search
main
0

Величайшее чудо божественной мудрости. Тема «На пути к современному пониманию человека». Два урока в 6-м классе

«Свои» и «чужие». Законы и нормы морали определяли, что можно, а что нельзя, за что будет похвала, а за что – наказание. Этим они, с одной стороны, устанавливали границы свободы людей, а с другой – наказывая и поощряя, призваны были их воспитывать.

Но вот что интересно: на протяжении тысячелетий в сознании большинства людей мир делился на две части. Одна часть – меньшая – это «свои»: своя семья, своя община, своя страна. И принятые нормы нравственности распространялись только на «своих». Другая часть – это «чужие». Они не похожи на «своих»: одеваются иначе, говорят на чужом языке, у них другие, непонятные обычаи, следовательно, отношение к ним должно быть другим. В прежние времена было распространено мнение, что «чужой» человек опасен, он не может быть хорошим, все зло происходит от «чужих». То есть «чужой» – это враг, а раз так, то его можно превратить в раба, можно избить, убить, его можно обмануть и т. д. По отношению к «чужим» не существовало милосердия, даже если это были люди, которые не могли оказать сопротивления: ребенок, женщина или старик.

Итак, к «чужим» прежде всего причисляли людей другого рода, общины, страны. Но, оказывается, на «своих» и «чужих» люди делились и внутри страны. Например, древнеегипетский писец как на чужого смотрел на земледельца, чужими были друг другу средневековые феодал и крестьянин, а позднее – владелец завода и рабочий.

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, необогретым!

Пусть мне милая солжет,

Ежели солгал я в этом!

Нрав свиньи мужик имеет,

Жить пристойно не умеет,

Если же разбогатеет,

То безумствовать начнет.

Чтоб вилланы не жирели,

Чтоб лишения терпели,

Надобно из года в год

Всех держать их в черном теле…

Эти стихи, прекрасно демонстрирующие отношение феодалов к своим крестьянам, принадлежат английскому рыцарю Бертрану де Борну, жившему в конце XII – начале XIII века. Интересно, что написали бы крестьяне, будь они грамотными? Думается, их мнение о своих господах было бы ничуть не лучше.

Как на чужих, смотрели соотечественники и на тех, у кого были иные взгляды и представления: кто иначе рассуждал о власти, о взаимоотношениях людей, кто исповедовал другую религию. Даже древние греки, любившие рассказывать анекдоты про богов Олимпа, тем не менее жестоко расправлялись с теми, кто осмеливался непочтительно отзываться о богах – покровителях родного города. Так, например, гениальному Сократу, обвиненному в том, что он «не признает богов, которых признает город, и вводит других новых богов», по приговору суда пришлось выпить чашу с ядом.

Все несчастья, происходившие в стране, приписывались козням «чужих», и тогда законы добра отступали под натиском ненависти. Так, например, живший в конце II – начале III века н. э. христианский писатель Тертуллиан, рассказывая о гонениях на тех, кто верил в Иисуса Христа, отмечал, что их обвиняли во всем, что бы ни случилось: «Если Тигр выходит из берегов, если Нил не орошает полей… если вспыхивают эпидемии и мор, один слышен крик: христиан – льву!» Позднее христиане, мусульмане и представители других религий не менее жестоко расправлялись с иноверцами. Первые правила доброты по отношению к «чужим». Итак, на протяжении тысячелетий люди мечтали о мире, свободе, справедливости, милосердии, о спокойной жизни. Но мечты эти касались только «своих» и обычно не распространялись на «чужих». И все-таки уже в далекой древности появились первые представления о недопустимости некоторых поступков по отношению к «чужим».

У древних греков было два бога войны: Арес и Афина – оба дети великого Зевса. Ареса греки не любили, поскольку он олицетворял кровавую, излишне жестокую войну, войну без правил. Согласно мифам, спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и богиня Энио, вносившая смятение в битву. При себе Арес всегда имел копье, горящий факел, злых собак и коршуна. Даже имена его коней – Блеск, Пламя, Шум, Ужас – напоминали о страшной, кровавой битве. Во время битвы Арес кричал, как несколько тысяч воинов. Зевс терпеть не мог своего сына. В одном из мифов он говорит о ненависти к Аресу и очень сожалеет о том, что это его сын, иначе он отправил бы его в глубины подземелья.

