Цели и задачи: игра будет способствовать
развитию интереса у учащихся к изучению права;
развитию логического мышления, творческих способностей, интеллекта, коммуникативных навыков у учащихся;
повторению и закреплению основных понятий и идей курса;
воспитанию правового сознания и правовой культуры учащихся, уважения к сотрудникам правоохранительных органов;
профориентационной работе – более близкое знакомство с основами профессии юриста позволит задуматься о качествах личности, необходимых человеку данной профессии.
Подготовительный этап
Подготовительный этап продолжается не более двух недель. За это время класс делится на небольшие группы, каждая из которых выполняет определенный вид деятельности.
1. Приглашение почетных гостей. Желательно, чтобы в игре приняли участие сотрудники правоохранительных органов, юристы. В качестве гостей можно пригласить представителей администрации школы, студентов юридических факультетов, родителей.
2. Музыкальное оформление. Возможно использовать песню “Наша служба и опасна, и трудна…” из сериала “Следствие ведут знатоки”; мелодию из сериала “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”; песенки Г. Гладкова с пластинок “Следствие ведут колобки”.
3. Дидактические материалы:
игровое поле по варианту телешоу “Своя игра” – “Правовой ликбез”;
карточки судьям;
плакаты на правовые темы;
выставка книг по праву (тексты Конституции РФ, действующих кодексов, а также книги-детективы);
эмблемы команд,
элементы игровых костюмов, бумага, ручки.
4. Предварительная подготовка. Из учащихся класса формируются три команды игроков (5-6 человек).
Команды выбирают название, девиз, возможно, форму (или элементы экипировки);
готовят приветствия – домашнее задание N 1.
Накануне игры команды проводят жеребьевку – делятся на следователей, прокуроров, адвокатов и получают домашнее задание N 2 – перечитать стихотворение К. Чуковского “Бармалей” (“Маленькие дети…”). Они должны подготовить анализ ситуации, описанной в нем, с точки зрения права. Одна команда, проводя следствие, определяет состав преступления; вторая – готовит обвинительную речь; третьи – защищают Бармалея.
Данное задание должно готовиться как имитация судебного процесса и проходить с элементами театрализации, что будет оценено в ходе игры. В качестве проблемной ситуации вместо “Бармалея” можно взять любой другой текст с подходящим сюжетом.
Ход игры
Вступительное слово ведущего. Уважаемые гости, игроки! Сегодня у нас праздник, на котором будет царить дух законности и правопорядка. Всем, кто присутствует сегодня в нашем зале, предстоит блеснуть знаниями из области права, проявить смекалку и нестандартное мышление, следовать логике и не забывать чувство юмора. Вас, уважаемые члены команд, ждут увлекательные конкурсы. Вас, дорогие зрители, ждет викторина, в ходе которой вы сможете заработать баллы для команды, за которую будете “болеть”.
Учитывая огромные симпатии к великим сыщикам (от Шерлока Холмса до А. Ларина), мы назвали нашу игру “Детектив-шоу”. Надеемся, что после участия в ней у многих из вас не только повысится уровень знаний по праву, но вы почувствуете всю тяжесть принятия ответственного решения и его значимость. Надеемся также, что состязание поможет улучшить одно из главных условий успешной учебы – дисциплину. Ведь сегодня здесь официально наше уважаемое жюри вручит самым достойным патенты на право ведения частного сыска в школе и ее окрестностях: команде-победительнице, лучшим напарникам и детективу-одиночке. Приступим?
Представляю вам членов жюри (ведущий представляет жюри).
Заявки на участие в шоу подали команды (ведущий произносит название команд и обращает внимание присутствующих на их эмблемы).
Конкурс N 1. Приветствие команд (домашнее задание N 1) – 5-7 минут каждой команде.
Жюри по 5-балльной шкале оценивает выступления.
Конкурс N 2. “Своя игра” – “Правовой ликбез”. На доске – игровое поле. Представители каждой команды выбирают отрасль права и цену вопроса.
В каждом секторе – карман с вопросом. На некоторых карточках стоят значки – “Кот в мешке” и “Своя игра”. Если команде достается вопрос “Кот в мешке”, то его можно передать любой команде соперников. Если достается вопрос “Своя игра”, то команда может назначить за него любую цену в пределах набранных очков. Начинаем игру.
Семейное право
10. Назовите брачный возраст в России.
20. Кто из перечисленного ниже является наследником первой очереди при наследовании по закону: а) государство; б) дети умершего; в) бывший супруг; д) родители умершего.
30. За злостное уклонение от родительских обязанностей супруги В. были лишены родительских прав. Дети были переданы на воспитание бабушке. Она предъявила иск супругам о взыскании алиментов на детей.
Освобождаются ли родители от обязанности содержать детей в случае лишения их родительских прав?
40. (Кот в мешке). Назовите условия, препятствующие вступлению в брак.
Гражданское право
10. С какого возраста наступает полная дееспособность?
20. К каким видам договоров относятся следующие юридические факты:
гражданин приобрел телевизор в магазине;
гражданин купил железнодорожный билет;
женщина сдала ткань в ателье для пошива платья.
30. Своя игра. Девятилетний Сергей сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Однако старший брат отговорил его: “Напрасно посылаешь. Ты ведь несовершеннолетний, автором быть не можешь, и поэтому стихи твои не напечатают”. Прав ли старший брат? Почему?
40. Бабушка подарила 10-летней внучке дом. Представим, что кто-то уговорил девочку обменять дом на красивую куклу. Ответьте на два вопроса:
имеет ли внучка право владеть домом?
признает ли гражданское право обмен, описанный в ситуации, действительным?
Административное право
10. Что такое административное право?
20. В контрольной работе учащийся Комаров к административным правонарушениям отнес
безбилетный проезд в транспорте;
кражу личного имущества;
невыполнение условий договора;
нарушение правил дорожного движения.
30. Какое наказание согласно нормам административного права грозит подросткам до 16 лет, задержанным за употребление спиртных напитков?
40. Продавщица Л. на просьбу покупательницы еще раз взвесить сыр ответила отказом, при этом обозвала покупательницу сутягой. Как согласно административному кодексу называется данный вид правонарушения?
Уголовное право
10. С какого возраста наступает полная и частичная дееспособность?
20. Что такое “вина” в уголовном праве? Назовите не менее трех обстоятельств, смягчающих и отягчающих вину.
30. Как согласно Уголовному кодексу называется лицо, склонившее к совершению преступления (путем уговора, подкупа, угрозы и т.п.) другое лицо?
40. Какие виды преступлений совершены в следующих ситуациях:
а) Б. в магазине вырвал кошелек из рук покупателя и попытался скрыться;
б) Р. ночью проник в квартиру Т. и похитил видеомагнитофон;
в) Л., угрожая прохожему ножом, вынудил его отдать часы и шапку.
Жюри подводит итоги конкурса N 2.
Конкурс N 3. “Домашнее задание”. Судебное разбирательство по делу Бармалея. Команды произносят подготовленные заранее речи перед членами жюри в следующей последовательности:
команда N 1 – итоги следствия. Существует ли состав преступления?
команда N 2 – обвинительная речь против Бармалея.
команда N 3 – речь в защиту Бармалея.
Конкурс оценивается по 5-балльной шкале.
Конкурс N 4. В нем участвуют пары детективов от каждой команды. Победители конкурса могут не только принести заветные баллы команде, но и выиграть право на ведение частного сыска.
“Фоторобот”:
Из двух команд приглашаются по одному представителю, один из которых выходит. После этого из зала вызываются 7 человек (“ярких” личностей не приглашать). Второй участник составляет словесный портрет указанного ведущим человека. Задача вернувшегося напарника – по словесному описанию внешности (одежду, украшения описывать нельзя) узнать, о ком идет речь.
Конкурс повторяется 3 раза (по количеству команд).
Конкурс N 5. Детективный кроссворд.
Команды получают кроссворды и как можно быстрее отгадывают их. В это время ведущий проводит игру со зрителями.
Игра со зрителями
Уважаемые зрители! По произнесенным мною приметам узнайте литературных героев или исторических деятелей.
За каждый правильный ответ присуждается 2 балла команде, за которую “болеет” отвечавший.
а) Разыскивается исторический деятель ХХ века. Национальность: по отцу – калмык, по матери – еврей. Рост – ниже среднего. Размер головного убора – 62. Почти лыс. Фанатично предан своей идее. (Ленин)
б) Разыскивается исторический деятель ХVIII века. Отличается большим ростом, физической силой. Чрезвычайно гневлив. Был одновременно и политиком, и военным, и строителем, и плотником… Мечтал “прорубить окно” (догадываетесь куда?) и выполнил-таки задуманное. (Петр I).
в) Разыскивается мужчина средних лет. Имя – немецкое, без особого рода занятий. Особые приметы – любит рассказывать о необычайных приключениях, якобы происходивших с ним. (Барон Мюнхгаузен).
г) Разыскивается мужчина средних лет. Род занятий – капитан. Человек необыкновенного ума и одновременно странной и трагической судьбы. Ученый-новатор, загадочная личность, “гений моря”… Над судном, которым командует этот человек, реет черный флаг с вышитой на нем золотой буквой “N”. (Капитан Немо).
д) Разыскивается герой преклонного возраста. Обладает обидчивым и мстительным характером. Много-много лет провел в заточении. Несмотря на то, что у него есть имя, мы называем его по отчеству. (Хоттабыч).
Конкурс N 6. Капитанский.
К участию в этом конкурсе мы приглашаем капитанов команд. Конкурс оценивается по 15-балльной шкале. Победитель получит личный патент и принесет нужные очки своей команде. Итак, проверим, как наши капитаны владеют дедуктивным методом.
Ситуация N 1. Поздним вечером в полицейский участок позвонила женщина. Взволнованным голосом она сообщила, что в доме напротив в окне видит мужчину, который собирается застрелиться. Через 5 минут по этому адресу прибыла полицейская машина. Детектив вошел в комнату, включил свет и увидел труп мужчины с пистолетом в руке. Он пошел к звонившей женщине и надел на нее наручники. Она и была преступницей.
Как ему удалось это доказать?
Ситуация N 2. Некий мистер Джонс был найден мертвым за письменным столом в своем кабинете. Причина смерти – пулевое ранение в голову. Прибывший на место преступления детектив обратил внимание на магнитофон. Включив его, он, к своему удивлению, услышал голос мистера Джонса:
– Говорит Джонс. Только что мне позвонил Смит. Он сказал, что стоит внизу и сейчас поднимется, чтобы убить меня. Бежать уже бессмысленно и поздно. Эта запись, надеюсь, поможет найти убийцу… Я слышу его шаги…
На этом запись оборвалась.
– Может, арестовать Смита? – спросил помощник.
– Нет, – отрезал детектив. Я убежден, что убийство совершил кто-то другой, умеющий подражать голосу Джонса. Запись сделана для этого. Чтобы направить нас по ложному следу…
Как оказалось позже, он был прав.
На чем основывались его выводы?
Конкурс N 7. Блиц. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
1. Что такое улика?
2. Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник – что их объединяет?
3. Как звали главного противника Шерлока Холмса?
4. Кто такая Фемида?
5. Как называют участников судебного процесса?
6. В чем разница между преступлением и правонарушением?
7. Как отличить деньги фальшивые от настоящих?
8. Что такое “версия”?
9. Чем отличается “место преступления” от “места происшествия”?
Конкурс заканчивается подведением итогов и награждением победителей.
“Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от закона”.
В. Вольф
Наталья ИВАНОВА,
учитель права
Орловская область
Кроссворд
По горизонтали: 1. Самый “элементарный” сыщик в мире. 2. То, с чего начинается детектив. 3. Нечто бессмертное. 4. Участковый с Дикого Запада. 5. “Ручной” портрет преступника. 6. Прибор, с помощью которого тайное становится явным (по Ш. Холмсу). 7. Браслеты, которые не украшают дам. 8. Известный итальянский борец с головоногими.
По вертикали: 9. Полицейский (по-египетски). 10. То, что по силам только знатокам. 11. Метод расследования, который применял Ш. Холмс (существ.). 12. То, что соблюдают далеко не все. 13. Если это имеет преступник, он спит спокойно. 14. Разговор с глазу на глаз с полицейским.
Ответы на кроссворд
По горизонтали: 1. Холмс. 2. Преступление. 3. Мафия. 4. Шериф. 5. Отпечатки. 6. Лупа. 7. Наручники. 8. Катани.
По вертикали: 9. Фараон. 10. Следствие. 11. Дедукция. 12. Закон. 13. Алиби. 14. Допрос.
Комментарии