российского общества сложилась исторически в результате территориальной экспансии (расширения территорий) на протяжении веков и в результате политики коммунистической партии. В этой структуре преобладали русские, которые расселились таким образом, что более 100 коренных народностей, испокон веков живущих на земле предков, оказались вкрапленными в русское население, и только в сельской местности, как правило, они составляют компактное большинство.
До 1917 года коренные этносы России находились на разных стадиях культурного и экономического развития. Украина и республики Закавказья уже складывались в нации со своей богатейшей культурой. Этносы Средней Азии уже представляли широкие общности, однако они еще не до конца выработали единый язык и не все имели письменность. Эти народности так и не влились в российскую нацию. Но в период советской власти они получили значительное развитие, и все народности – грузины, армяне, азербайджанцы, казахи, туркмены, таджики, киргизы – сформировались в современные нации со своим национальным сознанием. На территории этих наций русские составляли незначительное меньшинство.
Большинство народностей севера России, Сибири и Дальнего Востока находились до революции в первобытном состоянии. Царские власти не вмешивались в жизненный порядок, традиции, обычаи, верования коренных народов. А Екатерина II даже созвала в 1767 году съезд представителей народов России, на который собралось 550 человек, – от митрополита Новгородского до самоедов-язычников. Цель съезда была в том, чтобы выработать закон, отражающий нужды всех народов. Такой закон не был выработан.
Его взялись выработать большевики.
Под их руководством народы-нации создали свои суверенные государства, которые объединились в СССР. Правда, прибалтийские государства были присоединены принудительно. С 1948 года Союз состоял и 15 союзных республик. Когда им стало тесно в рамках этого Союза, он распался. А тесно им стало не только из-за роста национального самосознания, но и потому, что центральная власть – ЦК КПСС – руководила диктаторскими методами.
Самой большой среди 15 республик была Россия. В ней проживало и проживает множество малых этносов. Им советская власть предложила национально-государственную и национально-административную автономию. В итоге 32 из 100 малых этносов получили свою национальную и административную автономию (напомню: 21 республика, одна автономная область, десять автономных округов). Республики являются несуверенными государствами, они имеют свою конституцию. Автономные округа и автономная область – самостоятельные административные единицы: они имеют свои органы управления. Хотя эти автономии называются по имени малой национальности – Чувашия, Карелия, Мордовия и т.д., – на деле же автономия принадлежит не только этой так называемой титульной национальности, а всему населению автономии. А большинство этого населения почти во всех автономиях составляют главным образом русские. Поэтому автономии фактически не являются этническими, они представляют собой форму тесного сосуществования и сотрудничества титульного этноса с другими на его территории, с обеспечением ему возможности сохранения и развития его национального образа жизни, самосознания, языка, культуры.
Этносы, которые не имеют государственной автономии, строят и развивают национально-культурную автономию, закон о которой принят в 1996 году. Национально-культурная автономия – это добровольное общественное объединение граждан определенной национальности, которое самостоятельно решает вопросы сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными (областными, республиканскими) и федеральными.
Местные национально-культурные автономии учреждаются на общем собрании делегатов от объединений, а остальные – на съездах – делегатами от местных автономий.
Национально-культурные автономии занимаются вопросами открытия школ с обучением на родном языке, книгоиздания и библиотек, издания газет и журналов, организации театров, музеев, научных исследований по истории и этнографии своей национальности. Они пропагандируют национальные традиции и обычаи повседневной жизни, способствуют развитию художественных промыслов и ремесел.
Национально-культурная автономия создает предпосылки для того, чтобы самый малый этнос не затерялся в многоцветье народов и не утратил своей самобытности.
Краткие выводы
1. Межнациональные отношения складываются между государствами и внутри государств.
2. Они строятся на основе международного права. Важную роль в международном сотрудничестве играют ООН и ЮНЕСКО.
3. В многоэтнических государствах межнациональные отношения возникают между различными этносами. Возникают такие явления, как ассимиляция.
4. Межнациональная вражда обусловлена различными причинами, в частности, на политической почве, когда вражда насаждается искусственно.
5. Для развития малых этносов внутри страны используются национально-государственная, национально-административная и культурно-национальная автономия.
Задание для размышлений
К какой нации принадлежали великие русские поэты ХХ века О. Мандельштам (еврей), Б. Пастернак (еврей), А. Ахматова (татарского происхождения)?
Виктор МУШИНСКИЙ,
доктор юридических наук
Комментарии