В отличие от брата Афина была любимой дочерью Зевса и олицетворяла битву, ведущуюся по правилам, в которой воины руководствуются разумом и не допускают ненужного, неоправданного кровопролития. Афина – разумная богиня, ведь недаром ее матерью была сама богиня мудрости Метида.

В различных религиях существуют нравственные установления, которые пытаются примирить людей. Так, в законах христианства, ислама, буддизма говорится о том, что все люди братья, что нет различий между богатым и бедным, знатным и незнатным – все равны перед Богом, и сильный должен помогать слабому. Однако даже в религиозных учениях люди делятся на «своих» и «чужих» – на истинно верующих и иноверцев.

На протяжении веков люди учились более терпимо относиться к своим противникам. Так, в средние века на рыцарских турнирах появились правила: нельзя бить лежачего, нельзя убивать безоружного. В нашей стране в воинских уставах, написанных еще Петром I, под страхом смертной казни запрещалось причинять вред мирному населению, оказавшемуся на территории военных действий, без надобности разрушать дома, церкви, больницы.

Не только воинским искусством прославились русские полководцы XVIII- XIX веков. Высокие нравственные качества, забота о солдатах и гуманное отношение к противнику вызывали уважение как у союзников, так и у врагов. Великий флотоводец России, создатель Черноморского флота Федор Федорович Ушаков не проиграл ни одного сражения, однако никто и никогда не мог упрекнуть его в том, что он действовал нечестными методами, поднимал оружие против слабых и беззащитных. Другой знаменитый русский полководец, Александр Васильевич Суворов, был удостоен большой чести: за воинские заслуги, человеческую порядочность и доброту ему были поставлены памятники не только на Родине, но и в другом государстве – в Швейцарии.

Чему учили мудрые. Самые главные правила жизни подтверждаются на протяжении всей истории человечества. Во все времена в разных странах мира мудрейшие из мудрейших говорили о том, что нет различий между людьми и достоинство человека не определяется ни знатностью, ни богатством. Так, известный вам из истории древнего мира Солон, считающийся основателем афинской демократии, писал:

Многие низкие люди богаты. А добрый

беднеет;

Мы же не будем менять доблесть на денег

мешок;

Ведь добродетель всегда у нас остается,

а деньги

Этот сегодня имел, завтра получит другой.

О гуманизме как важном качестве культуры писал и римский философ I в. до н. э. Цицерон. «Величайшим чудом Божественной мудрости» называл человека великий итальянский поэт Данте Алигьери, живший в конце XIII – начале XIV века. Так же как и его предшественники, он считал, что судьба человека не определяется ему с рождения, а зависит от него самого, его стремления «к доблести и знанию».

О недопустимости войн, о единстве человечества говорил другой известный мыслитель – Эразм Роттердамский, живший во второй половине XV – первой половине XVI века. Много путешествуя по Европе, он восхищался людьми разных стран и резко протестовал, когда кто-то возвышал свой народ, презирая других. Желая подчеркнуть великое уважение ко всем народам, Эразм так говорил о себе: «Я хочу быть гражданином мира, принадлежащим всем…» Свою жизнь и творчество он посвятил тому, чтобы научить людей жить в мире, согласии, не причиняя вреда друг другу.

Рассказать на страницах учебника о всех идеях огромного множества великих гуманистов просто невозможно. Однако возможность узнать о них есть у каждого из вас: читайте как можно больше, и тогда мудрость веков поселится в вашем сердце.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните, почему в древности люди делили всех на «своих» и «чужих». Как относились к «чужим»?

2. Какой культуре в большей степени соответствует деление людей на «своих» и «чужих»: первобытной, античной, средневековой, современной? Обоснуйте свое мнение.

3. Как по-вашему, существует ли сегодня среди людей деление на «наших» и «не наших»? Приведите примеры, доказывающие правильность вашей точки зрения.

4. Как вы считаете, допустимо ли людям, живущим в XXI веке, выделять «своих» и «чужих»?

