Все чаще говорят, что старая гуманистическая культура уходит безвозвратно, и наступает век прагматиков, компьютеров, роботов, клонированных гениев. Но почему же так популярны не только интеллектуальные игры, но и пошловатое “Поле чудес”, и заимствованный “О, счастливчик”, и родной бессмертный КВН, и еще более бессмертная, несмотря на все гонения, игра в подкидного дурачка? А наркотическая страсть современников к компьютерным играм и виртуальным приключениям? Разве это не доказательство фундаментальности закона, сформулированного поэтами разных эпох, – “Весь мир игра, все люди в нем – актеры”?
К сожалению, умирают кумиры детства – гении игры.Одним из самых ярких среди них был постановщик феерически-романтических массовых игр, одаренный учитель, режиссер, поэт, музыкант, философ, журналист, теоретик и воодушевитель игровой педагогики Сталь Анатольевич Шмаков, которого в городе его молодости Новосибирске по-прежнему называют Сталь Нержавеющий. В этом году ему бы исполнилось 70 лет. Этой прекрасной дате сибиряки и посвятили первые Шмаковские чтения, которые надеются сделать Всероссийскими и традиционными. НИПКиПРО организовал специальный выпуск журнала “Сибирский учитель”, посвященный своему выдающемуся земляку – “известному российскому ученому, основоположнику сибирской школы игровой педагогики”, выставку работ Сталя Анатольевича и его многочисленных учеников, научно-практическую конференцию “Игра. Творчество. Досуг”, где работа секций была организована по-шмаковски изобретательно и остроумно. Причем интересны были не только доклады учеников Шмакова – теперешних профессоров, но и “внучатого поколения” педагогов, использующих шмаковские методики и игры в освоении Интернета. Идеи Шмакова живительно питают все древо педагогики, его принцип организации детской жизни “Деятельность. Общение. Игра” наконец-то перестал быть крамольным даже для ортодоксальных приверженцев Коменского. Другое дело, что далеко не все педагоги понимают и любят игру, сами не умеют играть и не пускают игру в школу, в класс. Но среди многих сотен собравшихся на день рождения Сталя Нержавеющего таких бесталанных не было…
Как же многогранна, лучиста была личность этого человека, если и сегодня он живет в каждом своем ученике! Все так же звучен и доброжелателен голос его студентки и друга Людмилы Егоровой, продолжающей в свои “далеко за 60” работать в школе, мягким юмором Сталя окрашена речь его студента, теперешнего ректора НИПКиПРО профессора Василия Синенко, заслуженного учителя России, чутким вниманием к собеседнику и готовностью поддержать обращает на себя внимание его ученица, профессор Нелли Аникеева, создавшая собственную игровую педагогику. Душою праздника стала воспитанница педкласса, созданного Шмаковым впервые в России в 10-й новосибирской школе (а класс программистов – тоже первый – создал в тот “оттепельный год” будущий академик Андрей Ершов), первая вожатая начальных классов, а теперь известная в России методист, доцент, автор нескольких пособий для воспитателей и классных руководителей Марина Коган.
…Молоденький выпускник Новосибирского пединститута работал в глухой заболоченной тайге в селе Северном, куда ссылали “врагов народа”, и – самое страшное – детей, чьи родители приговаривались к расстрелу по зловещей “политической статье”.
Позже, в Липецке, изгнанный все той же системой из Новосибирска, будучи уже профессором, Сталь Анатольевич вспомнит пережитое: “В каждой партии были дети без родителей. Мальчики и девочки из разоренных человеческих гнезд. Ссыльные дети с изувеченной судьбой. В лагерях и тюрьмах, в специальных детских домах таких все же одевала, обувала, пусть в отрепья, их кормила и поила, не уточняю чем, могущественная система ГУЛАГа. В ссылке же они были предоставлены самим себе”.
“Ссыльные дети не потерялись в жизни. Все они выучились. Есть даже доктора наук, доценты, кандидаты. Есть просто хорошие люди. Они состоялись”, – скажет Сталь, побывав на встрече со своими первыми учениками в Санкт-Петербурге. А в Новосибирске, где друзья впервые собрались без него, стало очевидно, что состоялись – так же ярко и талантливо, предельно отдав себя детям, науке, миру, другим людям, близким и дальним, все, кто ощутил мощное притяжение нравственного и духовного поля Нержавеющего Сталя.
…Говорят, он особенно любил апрель – и именно в апреле минувшего года его не стало. Не стало Сталя – какая несуразица! Я горюю особенно: он так нужен моим внучатам, погруженным в компьютерные игры, в которых сплошь стрельба, погоня и насилие. Сталь сумел бы организовать противостояние такому одичанию. Вспоминаю “Письма не о любви” Шкловского: “Нужно личное овладение тайной машин, нужен новый романтизм, чтобы они не выбрасывали людей на поворотах из жизни”. Мне же думается – сейчас особенно нужен новый Шмаков. Или – чтобы мы не расставались со Сталем Анатольевичем ни в классе, ни в семье, ни в лагере или путешествии. Он оставил нам прекрасное наследство, надо лишь умно и добро им распоряжаться.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии