search
main
0

Вечный сюжет Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Проблема стандартов напоминает известный психологический феномен: если в голове крутится мелодия, “заглушить” ее невозможно, пока громко не пропоешь навязчивую песенку. Стандарты – “старая песня о главном”. Что можно сегодня “спеть”? Это выясняла группа экспертов НФПК под руководством О.Б. Логиновой и Н.Б. Мельниковой (МИПКРО).

Вчера
Во времена Советского Союза стандарты были процессуальными, то есть регламентировался учебный процесс, а не результат. Типовой учебный план, единые программы по предметам, стабильные учебники, примерное поурочное планирование. Процессуальные стандарты позволяют легко контролировать всю систему образования, делают ее дешевой, но вместе с тем ведут к стагнации образования, к тому, что в каждой школе невозможно учитывать потребности и интересы конкретного ученика.
В декабре 1988 года на Всесоюзном съезде работников народного образования было решено представить нормативные документы, регламентирующие содержание образования, в виде “базового компонента содержания образования” и “уровня обязательных требований к образованию”. БУП действительно был запущен в жизнь, но остальное было отложено до принятия образовательных стандартов, которые были заявлены в 1992 году в Законе “Об образовании”. В 1994 году на Конкурсе концепций стандартов первое место получил вариант, разработанный коллективом института общеобразовательной школы (ныне ИОСО) РАО под руководством В.С. Леднева.
С тех пор мало что изменилось. Правда, произошло уточнение принятой концепции федеральных компонентов стандартов и ее предметное наполнение. С середины 90-х годов разрабатывается “Государственный стандарт основного общего образования” – сейчас подготовлены три варианта законопроекта. Кроме того, разработаны три относительно завершенных варианта обязательного минимума для начальной, основной и средней школы. Но до введения стандартов по-прежнему далеко. Хотя с начала 90-х годов прошлого века и до сих пор, естественно, нисколько не решены проблемы, которые вызвали появление стандартов: необходимость ликвидации перегрузки школьников, повышения качества учебного процесса на основе выделения обязательных требований и выдвижения фиксированных результатов обучения, упорядочивания понятийного аппарата и обеспечения нового качества образования.
Почти десятилетняя волокита с введением стандартов привела к тому, что свободное пространство начало заполняться. Это закономерно. Ольга Логинова убеждена: нормы должны существовать, без них свобода невозможна. “А если стандартов не будет, их место тут же займут или монопольные учебники, или требования местного сообщества, или система требований вузов”.

Сегодня
Впрочем, нет худа без добра. Споры, предложения, обсуждения проектов выявили основные критические точки или варианты решения основных проблем, связанных с созданием стандартов. Виктор ФИРСОВ считает: “Каждое решение обладает своими плюсами и минусами. Мы должны, исходя из интересов нашей образовательной системы, из ее реалий, выбирать соответствующие решения. Например, понимание стандарта как способа нормативного задания целей образования и понимание стандарта как способа задания условий или тех рамок, в которых должен проходить образовательный процесс. Если стандарт задает цель образования, почему мы ограничиваемся только ЗУНами? А где воспитание, любовь к Родине? Я прихожу в ужас при мысли, что завтра у нас появится стандарт по любви к Родине”.
От того, какой подход будет принят – целевой или рамочный, зависит многое. Например, судьба БУПа. Если стандарт – это цель, тогда в плане надо показать, сколько времени отводится на каждый предмет в каждом классе. Получается советский вариант, а его достоинства и недостатки уже были изложены выше. Если за основу берется рамочный принцип, принцип ограничений, тогда просто задается: какие предметы обязательно должны быть в учебном плане. Например, нельзя не научить школьника в младшем звене писать, читать и считать. То есть тот минимум, от которого любая школа и любой ученик смогут “плясать”. Противники этого подхода или сомневающиеся говорят: “Сложно отобрать то, без чего человек может обойтись. Культурный уровень и так крайне низок. А если ориентироваться только на практические потребности, неизвестно до чего мы дойдем. Минимизация требований может привести к минимизации образования”. Но ведь рамочные ограничения предполагают полную свободу ученика достигать более высоких результатов. Свободу получает и школа – учителя вольны преподавать те предметы и в том объеме, который требуется данным конкретным ученикам.
Другие “критические точки” перечислены авторским коллективом в печатных материалах, выпущенных по итогам проекта:
– стандарты процессуальные или стандарты конечных результатов,
– мера ответственности школы, учителя: только за уровень преподавания или и за уровень освоения образовательной программы ребенком,
– сбалансированность функций стандартов или выбор одной из приоритетных функций,
– открытость, прозрачность стандартов и процедур их разработки и использования или позиция “стандарты для посвященных”,
– характер и степень участия школ в разработке и внедрении стандартов: через добровольное присоединение и “выращивание” стандартов в практике работы или через насильственное администрирование и формальное обсуждение проектов.
Главный вывод, который делают эксперты, проанализировав опыт разработки стандартов, – их необходимо внедрять немедленно. Идеальных стандартов все равно не будет. А чем дольше авторы думают над вариантами, тем быстрее они устаревают. Если же проект внести в школу и начать апробацию, причем обсуждение достоинств и недостатков ГОСов должно быть публичным, а школы будут участвовать в этом эксперименте добровольно (положительный опыт уже есть), тогда возможно “вырастить” реальные стандарты.

Завтра
Итак, первый этап проекта НФПК завершен. Дело за внедрением, отработкой стандартов с учетом полученных результатов. Это будущее. Возможно, не такое уж далекое. Два года назад как реакция на “патовую” ситуацию со стандартами, по словам министра образования Владимира ФИЛИППОВА, возникла идея эксперимента по отработке новой структуры и содержания общего образования. 10 января сего года вопрос о проведении эксперимента был вынесен на совместную коллегию Минобразования и РАО. “В ближайшее время, – объявил министр, – в январе-феврале нам предстоит принять целую серию решений по организации этого эксперимента”.
О том, как готовился эксперимент, наши читатели знают – “УГ” писала о решениях Всероссийского совещания работников образования, о создании Федерального координационного совета и разработке концепций содержания образовательных областей, о конкурсе на Базисный учебный план, а также о том, как эксперимент был законодательно закреплен федеральной программой развития образования.
А вот о цели эксперимента стоит сказать особо. На коллегии ее сформулировал первый зам. министра образования Александр КИСЕЛЕВ: “Главной целью эксперимента является создание необходимых условий для выхода российской школы на новое качество общего образования. Модернизации образования должна предшествовать широкомасштабная экспериментальная проверка планируемых нововведений. Мы не можем внедрять непроверенные научные идеи без учета состояния массовой школы. Сегодня мы не можем пойти на отказ от классно-урочной системы, от предметного обучения. Мы должны предлагать такие меры, которые будут поняты и приняты широкой педагогической общественностью, школьниками, родителями, учителями.
Что нас не устраивает в содержании образования в сегодняшней школе? Поговорите с учителями любого предмета, и они вам скажут: чтобы выполнить программу, фактически на каждом уроке надо вводить новые понятия, объяснять новые факты, доказывать новые теоремы, запоминать новые правила. Детям некогда обдумывать новый материал, практически его усвоить, чувствовать и переживать, решать интересные творческие задачи. Школа превратилась в конвейер знаний, который движется неприемлемой для большинства учащихся скоростью”.
Ближайшие этапы эксперимента таковы. В апреле планируется подготовить обязательные минимумы содержания общего образования, требования к уровню подготовки выпускников, примерные программы по начальному, основному и полному общему образованию. По большинству предметов основного общего образования Министерство планирует подготовить учебники уже в ближайшие два года, в том числе на основе конкурса.
И напоследок приятная новость для будущих участников эксперимента. Министерство образования разрабатывает систему поощрения для учителей, которые примут в нем участие, скорее всего это будет внеочередное повышение квалификационной категории, а для школ – освобождение от текущей аттестации.

Дарья БОГОМАЗОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте