search
main
0

Век живи – век учись

Чем советское образование отличается от современного?

В декабре 1919 года вышло официальное постановление о ликвидации безграмотности. Позже, когда был создан СССР, образованию уделяли еще больше внимания, ставя его едва ли не на первое место. С тех пор прошло уже 100 лет. За это время обучение в школах и в вузах постепенно менялось: появлялись новые требования, технологии, взгляды. О том, чем отличается современное образование от советского, рассказывают преподаватели и студенты российских вузов.

Алена КОРДЮКОВА

Елена ЗЕЙФЕРТ, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Московского государственного лингвистического университета:

– Это тема отдельной большой статьи, но перечислить опорные точки может любой: в школе вместо 10 классов – 11; в современном российском образовании нет единого учебного плана для всех школ и вузов и одинаковых учебников, как в 15 республиках СССР; школьников пугает ЕГЭ; в школе нет некоторых прежних предметов (черчения и др.), есть новые (основы православной культуры и др.) Хорошо это или плохо? Принято советскую систему образования хвалить и считать эталонной, умевшей воспитывать гармоничную личность, новую – ругать. Возможно, так работает человеческая память – прошлое воспринимается как золотой век. Я работаю в двух московских университетах, я мама десятилетней девочки.

Мне очень нравится, что «железный занавес» рухнул, можно говорить правду об истории, возвращенных литературных именах, применять интерактивные методики преподавания, нет октябрят, пионеров и комсомольцев, от собраний которых были мурашки по коже. Иностранным языкам теперь учат для общения (не только в основном грамматике, но и обиходной лексике и произношению), не для графы «читаю и перевожу со словарем». Очень полезен Интернет с его библиотечными возможностями. Есть и явные минусы: новые школьные учебники не адаптированы под возраст ребенка, много сложных терминов. Моя дочка в семь лет принесла из школы не соответствующее ее возрасту задание «Сделай столбцовую диаграмму». Ведь есть же более понятные слова! В учебнике по литературе встречаются фрагменты классических стихотворений, поданные без указания «отрывок», что разрушает целостное впечатление от художественного произведения.

Слишком многое современная школа возлагает на родителей. Немало цифрового обучения, что вызывает зависимость от гаджетов у детей и ухудшает их зрение и здоровье в целом. У студентов, знающих, что можно в любой момент посмотреть тему в телефоне, нет установки на долговременную память, советский студент сдавал в библиотеку книгу, не зная, когда еще раз обратится к ней, и стремился многое из нее запомнить или выписать. Школа, по Мишелю Фуко, – это одно из дисциплинарных пространств наряду с больницей, армией и тюрьмой. И советская, и современная российская, увы, недалеко ушли от указанного Фуко стремления «надзирать и наказывать»: в либерально настроенном вузе повзрослевшим ребятам явно лучше, чем в школе. Если современная российская школа будет успешно освобождаться от отягощающего стремления властвовать над детьми, то именно в этом она сможет превзойти советскую. Пока же мы будем блуждать между достоинствами и недостатками обеих.

Лев АМЕЛИН, консультант по истории и обществознанию благотворительного фонда «Свободное развитие», преподаватель московской школы «Месивта Любавич»:

– Советское образование было политехническим. В школе человек приобретал множество знаний по разным предметам – порядка 15. Все это человек должен был загрузить себе в голову. Предполагалось, что высшее образование получается однократно и на всю жизнь. В Советском Союзе был уклон на эрудицию. Это, в общем, хорошо. Человек должен быть хорошо эрудирован по разным вопросам. Однако в этом образовании не было гибкости.

Если говорить о школьном образовании, то это большие классы по 30 человек. Это образование индустриального общества, потому что именно в нем было нужно воспитать грамотных людей как можно быстрее. Чтобы это сделать, советское образование было доступно всем, поэтому формировались такие большие классы. Что касается современного образования, здесь все немного сложнее. Я опишу, как должно быть, потому что этого мы еще ожидаем. Современное образование учит человека практическим навыкам, которые ему пригодятся, хотя, естественно, дает и теоретические знания. Например, это навыки работы в обучении, управленческие, аналитические. Это деятельностная система.

Человек должен добывать знания в процессе деятельности. Образование, по идее, должно быть выбрано, потому что сейчас много поступления, большое количество информации, все быстро меняется. Современное образование не должно было быть таким массовым, каким было в СССР. В приоритете личностный подход. Так как мир быстро меняется, образование не должно занимать столько же времени, сколько раньше, должно быть более емким и кратким.

