Когда начинают мучить сомнения в правильности выбранной профессии, передо мной возникает образ настоящего учителя. Учителя, способного Хаос превратить в Гармонию, бессмысленное существование наполнить смыслом; умеющего прикоснуться к тайнам человеческого Бытия. Учитель ничего не забывает, ничего не путает, он ведет за собой; творит, создает, поддерживает…
Идеал кажется недостижимым, но к нему все-таки нужно идти. Для движения вперед необходимо постоянно учиться самому. «Учительское ученичество» – вот моя философия.
Есть некий час – как
брошенная клажа,
Когда в себе гордыню
укротим.
Час ученичества – он в жизни
каждой
Торжественно неотвратим.
М.Цветаева
Учиться у всех: у родины, у родителей и у детей. Отвечать на ребячьи вопросы и уметь задавать их себе, хотя, по мнению Ш. Сеньобоса, «задавать себе вопросы очень полезно, но отвечать на них очень опасно». Только осознав, что с ребенком необходимо общаться как с равным, отказавшись от действий с позиции силы, только тогда можно называть себя Воспитателем и Учителем.
По словам К.Г.Митрофанова, в школу приходят потому, что что-то ищут. Так, Л.Н.Толстой, открывая Яснополянскую школу, искал смысл жизни. К.Роджерс создал свою концепцию мироощущения, чтобы совершить «тихую революцию» и изменить мир.
Зачем пришла Я? Научиться отдавать, быть с миром, радоваться миру, страдать на миру. Так как мир отражается в глазах ребенка. Самое опасное увериться в том, что все знаешь, все умеешь, все можешь. Учиться, всю жизнь сомневаться, искать ответы на вопросы: какой Я? Достоин ли Я? Достаточно ли моих знаний? Это и заставляет трудиться над собой, над собственной душой.
Родить ребенка,
Вырастить сад,
Нет счастья выше и
Трудней от века.
Но только тот, кто сам
Душой богат, даст миру
не жильца,
А человека.
В.Сапронов
Маргарита ФЕДОТОВА, учитель русского языка и литературы Шелопугинской СОШ Читинской области, учитель года Забайкалья-2005
Комментарии