Школа # 656 имени А.С.Макаренко, Москва
Москва – город стрессов. Завывающая по ночам противоугонная сигнализация, толкотня в метро, смог, аварии, взрывы, скачущие цены. С другой стороны, столица есть столица: здесь больше возможностей найти применение силам, способностям, таланту. Москва – город, где жизнь “бьет ключом”… И тут сразу же вспоминается народное присловье, придуманное к этой поговорке: “Бьет ключом, да все по темечку”. В этом номере мы рассказываем о проекте школы социального успеха, присланном на прошлогодний конкурс. Вот второй, похожий проект. Тоже из Москвы. Цель школы будущего – подготовить ребенка к сегодняшней трудной жизни. Есть некая закономерность в том, что именно москвичи, заглядывая в будущее, стремятся научить ребенка выживать, словно наше общество всегда будет таким жестоким, как сегодня.
Проект учителей московской школы ? 656 носит длинное название: “Модель многопрофильной социально-адаптивной школы, представляющей оптимальные возможности для развития каждого ребенка на основе личностно-ориентированной концепции образования”. Образование должно учитывать проблемы, которые предстоит людям решать в повседневной жизни, работе, те новые условия, в которых окажутся будущие поколения. Да и сейчас – разве мало проблем? “С каждым годом нарастает противоречие человека с природой, с другими людьми, с самим собой”. Причины, как считают учителя, – “в недостаточном уровне гуманитарного и гуманистического воспитания как отдельного человека, так и общества. Образование должно быть нацелено на формирование убеждений и ценностных установок. Человек должен научиться понимать интересы и убеждения других людей”. Это вечные задачи. Любить ближнего своего мы учимся уже 2000 лет.
Не только школа делает человека. В конце концов он становится таким, каким сам хочет быть. А что войны на земле идут и загрязняется природа – тут образование и уровень культуры лишь отчасти виноваты. И не в них причина. Отыскать ее пытались и пытаются многие. По поводу того, почему человек сам с собой общего языка не найдет, много создано теорий: и атеизм винят, и дурную наследственность… Но образование, учеба, если они поставлены творчески, грамотно, дают человеку все необходимое, чтобы он самостоятельно сформировался как личность. И правы учителя 656-й школы, когда говорят о том, что каждому ребенку нужно создать самые благоприятные условия для его индивидуального развития. Учитель – человек, организующий самостоятельную работу детей. Развитие учеников 656-й отслеживает школьная психологическая служба, содержание образования зависит от этих данных. Учитываются особенности всех детей: и талантливых, и средних, и слабых.
Комментарии