Скорее всего, мы придем к тому, что за жизнь люди будут получать несколько профессий. Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно учиться. Однако то, что должно быть, сильно отличается от существующей реальности. В школе мы пока не сильно отошли от советской системы: достаточно большие классы. Далеко не всегда получается ориентироваться на особенности ученика. Но, наверное, к приходу лучших времен надо находиться в процессе перестройки.

 

Степан АНТРОПОВ, учитель истории и литературы, преподаватель подготовки к олимпиадам школьников, студент журфака МГУ:

– Не нужно питать каких-то иллюзий, что советское образование было куда лучше российского – или наоборот. Дело в том, что в обоих случаях есть особенности. В чем разница?

Во-первых, нужно сказать, что советское образование было гораздо строже. Оно не позволяло выражать альтернативную позицию. Была точка зрения, прописанная в учебниках, и ты не мог с ней поспорить. Например, декабристы были хорошими. Вот и все. Не согласиться с этим нельзя было. Или Герцен был положительным человеком. Конечно, это спорная личность. Но возражать не разрешалось. Уклон в советском образовании делался на события более современные.

Если мы посмотрим советские учебники по истории, то увидим, что 10-11‑е классы полностью посвящены событиям начала ХХ века. То есть тогда тратили два года на изучение Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Еще в те времена образование было не совсем практико-ориентированным. Было много теории, и нельзя сказать, что ее всегда интересно подавали. Сейчас, учитывая современные технологии, материал излагают куда интереснее, он усваивается лучше и в целом полезнее. При этом советское образование славилось дисциплиной и мотивацией. У людей была тяга к познанию. Особенно если мы говорим про 50-60‑е годы, когда утвердился культ науки и знаний.

Экзамены по окончании школы были более адаптированы под реалии современной жизни. При этом не было заготовленных шаблонов. В этом смысле экзамены были куда более приближены к реальности и показывали истинные знания ученика. Подготовка к ним шла несколько лет. Это не было зубрежкой. Тем не менее все вышеперечисленное не позволяет отдать приоритет советскому или российскому образованию, они имеют много сходных черт, но в то же время и достаточно различий.

 

Марина МЕДВЕДЕВА, учитель русского языка и литературы, пенсионерка:

– В целом система образования в Российской Федерации осталась прежней: три ступени – дошкольное образование, школьное и высшее. При этом есть большое «но»: коренным образом изменились организационный, технический и методический подходы к этой области жизни граждан.

Плюсами советской школы можно назвать ее массовость, высокое качество знаний и стремление к воспитанию разносторонней личности. И, конечно, стандартизация как учебников, которые нередко переходили «по наследству» от старших к младшим в семье, так и методик обучения. В качестве плюса можно отметить и синхронизацию получаемых знаний по разным предметам, когда новые понятия вводились параллельно на разных уроках (физики, математики и химии, например), что помогало структурировать знания и формировало у школьников целостную картину окружающего мира. В советской школе четко выделялся ряд ведущих предметов – русский язык и литература, математика и физика, биология. Но изучение всех остальных дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным.

Образование начиналось буквально с грудного возраста (в ясли в 50‑е годы ХХ века принимались дети от 2 месяцев, затем – с одного года). Советские детские сады и школы в отличие от современных были только государственными и, конечно, очными. Никакой «удаленки»! В сфере образования, по данным на 1987 год, трудились 3 миллиона только учителей (это на 43,9 миллиона учащихся), а ведь были еще воспитатели детских садов, преподаватели различных рангов в институтах. Поскольку государство было заинтересовано в профессиональных кадрах, в СССР существовал культ образования: именно в то время была достигнута 100%-ная грамотность населения, а человек, не окончивший 8‑летнюю неполную среднюю школу, был редкостью. Затем образование можно было продолжить в профессионально-техническом училище, число которых за 1960-1987 годы увеличилось практически в 2 раза, или в техникумах различной направленности, получая рабочую специальность или среднее профессиональное образование (техник, товаровед, механик и т. д.).

Знания буквально вбивались в головы учеников путем повторения и закрепления пройденного с учителем материала различными методами – чтением и обсуждением классической литературы, заучиванием учебного материала, стихов и исторических дат, написанием сочинений и контрольных работ, специальных занятий с отстающими. А двоечников оставляли на второй год. Учащиеся были мотивированы на получение крепких знаний, поскольку образование было настоящим социальным лифтом. Успешный ученик после 10‑го класса, пройдя несколько испытаний (экзаменов по избранной специальности) в институте, мог бесплатно поступить в высшее учебное заведение, а после него получить гарантию трудоустройства (распределение молодых специалистов на очном отделении было обязательным) и построения карьеры. Правда, в отличие от современной системы образования поступление было возможно лишь в один вуз в течение года, исключением были театральные образовательные учреждения.

Кроме знаний и трудовых навыков ученик получал и навыки коллективного общения и совместного труда, когда молодой человек нес ответственность не только за собственные ошибки, но и за недочеты в работе команды (класса, октябрятской «звездочки», пионерского отряда, комсомольской ячейки). Как и в современной России, в советское время существовали различные кружки и спортивные секции, но были они бесплатными. А за обучение в музыкальной или художественной школе бралась минимальная плата (обучение в классе аккордеона, например, или в ДХШ стоило чуть больше трех рублей в месяц). Была развита по всей стране сеть библиотек, а на телевидении существовали студии для производства научно-популярных и учебных фильмов и передач для детей и подростков.

Прошло 30 лет с момента распада той великой страны. Нет и той, советской, школы. В современной России решили отказаться от старого формата и старых стандартов. Детские сады, школы и университеты теперь зарабатывают деньги на недоучках и лентяях. Обучение проходит по учебникам десятков разных авторов и различных точек зрения на учебный материал. Учебников по отечественной истории, например, целых 4 линейки. А всего в Федеральном перечне по всем предметам на учебный год 2020-2021 представлено 417 учебников, из них 61 из новых линий.

Сейчас в основе обучения лежат «универсальные учебные действия – так называемые общеучебные умения и общие способы деятельности». То есть саморазвитие школьника, самостоятельное изучение материала. А двойка перестала быть препятствием для перевода в следующий класс. Исчезли некоторые полезные для развития молодого человека предметы. Исключено, например, чистописание в начальной школе, которое развивает мелкую моторику (важную и для мозговой деятельности незрелого организма), концентрацию внимания и просто усидчивость. Выбыли из расписания уроки черчения, тренирующие пространственное мышление. Нет и уроков астрономии, развивающих интерес к окружающей нас Вселенной и расширяющих кругозор. Сократилось время для физического развития. Те нормативы, которые были в советской школе, современным детям, скорее всего, не одолеть.

Власти вернули недавно советский комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), но он добровольный. А при современных нагрузках на школьников на него и времени не найти. Главным принципом современной российской школы стало желание ученика: хочет учиться – учится, не хочет – отлынивает от занятий. При господствующей системе потребления и власти денег получить аттестат нетрудно. Российская школа учит обособленности и стремлению добиться успеха не всегда моральным способом (списать с планшета, «умных» часов даже учителя не считают большим грехом). Главное – получить заветные баллы на ОГЭ и ЕГЭ и влиться в студенческую среду хотя бы за родительские деньги.

Очень многое изменилось в жизни людей, далеко ушел и технический прогресс, в том числе в области образования. Школы и вузы буквально напичканы различными гаджетами: интерактивные доски, у каждого второго ребенка, идущего в школу, обязательно в руках будет смартфон, каждый третий школьник младших классов сидит в социальных сетях. Вместо родительских собраний родительские чаты, а дневник школьника – электронный. В условиях пандемии «удаленка». Дети оторваны от учителей и товарищей, родители заняты карьерой: все уткнулись в личный гаджет. Конечно, на дворе ХХI век, и в эпоху компьютерных технологий Интернет для молодежи от года до 35 лет и выше естественная среда обитания. Но при этом различные социальные опросы выявляют повальную неграмотность и незнание элементарной информации по истории и культуре собственной страны. Дети и взрослые, студенты, например, катастрофически мало читают, им все заменяют Википедия, Гугл, Яндекс с кратким (и не всегда правильным) пересказом произведений мировой литературы, готовыми рефератами по любой теме любой науки и даже предложениями написания дипломных работ.