Ищем ответ на главный вопрос. Продолжая рассуждать о справедливости, ответьте в тетрадях, в чем состоит справедливость, по мнению мудрых людей, живших в разные эпохи?

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ СТРАНИЦАМ

Отрывок из трактата Эразма Роттердамского «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного»

Одно для всех крещение, воссоединяющее нас с Христом, и, отсеченные от греховного мира, мы становимся членами тела Христа. Где еще встретишь такое единство, как в членах единого тела? Поэтому нет ни раба, ни свободного, ни варвара, ни грека, ни мужчины, ни женщины, но – все одно во Христе, всех приводящем к согласию… Все повинуются одному закону появления на свет, неизбежного старения и смерти. У всех один родоначальник, один вероучитель, искупивший своей кровью грехи всех, все посвящены в одни таинства культа, приобщены к телу и крови Христа, от коих исходит к ним благодать – от одного источника истекающая и равно общая для всех… Сколь хрупка, сколь коротка жизнь человека, скольким болезням, скольким несчастным случайностям она подвержена! И все же, хотя в жизни больше зла, чем можно перенести, безумные люди сами навлекают на себя большую часть зол. Такая слепота напала на людей, что ничего этого они не замечают. Народ ополчается на народ, государство на государство, группировка на группировку, правитель на правителя, и по глупости или тщеславию двух людишек, вскоре кончающих жизнь свою, все в мире переворачивается вверх дном.

1. Как по-вашему, что из написанного Эразмом Роттердамским является актуальным и в наши дни?

2. С какими мыслями великого философа вы согласны?

3. Эразм Роттердамский говорил о единстве христиан. Как вы думаете, значит ли это, что он считал «чужими» представителей других религий? Обоснуйте свой ответ.

Тема «Мораль и закон:

общее и различия»

К кому обращены нормы морали? Мы уже говорили о роли законов и морали в жизни человеческого общества. А как они соотносятся между собой? Всегда ли совпадают правила, закрепленные в законе, и правила, закрепленные в морали? На этот вопрос ответить непросто. Конечно, в чем-то эти правила, безусловно, совпадают. Например, с момента своего появления и мораль, и законы запрещают воровство, убийство, ложь. И законы, и мораль существуют для того, чтобы люди не нарушали права других людей, а в случае их нарушения – для восстановления справедливости. То есть целью морали и законов является не просто регулирование отношений между людьми, а поддержание в обществе справедливого порядка. И вот тут-то начинаются расхождения. Дело в том, что правила морали обращены ко всем и устанавливают одинаковые нормы или образцы поведения для всех людей, независимо от того, бедный это человек или богатый, знатный или незнатный, какой государственный пост он занимает.

Вспомним древневавилонские тексты Шурпу, в которых перечисляются греховные поступки. Их можно рассматривать как нравственные правила. Так что же нельзя было совершать жителям Древнего Вавилона?

Кто злое сказал,

Кто несправедливое в суде затеял,

Кто слабого обидел,

Кто сына с отцом разлучил,

Кто дочь с матерью разлучил,

Кто друга с другом разлучил.

Когда не было – «есть» сказал,

Когда было – «нет» сказал;

Кровь ближнего своего пролил,

Кто всегда говорил неверное,

Кто праведного преследовал.

Кто грабил, отнимал, побуждал отнимать,

Чей язык лжив, чьи уста строптивы,

Кто неподобающее сообщал,

кто негодному учил,

Кто ко злу стремился,

Кто границы справедливости преступил…

Обратите внимание: при перечислении этих неправедных поступков не говорится, для какого человека они являются греховными, а кто может их совершать, не думая о Божьем наказании. Эти заклинания жрец произносил и над знатным вельможей, и над бедным крестьянином.

Но, может быть, нравственные нормы были обязательными для всех лишь в Древнем Вавилоне? Давайте посмотрим, к кому обращены нравственные правила, закрепленные в Библии и Коране.

Коран, сура 5:

2. Друг другу лучше помогайте

В делах добра и благочестья,

А в злодеяньях и вражде

Друг другу не оказывайте помощь.

8. О вы, кто верует! Свидетельствуя перед Богом,

Должны блюсти вы строго справедливость.

