Алексей НЕСМЕЛОВ, учитель истории школы №1252 с углубленным изучением испанского языка им. Сервантеса:
– Моя семья вот уже больше 100 лет честно служит российскому образованию. Как-то мы подсчитали, что в семье за это время было и есть больше двух десятков историков и педагогов. Все началось давным-давно, когда мой прадед, Александр Петрович Машкин, потомственный дворянин, не обладавший достаточными средствами и поэтому не получивший университетского образования, в середине XIX века долгие годы учительствовал в Самарской губернии, а закончил свою карьеру на посту смотрителя уездного (народного) училища в городе Кузнецке.
Мой другой прадед по материнской линии, Георгий Карлович Вебер, родился в 1876 году в Санкт-Петербурге, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, служил в царской, а затем в Красной армии и даже был избран в совет солдатских депутатов. В Санкт-Петербурге он преподавал историю в знаменитом Тенишевском училище, был наставником в классе, где среди его учеников учился знаменитый в дальнейшем советский академик, физик Д.Скобельцын. По высочайшему повелению его императорского величества Николая II в 1905 году по линии Министерства просвещения Георгий Карлович Вебер был отправлен изучать системы образования европейских государств для подготовки материалов для реформы системы образования в России. В течение четырех лет он побывал в Германии, Швейцарии и Италии, и лишь начало Первой мировой войны в 1914 году приостановило подготовку и проведение реформы. После возвращения из-за границы он переехал в Москву, где продолжил педагогическую деятельность, работал в гимназии и читал лекции на Высших женских курсах В.И.Герье (ныне Московский педагогический государственный университет). К сожалению, в советское время он был вынужден заниматься библиотечной деятельностью, разбирал архивы Московского Кремля, был заведующим отделом иностранного комплектования библиотеки Комакадемии, участвовал в создании ИНИОНа – Института научной информации общественных наук. Г.К.Вебер был арестован в 1935 году, особым совещанием при НКВД СССР 17 июля 1935 года осужден за «контрреволюционную деятельность» на три года ссылки. Отбывал наказание в Нарымском округе, в селе Каргасок, а затем вновь был арестован 29 июня 1937 года как «член контрреволюционной кадетско-монархической и эсеровской организации» и тройкой УНКВД Запсибкрая 1 августа 1937 года приговорен к высшей мере наказания – был расстрелян 27 августа 1937 года.
Его жена, Алиса Федоровна, в послереволюционное время вместе со своей дочерью (моей бабушкой) работала в Лиге спасения детей, где они организовывали приюты для беспризорных детей.
В следующем поколении педагогической деятельностью занимался мой дед – Николай Александрович Машкин, младший сын Александра Петровича Машкина. Еще учась в Бугульминском реальном училище, он вынужден был с 14 лет заниматься репетиторством, чтобы заработать на жизнь. В 1918 году поступил в Самарский университет, а в 1921 году переехал в Москву, где окончил факультет общественных наук Московского государственного университета. Поскольку в эти годы было ликвидировано преподавание истории, Николай Александрович в течение 14 лет преподавал русский язык в Университете трудящихся Востока и Коммунистическом университете им. Я.М.Свердлова, был доцентом кафедры русского языка. После возобновления постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР в 1934 году преподавания «гражданской истории» мой дед стал преподавать на историческом факультете МГУ, где с 1943 года и до своей очень ранней смерти (в 1950 году в возрасте 50 лет) был профессором и заведующим кафедрой древней истории. С 1941 года он был также заведующим кафедрой древней истории Московского института истории, философии и литературы, в 1942 году стал доктором исторических наук, а с 1948 года он также был заведующим сектором древней истории Института истории АН СССР. Николай Александрович Машкин издал большое количество работ по истории Древнего Рима, а его основным трудом стала книга «Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность», изданная в 1949 году и получившая Государственную премию СССР в 1951 году. Он написал учебник «История Древнего Рима», выдержавший несколько изданий, в том числе на иностранных языках. Множество его учеников считают, что они принадлежат к школе профессора Николая Машкина, ему посвящена статья в Большой советской энциклопедии.
Все трое его детей, Михаил Николаевич, Ирина Николаевна (моя мама) и Татьяна Николаевна, пошли по стопам отца. Михаил Николаевич и Ирина Николаевна в разные годы окончили исторический факультет МГУ.
Мой дядя, Михаил Николаевич Машкин, занимается изучением истории Германии и Франции в Новое время. Будучи доктором исторических наук, профессором, он преподавал в МГУ, в Историко-архивном институте, Московском областном педагогическом институте им. Крупской, много ездил с лекциями и выступлениями в Европу, например в Лейпцигский университет Германии.
Моя мама, Ирина Николаевна, изучает историю средневекового Китая, она переводила китайские исторические источники, работала в Институте востоковедения АН СССР. В трудные 1990-е годы, когда наука, к сожалению, не могла прокормить, она работала учителем истории в одном из частных пансионов Северного округа.
Моя тетя Татьяна Николаевна всю жизнь проработала в Институте антропологии Московского государственного университета, стала его почетным сотрудником. Ее многолетняя работа позволила ей создать учебник для студентов «Основы прикладной антропологии и биомеханики», выдержавший уже несколько изданий.
Так случилось, что и сейчас моя семья продолжает давние педагогические традиции. И я, и моя жена стали преподавателями и историками.
Окончив исторический факультет МГУ, я преподаю в школе с 1987 года. За 23 года своей педагогической деятельности участвовал во многих экспериментах, писал статьи и методические пособия для учителей («Конспекты уроков по истории Древнего мира») и учащихся («История Средних веков: Сборник дифференцированных заданий для 6-го класса основной школы»). С 1995 года одним из ведущих направлений в моей педагогической деятельности стала организация археологических экспедиций для учащихся школ города Москвы. По результатам раскопок мои ученики выступали с докладами на конференциях, писали проектные и исследовательские работы, которые занимали призовые места на окружных и городских конференциях, а также на Всероссийском конкурсе исследовательских работ им. В.И.Вернадского, первые места на окружных, городских и всероссийских олимпиадах по истории. За время работы мне присвоили почетное звание «Заслуженный учитель РФ», я стал победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также дважды был награжден Грантом Москвы.
В моей педагогической деятельности меня поддерживает и много помогает моя жена, Марина Несмелова, которая окончила исторический факультет Московского педагогического государственного университета. Защитив диссертацию кандидата педагогических наук, она продолжает работать на факультете. Одновременно она работала в школах Москвы, а сейчас преподает в педагогическом колледже №10, она автор большого количества статей, методических пособий по методике преподавания истории.
Комментарии