Современные российские власти сами отмечают и негативную ситуацию с аттестацией учеников и студентов, и низкий уровень подготовки молодежи (от школьника до выпускника магистратуры), и нехватку профессиональных кадров в области образования. Так, на 2021 год в школах трудились 1 миллион 229 тысяч 415 учителей. Это только в государственных и муниципальных учреждениях. Еще 242 тысячи 470 педагогов работали в сфере дополнительного образования. Всего же в сфере образования – от детсада до вуза – трудятся 2 миллиона 446 тысяч 639 специалистов. Данные же социологических исследований ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» свидетельствуют о росте дефицита, например, учителей-предметников – до 51% только за год: трудности с учителями математики (34%), русского языка (25%), начальных классов (24%) и т. д.

Конечно, нельзя без изменений вернуться к старым системе и порядку. Но все же стоит задуматься в первую очередь властям предержащим, от которых и зависит принятие законов, нормативов и стандартов для приведения в надлежащее состояние современного российского образования. Вудро Вильсон, 28‑й президент США, сказал однажды: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Значит, система образования должна внушать доверие, что наши дети вырастут достойными преемниками.

 

Игорь ГОВРЯКОВ, старший преподаватель факультета журналистики МГУ:

– Советское образование с самых своих основ было заточено на решение сразу нескольких задач. Советская власть прекрасно понимала, что школа – это мощнейший инструмент для воспитания нового поколения строителей государства, поэтому, разумеется, вопросам образования и просвещения отдавалось приоритетное внимание. Можно отметить несколько целей, которые Ленин и большевики выделили для скорейшей постройки принципиально новой системы советского образования.

Во-первых, это ликвидация массовой неграмотности. Ведь по самым оптимистичным подсчетам по всей стране умели читать и писать чуть более 20 процентов населения. И надо сказать, со своей задачей советская власть справилась: люди стали грамотными. Во-вторых, с помощью образования большевики планировали привлечь к управлению страной, к активному участию в общественной и политической жизни как можно более широкие массы трудящихся. Отсюда одна из ярких отличительных черт советского образования – отчетливая политическая ангажированность, уклон в пропаганду и агитацию.

Вообще построенная большевиками система советского образования была достаточно комплексной: наряду с обычными задачами дать учащемуся знания советские просветители должны воспитать его, вылепить из школьника, студента техникума или вуза сознательного гражданина, который четко встраивается в советскую государственную систему. Для этого советская школа уделяла много времени и труду, и физическому воспитанию, и дисциплине, и политической подготовке, и начальной военной подготовке, фактически становясь не просто учебным заведением, но школой жизни.

 

Елена БОГДАНОВА, учитель истории и обществознания лицея №3 г. Галича Костромской области:

– По моему мнению, во все времена были и есть учителя от Бога. Это те, кто не жалел и не жалеет времени и сил для своих учеников, которые с ними рядом всегда: в школе, в свободное от уроков время, в походах, экскурсиях, в трудовых десантах. Это люди, как правило, высокой нравственной чистоты, которые не могут себе позволить не быть такими, ведь за ними всегда наблюдает множество пристальных глаз, и даже когда рядом никого нет, они не могут позволить опустить планку требовательности к себе.

Учителя прошлого – это, как правило, очень много читающие люди, активно участвующие в общественной жизни, помимо выполнения своей непосредственной работы осуществляющие деятельность по просвещению не только родителей своих учеников, но и окружающего населения. Это образованные люди, умеющие грамотно и доступно донести знания различной направленности до ближних и дальних. Это, несомненно, люди творческие: не имея в распоряжении такого уровня техники, как сейчас, они создавали со своими воспитанниками незабываемые школьные шедевры в виде концертов художественной самодеятельности, звуковых и световых газет, театрализованных представлений. Кроме того, учителей всегда отличала манера одеваться: молодых – особый модный стиль, учителей старшего поколения – сдержанный, но в том и другом случае это деловой стиль и аккуратные прически.

Современный учитель более свободен в выборе форм и методов преподавания, у него всегда есть возможность обратиться к педагогическому сообществу через Интернет, воспользоваться интересными находками коллег, расширить свой кругозор. Это, безусловно, тоже творческая личность, ведь иначе в школе просто нельзя работать. Это человек, свободно владеющий современной техникой, поэтому он в чем-то ближе к своим воспитанникам. Он более раскован и не зажат рамками условности.

Во все времена были и есть замечательные педагоги, которые не только учат предметным знаниям, но и способствуют через общение становлению нравственности молодого поколения. И не важно, какого педагог возраста и к какому поколению относится, есть общие фундаментальные ценности вне времени и пространства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте