Наш разговор с начальником Управления дошкольного образования Минобразования РФ Татьяной Ивановной Оверчук начался с больной точки.
За десятилетие сеть дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) в целом по стране сократилась почти на 40%!
Наиболее интенсивно шел и процесс сокращения ведомственной сети детских садов. Предприятиям стало просто невыгодно их содержать.
И все же благодаря последовательной и целенаправленной работе Минобразования России совместно с органами управления образованием удалось предотвратить развал сети ДОУ и осуществить передачу значительного количества ведомственных детских садов на баланс органов образования субъектов России.
– Татьяна Ивановна, какие же проблемы возникают прежде всего с потерей ДОУ?
– Их множество! Для их решения система дошкольного образования должна научиться гибко реагировать на запросы общества. И в этом плане ситуация по России неоднозначна. Там, где в детских садах есть “пустующие” помещения (группы), принимаются меры к созданию более комфортных условий для пребывания детей. В других случаях, для того чтобы охватить как можно больше детей услугами дошкольного образования, для родителей и детей создаются консультационные пункты, открываются центры развития ребенка по самым разным направлениям дошкольной педагогики. Повсеместно организуются новые типы образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного и начального общего образования. Количество их растет из года в год. Сейчас их по России – 3961 (в 1996 году было 2610).
– Да, но именно сегодня, как никогда остро, стоит проблема “неравного старта” при поступлении в школу детей, посещающих детские сады и приходящих в школу из дома.
– По данным Госкомстата, таких детей около 48%. На эту проблему существуют разные взгляды, различные точки зрения. Одна из них – отдать “на откуп” родителям дошкольное образование своих детей, и пусть семья сама решает, что лучше – воспитывать ребенка самим, или пригласить гувернера, или посещать с малышом кружки и секции.
Другая точка зрения заключается в высокой оценке сложившейся системы общественного дошкольного образования. Ее сторонники считают, что система нашего дошкольного образования уникальна и ее необходимо всемерно поддерживать, сохранять и развивать.
Есть и третья точка зрения. Она основана на необходимости поиска новых форм дошкольного образования, которые способствовали бы более широкому охвату детей, а также смогли помочь тем семьям, для которых полная оплата стоимости содержания ребенка в ДОУ попросту сегодня недоступна.
Министерство образования совместно с органами управления образованием организовали эксперимент по развитию новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
– Что представляют собой эти новые формы?
– Традиционно система дошкольного образования предоставляет ребенку 10-12-часовое пребывание в ДОУ. Есть в детских садах и круглосуточные группы. А новые формы предполагают и кратковременное пребывание – от одного до 5-6 часов в день.
– Традиционно остро стоящий вопрос – о преемственности между дошкольным и начальным образованием.
– Эксперимент предполагает своей целью не только сохранение сети ДОУ и обеспечение наибольшего охвата детей дошкольным образованием, но и создание условий для построения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Все документы на эту тему, выходящие из министерства, подчеркивают, что полноценная подготовка ребенка к школе заключается вовсе не в переносе школьных форм обучения в среду детского сада, когда проводятся мини-уроки по типу уроков школьных и не учитывается специфика возраста дошкольника. Это порой приносит детям откровенный вред. Полноценная подготовка детей к следующей школьной ступени образования, на наш взгляд, должна быть направлена на решение широкого круга задач, связанных прежде всего с укреплением здоровья ребенка, его познавательным и личностным развитием, формированием художественно-эстетического вкуса, коммуникативных навыков.
Именно поэтому в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений оценке подвергаются социально-медико-педагогические условия, оценивается деятельность педагогов, но ни в коем случае не объем знаний.
– Перейдем к программам. Какие изменения произошли за последнее время? Существуют ли стандарты в дошкольном образовании?
– Педагоги ДОУ имеют сегодня возможность работать по разным программам, а также использовать в своей работе различные педагогические технологии. Их за последние годы появилось немало. Некоторые из программ прошли федеральную экспертизу и получили гриф Министерства образования.
– Что означает этот гриф?
– В первую очередь то, что программа соответствует “Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении”. Сегодня эти требования выполняют роль государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Свое отношение к программам по дошкольному образованию мы выразили в первом официальном издании, аннотированном каталоге-справочнике “Дошкольное образование в России” (издательство “Гном-Пресс”). В каталоге отражено многообразие учебной литературы по дошкольному образованию. Мы надеемся, что этот сборник поможет педагогу лучше ориентироваться в этом “море”.
Надо признать, что специалисты по дошкольному образованию справедливо отмечают: далеко не все программы обеспечивают целостность педагогического процесса. Поэтому в перспективе видится в первую очередь доработка и совершенствование существующих программ. В дальнейшем, вероятно, возможна организация разработки проекта примерных “гибких” программ дошкольного образования с учетом видового разнообразия ДОУ, а также индивидуальным графиком посещения детьми детских садов.
Наталья САВЕЛЬЕВА
Комментарии