Пусть ваша неприязнь к (некоторым) людям

Ко злу не побуждает вас,

Не отклоняет от решений справедливых.

Блюдите (строго) справедливость.

Ведь это ближе к благочестию (стоит).

Страшитесь гнева вашего Владыки!

Поистине он сведущ в том, что делаете вы.

9. Тем, кто уверовал и делает добро,

Бог обещал прощение и высшую награду.

А вот священная книга христиан – Библия, знаменитые заповеди, которые изрек Господь Моисею:

12. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13. Не убивай.

14. Не прелюбодействуй.

15. Не кради.

16. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…

17. Не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Итак, как и у древних вавилонян, нравственные правила, записанные в этих священных книгах, обращены ко всем людям без исключения. Более того, при сравнении Шурпу и священных книг иудеев, христиан и мусульман можно заметить, насколько нравственные нормы схожи между собой, а также с теми требованиями морали, которые считают важными современные люди.

1. Как по-вашему, почему у разных народов существуют очень похожие нравственные нормы?

2. Вспомните, какое правило называют «золотым правилом нравственности»? Объясните, почему его так называют.

Кому служил закон? Законы, как и нормы морали, тоже обращены ко всем жителям того или иного государства. Под страхом наказания их должны соблюдать все. Вот только если в священных книгах утверждается, что за совершенный грех последует Божья кара, то в случае нарушения закона за потерпевшего вступится государство: накажет преступника и восстановит справедливость. Но всегда ли справедлив закон? Всегда ли наказание соответствует вине? Всегда ли людей, имеющих разное общественное положение, одинаково наказывают за одно и то же преступление? Думается, что на все эти вопросы вы дали отрицательный ответ. И вы правы, поскольку во все времена человек, имеющий власть или деньги, мог подкупить судей и избежать наказания. Но дело даже не в том, что судьи не всегда справедливы, а в том, что на протяжении тысячелетий в самих законах закреплялось неравенство людей. Таким образом, предоставляя одним людям больше прав, закон отнимал права у других, точно так же как в физическом законе сохранения массы вещества: если где-то убудет, то в другом месте обязательно прибавится. Вероятно, вы сразу же вспомнили и законы царя Хаммурапи, которые он считал справедливыми, и законы средне-вековых государств, закреплявшие преимущества феодалов над крестьянами. Давайте заглянем в древнейший свод законов нашей страны, который называется «Русская правда»:

9. За убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

10. А за тиуна за огнищный и за конюший, то 80 гривен.

11. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича – 5 гривен. Так же и за боярских.

12. А за ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

1. Как по-вашему, чем можно объяснить столь разные штрафы за жизнь людей?

2. Подумайте, чья жизнь защищена в большей степени. Каким образом она защищена?

Получается, что законы и нормы морали расходились в понимании справедливости: если правила морали ставили всех людей в равное положение, то законы закрепляли преимущества одних над другими.

К чему приводят расхождения между моралью и законами? Естественно, что такое положение дел не способствовало миру между жителями страны. Поэтому нередки были восстания, о них вы знаете из учебников истории. «Кто посеял привилегии, должен будет пожать революцию», – очень мудро заметил французский писатель ХIХ века Клод Тилье.

1. Назовите известные вам восстания.

2. Вспомните причины этих восстаний.

Недовольство иногда проявлялось и в попытках униженной части населения самостоятельно восстановить справедливость. В таких случаях появлялись «лесные братья» или «добрые разбойники», их называли по-разному, но суть была одна – это были народные мстители, народные заступники. Они нападали на тех, кого считали виновником всех бед, на тех, кто был слишком жесток и жаден; сжигали их дома, уводили скот, захватывали в плен, требуя выкупа, который потом раздавали нуждающимся.

1. Кто из подобных народных героев вам известен?

2. Чем он прославился? За что его любили простые люди?

О народных заступниках слагали песни, стихи, баллады, рассказывали легенды, в них верили, их поддерживали.

Конечно, люди, обделенные в правах, были сторонниками соблюдения справедливости, поэтому не случайно в народном творчестве появлялись притчи, мифы, сказки, сказания о справедливости, где зло всегда наказывается, а добро торжествует. В народной среде возникали многочисленные пословицы – меткие образные изречения, имеющие поучительный смысл. В пословицах, как и в других произведениях, выражалась мечта о справедливости: «Без правды не житье, а вытье», «Бог тому дает, кто правдой живет».

1. Что является главной целью морали и законов?

2. Чем на протяжении тысячелетий нормы законов отличались от норм морали?

3. Как вы думаете, почему нормы морали и нормы законов не во всем совпадали?

4. К чему приводило различие в нормах морали и законов?

5. Какие слои населения были наиболее заинтересованы в совпадении норм морали и норм законов? Почему?

6. Как по-вашему, восстанавливали ли народные заступники справедливость? Обоснуйте свою точку зрения.

Ищем ответ на главный вопрос. Вспомните главный вопрос данной главы и ответьте, как защищают справедливость нормы морали.

Путешествие по занимательным страницам

Песня землепашца (XIII век)

Я слышал, что люди на этой земле горько жаловались, как им трудно обрабатывать землю. Хорошие годы доброго урожая минули – люди забыли, что такое шутки, и больше не поют песен.

Теперь мы должны только работать, нам не осталось ничего другого; я не могу больше жить, собирая колосья после жатвы; но еще горше, когда приходится просить милостыню, ибо каждый четвертый пенни должен идти королю.

Так мы жалуемся королю, но получаем холодный ответ и, надеясь поправить свои дела, все время теряем больше и больше; тот, кто имеет какое-либо добро, не надеется его сохранить, но всякий раз мы в конце концов теряем самое дорогое.

Тяжело терять, когда мало что есть, а у нас много нахлебников, ожидающих нашего добра; луговой сторож норовит причинить нам ущерб, чтобы получить мзду; лесной сторож занят тем, что сторожит нас, следя за нами из-за деревьев. У нас не может быть ни достатка, ни покоя.

Так они грабят бедняка, который для них ничего не значит: он должен гибнуть в поту и в труде… Произвол шествует по стране, право нарушается, и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняка…

…Так нас выгоняют из хороших домов в углы; и те, кто прежде носил хорошее платье, теперь одеты в лохмотья.

А потом еще является бедль с насмешливыми словами: «Приготовь мне серебро для оплаты штрафа – ведь твое имя занесено в мои документы, и ты это отлично знаешь». А я уже более чем десять раз уплатил свои поборы! И все же я должен отнести ему жареных кур, а в рыбный день – миногу и лосося.

И вот я должен на выбор выставить поручителей или продать мой хлеб, когда он еще на корню. И для тех, кто получит все мое добро, я все же останусь грязным грубияном и буду вынужден, таким образом, истратить все, что я собирал целый год.

Я вынужден отдать то, что я накопил раньше, и позаботиться об этом до того, как придут судебные приставы. Ведь господин бедль является, как дикий кабан – он кричит, что опустошит мое жилище; чтобы его умилостивить, я должен дать ему марку или еще больше, хотя я продал свою кобылу в установленный день. Так под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами, как собаки охотятся за зайцами… С тех пор как я работаю на земле, я постоянно терпел такие обиды. Бедли никогда не призывались к ответу, ведь они умеют избегать этого, мы же всегда попадаемся.

Так я с холодом в сердце несу все эти заботы, с тех пор как веду хозяйство и владею своей хижиной. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева, и теперь моя земля пустует и привыкает к отдыху. С тех пор как они увели из моего хлева мой лучший скот, я готов плакать, думая о своей судьбе, – так рождаются нищие, и наша рожь гниет на корню… По свету бродят отчаяние и горе; насколько лучше сразу погибнуть, чем так трудиться.

1. Из-за чего страдает крестьянин?

2. На какое право крестьянина посягают господа: на собственность, на свободу, на жизнь?

3. Вспомните, что такое собственность. Что означают понятия «владеть», «пользоваться», «распоряжаться»?

4. Как вы считаете, связаны ли каким-то образом права на свободу и жизнь с правом на собственность? Обоснуйте свою точку зрения.

5. На основании текста документа докажите несправедливость существовавших порядков. Кто был заинтересован в их сохранении?

Евгения КОРОЛЬКОВА,

кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте