Ухватившись за протянутую мне руку и перепрыгивая расщелину, я думаю только о том, чтобы не упасть, и громко заявляю, что останусь здесь, дальше не пойду… Но мы уже взобрались на одну из вершин в Каменном городе – так называется ансамбль камней-останцев в Гремяческом районе Пермского края, месте весьма популярном среди туристов. В этот причудливый лабиринт веками выветриваемого песчаника меня взяли с собой Ирина Баскевич, учитель географии 7-й пермской школы с углубленным изучением английского языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», и ее ученики.
Внезапно хмурое небо становится голубым, солнце ослепляет, снег вокруг начинает искриться. И мне становится стыдно за свою трусость, и я недоумеваю про себя – как могла жить, не видя этой красоты? Между прочим, похожие чувства несколько лет назад испытывали ученики Ирины Александровны, которые теперь так ловко преодолевают препятствия, так организованно себя ведут и правильно одеты для похода. Всего этого они когда-то не умели, потому что у них не было такого учителя… Ирина Баскевич «по происхождению» не школьный учитель, а вузовский преподаватель. И в школе работать она никогда не хотела. Не любила школу, когда сама была ученицей. «Она для меня всегда ассоциировалась с чем-то зарегулированным, полным отсутствием свободы. Все мои интересы были за ее пределами». Пришла в учителя, как многие мамы, из-за ребенка. Дочь училась в шестом классе, было некому преподавать географию. Директор школы знал, что Ирина работает на географическом факультете Пермского государственного университета, попросил рекомендовать какого-нибудь знающего студента. В итоге, не найдя никого подходящего, ответственная Баскевич предложила свою кандидатуру. Как временную меру. Но как известно, ничто не бывает таким постоянным, как то, что задумывалось в качестве временного. В школу Ирина Баскевич пришла уже сложившимся человеком и специалистом, даже с написанной, но пока не защищенной кандидатской диссертацией на тему «Оценка трансграничного переноса вредных веществ в атмосфере на территорию Пермского края». Ведь по диплому Ирина – не удивляйтесь! – метеоролог и защитник окружающей среды. Училась даже в аспирантуре по этой специальности, была преподавателем. Но оттого что данное направление оказалось бесперспективным, пришлось перейти на кафедру туризма и социально-культурного сервиса того же географического факультета Пермского госуниверситета. Ирине хотелось развиваться! Она еще и второе высшее получила по специальности «межкультурные коммуникации и коммуникативные технологии: иностранный язык английский». Так география соединилась с английским языком.Ну а педагогика? Ее Ирина изучала уже не по учебникам, а на практике. И опять… благодаря дочке! Тезка своей мамы и такая же талантливая, трудолюбивая, Ирочка с 4 лет занималась в детском центре «Лингва» английским языком, в том же центре готовили к поступлению в школу. И вот Ирина Александровна, вузовский педагог, стала там работать, знакомить дошколят с предметом «Окружающий мир». Какой контраст, согласитесь… От студентов, практически взрослых людей, к малышам! Но с малышами оказалось интереснее, малышам самим было интересно в отличие от студентов, которые, увы, в большинстве своем стремились только к получению диплома, а не к приобретению знаний. С дошколятами Ирина играла дни напролет. Изучали кочующих птиц – летали, выясняли, почему текут реки – брали ванночку, насыпали песок, наливали воду из кувшина, наклоняли. Ага, понятно, с гор реки бегут быстрее… Катались на велосипеде, чтобы понять, как изменяется скорость. «Больше всего меня поразило, что дети 6-7 лет могут сделать открытие аристотелевского уровня. Например, если дать шар, фонарик, кубик, тарелку, обратить внимание на луну, которая имеет разный вид, они способны объяснить, почему Земля – шар», – вспоминает Ирина Александровна. И тогда же она сделала вывод, который предопределил ее будущую деятельность, судьбу и даже вхождение в пятнашку лауреатов на всероссийском финале конкурса «Учитель года России-2012»: «Дети могут все. Надо только создавать ситуацию, которая провоцировала бы их на открытие, на размышление. Важен свободный режим, когда ты ребенка не перебиваешь. Он задает вопрос, у него мысль родилась. Самое сложное не терять эти вопросы. Вопрос появился – ищем ответ. Это стало непрерывной цепочкой».Именно с вопросов Ирина Баскевич и начала, когда пришла работать в школу и вошла в 6, 7, 8-е классы. «Я сразу спросила, что их интересует, ведь география на многие вопросы может ответить. И был вал вопросов. Я первый месяц только отвечала на вопросы, которые, было ощущение, накопились у них за все школьные годы. У меня была демократия – они могли садиться в классе где угодно и с кем хотели. Не вставали с места, когда отвечали. При этом сохранялась дисциплина. Им было интересно, они такого не делали. Они не привыкли к тому, что на уроке не надо читать учебник. Что учебник не надо читать в качестве домашнего задания».Кстати, ребята и сегодня отмечают, что именно этот подход отличает уроки географии от уроков других учителей. – С ней мы занимаемся не обычной географией, а исследовательской, креативной. С Ириной Александровной очень интересно говорить – она невероятно много знает, помнит наизусть, феноменальная память. Не смотрит в учебник, когда рассказывает тему. – Мне кажется, важно, чтобы ребенок сам понимал, сам до всего доходил. Когда тебе дают готовую информацию, ты не запоминаешь ее. А когда ты сам ее ищешь, на статистических сайтах например, – это интересно. Мы делаем нестандартные задания. Это не просто взял, скачал из Интернета…Почему-то о сегодняшних детях сложилось четкое представление: они ленивы и нелюбопытны. А вот и нет. Если строить педагогическую деятельность по системе Баскевич, осечек не будет. Сначала педагог выясняет, что самим ребятам интересно. Конечно, лучше это делать в 6-м классе, когда огонек в глазах еще не погас… А затем можно формулировать конкретную тему для исследования или проекта. Для ребенка она будет значима – раз, ученик научится собирать информацию, проводить исследования, делать проект и другим полезным вещам – два, углубится в предмет – три, в конечном итоге школьники развивают научное мышление, которое пригодится потом в любом вузе, в любой специальности.И еще в этой системе очень важна практическая ценность того, что изучают дети. Для чего нужно знать карту? Например, чтобы, просматривая новости, сразу представить, где происходят события, когда называют ту или иную страну. Чтобы путешествовать. Чтобы легко поступить в вуз. Зачем нужно уметь определять координаты, высоту солнца над горизонтом? Да чтобы правильно поставить дом на приусадебном участке, когда станешь взрослым. Ты хочешь, чтобы комнаты были весь день в тени? Тогда все окна должны выходить на восток… Причем заниматься исследованиями, изучать сложные вопросы, о которых не написано в учебниках, детей никто не заставляет. Кому не интересны загадки гидросферы, кто не хочет искать море Кортеса, которого нет ни на одной карте, может просто прочитать параграф по программе и получить оценку. Но у Ирины Александровны практически нет учеников, которые боялись бы сложных вопросов и тем. Да просто перед одноклассниками будет стыдно, если подумают, что тебе ничто не интересно. Потому и экспедиции, в одну из которых взяла меня с собой Ирина Баскевич, – важная часть не только внеклассной работы, но и всей деятельности. И если в Каменном городе была, в общем-то, прогулка, обычно походы – это серьезное научное мероприятие, во время которого дети ищут ответ на вопрос, который для них значим, собирают базу. На сегодня за четыре года в зачете Ирины Александровны 21 экспедиция в Соликамский, Усольский, Чердынский, Красновишерский, Александровский, Кунгурский, Очерский, Горнозаводский районы. Учились ориентироваться в лесу, изучали минералы, мыли золото… Иногда эти учебные, кажется, ни к чему не обязывающие походы приводят ребят к самым настоящим открытиям. Саша Федосеева, например, изучала минералы сначала в Андреевской копи, затем в Ермаковской, ее работа называлась «Анализ морфологии кристаллов кварца хрусталеносных жил бисерского проявления Горнозаводского района». Сравнивала, измеряла кристаллы, прочитала уйму литературы на эту тему. И оказалось, что на разных копях разное происхождение минералов! Александра теоретически предположила, что на одной из копей должны быть кристаллы раухтопаза, но их до сего времени никто не находил. В прошлом году во время экспедиции ребята раухтопаз нашли!Для Ирины Баскевич очень важно, чтобы ребята заинтересовались природой родного края, полюбили ее. Она мечтает, чтобы выпускники учились в пермских вузах или хотя бы возвращались в Пермь после окончания вуза. Конечно, она реалистка и понимает, что не сможет удержать тех, кто хочет стать, к примеру, архитектором: этой специальности и учиться лучше в столицах или хотя бы в Екатеринбурге, и работу в крае сложно найти… Но вот географией в регионе заниматься можно. И ради этого стоит вернуться.Почувствовать себя настоящими гражданами Пермского края, своей малой родины, ребята могут, не только изучая природу. Ирина Баскевич привлекает их к социальным проектам. Самые ближние темы – внутришкольные. Как решить проблемы в отношениях между одноклассниками? Как сделать, чтобы старшие не обижали малышей? Ребята каждый раз убеждались, что им под силу что-то изменить. И совсем поверили в свои возможности, когда взялись помочь Алисе Петуниной, маленькой девочке из Пермского края, которая после страшной аварии оказалась на четыре года прикованной к постели. Для операции требовалось собрать 9 миллионов рублей. Нужно было срочно распространить информацию. И у ребят получилось!Еще одно полноценное свидетельство того, что проекты у ребят выходят замечательные, по-настоящему значимые, масштабные – победы на олимпиадах, всероссийских конференциях. Чуть ли не первыми, с кем я познакомилась, переступив порог 7-й пермской школы, были ученики Ирины Александровны – лауреаты президентской премии Рамиль Шаймарданов, Любовь Сафронова, Влад Гуренко, Антон Морозов, Ксения Филиппова, Анна Мингарева. Но об этом в следующий раз. Так же как и об очень интересной родословной Ирины Баскевич, чьи предки прошли войны, революции, репрессии. А дух семьи сохранился и живет теперь в родителях Ирины – Александре Аркадьевиче и Ирине Борисовне, – в их внучке Ире, он целиком заполняет их маленькую квартиру, которая давно стала «книжным шкафом», как шутят Баскевичи. Этой атмосферой в свое время пленился и муж Ирины Марат. Мне не хочется завершать очерк об Ирине Баскевич. Поэтому финал я оставляю открытым, как любит сама Ирина Александровна оставлять открытыми финалы своих уроков. Чтобы потом обязательно продолжить тему…P.S. Мы завершили публикацию очерков о лауреатах Всероссийского конкурса «Учитель года-2012». Читайте в следующих номерах «УГ» очерки об остальных участниках конкурса. Пермь, фото автора
Комментарии