search
main
0

Вектор силы. Сотрудничество коллег позволяет поднять научно-исследовательскую работу в школе на новый уровень

На областной августовской педагогической конференции в Ростове-на-Дону трех учителей наградили медалью «За доблестный труд на благо Донского края». Ее вручают за осуществление полезных дел в Ростовской области, в том числе за особые заслуги в воспитании подрастающего поколения. Среди награжденных – Валентина Павлова, учитель химии и биологии школы №10 города Каменска-Шахтинского.

Она не впервые получает награду. В 2010 году Валентина Алексеевна заняла первое место в областном конкурсе классных руководителей, а в 2011 году стала победителем ПНПО. Конечно, признание начальства лестно каждому, но учителю дороже отношение детей. Выпускники 2013 года, у которых Павлова была классным руководителем, сделали ей необычный подарок – приняли участие в интернет-проекте компании «Ростелеком» «Любимый учитель». Рассказали о Валентине Алексеевне в стихах и вошли в число призеров. Она же получила диплом «Любимый учитель» и ценный подарок.И все же медалью Павлову наградили не только за это. Главная ее заслуга – успешная исследовательская работа со школьниками, которой она занимается более десяти лет.Спасибо сынуCын Валентины Алексеевны, будучи школьником, увлекался геологией, несколько лет был активистом кружка «Юный геолог» и добился значительных успехов на избранном поприще: получил первое место на Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в Москве, был призером всероссийских олимпиад по геологии 2001 и 2003 годов. Окончил геологическую академию в Москве, в столице же и работает по специальности.Я не случайно так подробно пишу о сыне. Получилось так, что его увлечение оказалось судьбоносным и для самой Валентины Алексеевны, открыло перед ней совершенно новые горизонты, оказавшиеся поистине безграничными.Вот как она сама рассказывает об этом:- В шестом классе Артем начал заниматься в геологическом кружке моей коллеги, учителя географии Марины Николаевны Пуриковой. Дома он с упоением рассказывал о природных богатствах, скрытых в земле и лежащих на поверхности, и я поняла, что «дополнительное» занятие сына имеет большие шансы стать основным делом его жизни. Я стала внимательнее относиться к деятельности кружка. Сначала просто помогала сыну в написании рефератов и оформлении исследовательских работ, а вскоре и сама увлеклась исследованиями. Марина Николаевна, заметив мой возрастающий интерес, предложила мне участвовать в одном из проектов. Я с радостью согласилась и не пожалела. За первым последовали и другие проекты, а еще спустя время мы вместе стали готовить детей к геоэкологическим олимпиадам, благо химия и биология – родственные географии науки…Коллеги проводили совместные экскурсии на природу, сначала по маршрутам, разработанным Мариной Николаевной, а потом Валентина Алексеевна начала прокладывать свои. Вскоре Павлова и Пурикова создали совместное творческое объединение «Исследователи природы». Профиль Марины Николаевны обеспечивал геолого-географическую основу, а Валентина Алексеевна отвечала за биолого-экологический аспект изысканий. Получилось неожиданно интересно: своеобразное межпредметное взаимодействие. Поскольку геология – это база, фундамент, начало любого естественно-научного исследования, карты геологов, их описания территории помогали экологам осознавать научную ситуацию. С другой стороны, химические опыты и каталоги растений экологов оказывали научную поддержку в изысканиях юных геологов.Я прошу Валентину Алексеевну привести пример.- В своей научно-исследовательской работе по реконструкции природных условий в древности геологи обращались к нам за консультацией о методах определения железа в песке. И качественная реакция на железо дала положительный результат. Так совместно мы доказали не только наличие железистых песков в нашем районе, но и определили жаркий климат в древности – 60 миллионов лет назад – у нас в Каменске.Слово другуК нашему разговору присоединяется Марина Пурикова:- Совместных открытий не так уж мало. Наше сотрудничество началось больше 10 лет назад. Я помню, как легко Валентина Алексеевна приняла мое предложение. И буквально сразу же, как говорится, с первого захода, ее ребята стали занимать призовые места на областной олимпиаде по геоэкологии. Исследовательские проекты ее учеников по экологии, по природному наследию признавались лучшими в области и одними из лучших в стране, потому что нередко выставлялись на конкурсы межрегионального и федерального уровней. Отмечу, что Валентина Алексеевна чистой воды энтузиаст: она начинала работать абсолютно бесплатно, лишь через три года ей дали один час экологического кружка в неделю, теперь у нее немного больше.А еще – и это тоже немаловажно – Марина Николаевна нашла в Валентине Алексеевне единомышленника и друга, который всегда и во всем поддержит. Из-за нее много лет назад Пурикова перевела сына в свою школу (в начальных классах он учился в другой, рядом с домом).- Я видела, как она относится к детям, и мне очень хотелось, чтобы она стала классным руководителем моего Игоря. И действительно, их класс был одним из самых дружных и сплоченных в школе. Все это благодаря таланту и трудолюбию Валентины Алексеевны, – считает Марина Николаевна.Не славы ради…- Валентина Алексеевна заслуживает и наград, и званий, – делится своим мнением директор школы №10 Елена Зейналова. – Очень знающий и в то же время невероятно скромный и тактичный учитель.Павлова имеет не только педагогический талант и успешный опыт преподавания. У нее есть свое видение современной школы. Есть и собственные технологии (ее статьи об этом не раз публиковались в областных сборниках). Несколько лет назад Валентина Алексеевна выбрала для себя необычное пока для учителей направление – экологическое краеведение. Именно оно, по ее мнению, стимулирует детей к накоплению знаний о родной земле, ее истории и природных особенностях.Образовательный и воспитательный процессы для нее неразрывны. Во многом благодаря успешному опыту Валентины Алексеевны и Марины Николаевны школа №10 стала в этом году региональной экологической площадкой. Воспитательную работу на базе экологических проектов предложила организовать начальник городского отдела образования Валентина Михайловна Гугуева, которая всегда приветствовала творчество коллег.Опытом своим Павлова и Пурикова готовы делиться со всеми. На августовской городской конференции именно Валентину Алексеевну попросили рассказать о том, как можно организовать исследовательскую деятельность учащихся.- Почему-то раньше мало кто из наших коллег занимался научно-исследовательскими проектами. Некоторые даже не представляли, что такое возможно. Сначала всех удивляло, что наши ребята – отнюдь не вундеркинды, со средними способностями – получают признание на областном и федеральном уровнях. А потом все привыкли, – рассказывает Валентина Алексеевна. – Но нам бы хотелось, чтобы как можно больше учителей города и области последовало нашему примеру. Если мы привьем детям интерес к окружающему миру и дадим знания о нем, их будущее станет счастливее.Досье «УГ»Медалью «За доблестный труд на благо Донского края» награждаются граждане за высокие достижения в производственной, социальной, государственной, общественной деятельности, заслуги в воспитании подрастающего поколения, осуществление конкретных и полезных дел в Ростовской области.Каменск-Шахтинский, Ростовская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте