В Карелии публичное выступление педагога Ларисы Левиной взорвало учительский сегмент популярной социальной сети «ВКонтакте». В лаконичном посте педагог задала многие из тех вопросов, которые реально волнуют учителей. Теперь письмо «на деревню дедушке» можно оставить и на собственной страничке. Его обязательно найдут представители министерств и ведомств и ответят. Но давайте с начала. Учительница обращается напрямую к министру образования и спорта Карелии Роману Геннадьевичу Голубеву.
Зарплата учителя – как у технички
«Роман Геннадьевич, здравствуйте. Пишет вам Лариса Руслановна Левина. Очень беспокоит нехватка педагогических кадров в Карелии. Мы, выпускники 80‑х, уже в пенсионном возрасте, понятно, что вечно работать нам не дано. Почему в настоящее время, кроме нас, некому работать? Что предприняли Министерство образования Карелии и Правительство Карелии для обеспечения школ кадрами?
Директора школ уже десятилетия подают в ваше ведомство информацию о наличии вакансий, например, учителей физики, математики. И как результат сбора данной информации – в Карелии периодически отменяют набор физиков в ПетрГУ. Сегодня мы имеем отсутствие учителей физики. Чего и следовало ожидать. Молодые специалисты разбегаются в соседние регионы, в школе не задерживаются, а кто остался, работают на износ.
Почему в Ленинградской, Мурманской областях нет такой острой проблемы? Потому что несравнимы условия, в которых работают карельские учителя и их коллеги у наших соседей. Зарплата учителя в Карелии сравнима с зарплатами техперсонала, есть доплата до МРОТ, а если зарплата 40-50 тысяч рублей, то это нагрузка 32 часа и классное руководство. Это унизительно по отношению к учителю, безответственно по отношению к ученикам и вредительство по отношению к своей стране. Молодых учителей, родителей, молодых специалистов, выпускников школ, учителей, учителей-пенсионеров интересуют перспективы развития педагогических кадров в Карелии.
Прошу предоставить информацию о мерах по поддержке педагогов, о повышении их зарплат, о мероприятиях по профориентации на профессию учителя, о поддержке молодых специалистов в нашем регионе. Со своей стороны предлагаю помощь в организации общественной поддержки, открытого обсуждения проблем и перспектив кадровой политики Республики Карелия.
О четырех процентах от оклада за работу с трудными детьми информатикам, технологам и химикам говорить не стоит, мы уже посчитали – это примерно 720 рублей. Хотелось бы услышать более значимые цифры. Спасибо за внимание. Копию отправляю главе республики Артуру Парфенчикову. Всего доброго».
Меры принимаются, а где результаты?
Далее педагог получает ответ из Минобразования и спорта Карелии: «В целях решения проблемы кадрового дефицита принимаются меры, направленные на привлечение молодых и опытных педагогов на работу в школу: целевое обучение по педагогическим специальностям, развитие сети психолого-педагогических классов, реализация программы «Земский учитель», единовременные выплаты и льготы для педагогов, работающих в сельской местности, и др.».
Педагог возражает: «И где результаты принятых мер? Почему так и не решена проблема кадров? По Петрозаводску только 22 вакансии математиков и физиков. Где учителя? Ваши меры не имеют результата. Данный вами ответ демонстрирует уровень погружения в проблему. Зададим вопрос более конкретно: кто закроет 22 вакансии математиков и физиков к 1 сентября?»
Проблема одна для всех
После такого острого ответа паблик порекомендовал педагогу обратиться в Управление образования Петрозаводска, мотивируя это тем, что нужно учитывать «распределение компетенций между исполнительным органом и органами местного самоуправления». Если перевести с чиновничьего на русский, это означает только одно: проблема с педагогическими кадрами в Петрозаводском городском округе – это проблема округа. Минобразования и спорта республики работает с районами Карелии, и, вероятно, так ведомство дает понять, что в районах, где реализуется программа «Земский учитель», этой проблемы нет.
На самом деле и в Петрозаводске, и в районах республики проблема катастрофической нехватки педагогических кадров существует не одно десятилетие. И перекидывать проблему с одного ведомства на другое – это играть с данными, но не решать вопрос с кадрами.
Ниже плинтуса?
Стоит ли сомневаться, что к обсуждению горячей темы присоединились учителя… «Труд учителя опустили ниже плинтуса. Если работать на ставку, то зарплаты на жизнь вообще не хватит. Объявили Год педагога и наставника, и что? Объявляют, что средняя зарплата по Карелии 70 тысяч, а у нас она в два раза меньше», – комментирует ситуацию педагог.
«Поддерживаю целиком и полностью и хочу добавить, что из года в год с нас, математиков, требуют повышения качества успеваемости детей, а также высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ. А где их взять, если в нашей петрозаводской школе вместо шести работают три математика, из них два пенсионера. Пятые и шестые классы брать некому, ведут математику учителя начальных классов, затем дети приходят к нам, понятно, с какими они знаниями. Нагрузка по 30 часов плюс классное руководство, консультации и прочее. Напомню, школа городская, свыше 1000 учащихся!» – пишет еще один учитель.
Более десятка поддерживающих смайликов, картинок и ссылок прислали Ларисе Левиной все те, кто отважился выразить ей поддержку публично. Всего же пост прочли и посмотрели почти пять тысяч человек.
Экономия на учителях в действии
В одном из комментариев Лариса Левина раскрыла еще один секрет низких зарплат. «Мало кто из учителей знает, что на больших нагрузках учителей экономится зарплата. Если учитель работает на одну ставку, в фонд оплаты труда (ФОТ) поступает средняя по региону зарплата, например 40000 рублей. Если педагог работает на 1,5 ставки, в ФОТ поступает все равно 40000. То есть на 0,5 ставки деньги не поступят. Если эти 1,5 ставки ведут два учителя – ставка и полставки, в ФОТ поступит 80000 рублей, так как это разные люди. Поэтому, чем меньше нагрузка в среднем по школе, тем больше ФОТ, а пока на оплату этих дополнительных 0,5 ставки берут с тех, кто на ставку работает, а по большому счету эти 0,5 ставки школа отрабатывает бесплатно. Вот и все, только этого не объясняют ни директорам, ни учителям», – поясняет педагог кухню учительских зарплат.
Несколько месяцев назад министр просвещения Сергей Кравцов пообещал сделать зарплату учителей прозрачной и понятной для них. Интересно, этот способ экономии на специалистах будет также работать при новой системе оплаты труда или же учителям начнут платить за работу хотя бы по совести?
Катастрофически не хватает…
Справедливости ради стоит отметить, что это не первая публичная констатация проблемы с педагогическими кадрами в Петрозаводске и республике. Так, экс-директор лицея №13 Галина Васильева, ныне депутат Петросовета, отметила, что в середине мая Управление образования администрации Петрозаводского городского округа разместило свежую информацию о вакансиях. Из 39 школ города только в семи школах нет необходимости искать преподавателей, из 67 дошкольных учреждений нехватку воспитателей не испытывают в 30 детских садах.
При этом депутат подчеркнула, что в городе катастрофически не хватает педагогов. Об этом говорит наличие 103 ставок в 32 школах и 59 ставок в 37 детских садах столицы Карелии.
«Особенно востребованы учителя математики (21), русского языка и литературы (13), английского языка (11), начальных классов (7), физики (6), информатики (5), истории и обществознания (5), химии (4) и др. В детских садах могут предоставить работу 34 воспитателям, 14 музыкальным работникам, 5 инструкторам по физической культуре и др. Также в образовательных учреждениях недостаточно педагогов-психологов – 8 и 4 соответственно»,- констатировала Галина Васильева.
Опять надежда на пенсионеров?
Вероятнее всего, дефицит кадров к началу года чуть снизится. Так происходит из года в год, и на всех августовских встречах чиновники владеют уже более оптимистичными цифрами нехватки учителей. Говорят, что это работа школьных управленцев: кто-то из педагогов, входя в ситуацию администрации школы, берет полторы и две ставки, соглашается на совместительство и классное руководство.
Есть и еще один секрет: педагоги тоже кое-чему научились у государства. Так, например, для повышения пенсии после учебного года учитель увольняется, а к 1 сентября возвращается в образовательную организацию. «Думайте обо мне что хотите, но прибавка в семь тысяч рублей к пенсии для меня большие деньги. Да, в мае уволилась, а к сентябрю снова вернусь к ученикам», – поделилась с «Учительской газетой» рецептом повышения зарплаты работающего пенсионера учительница из Петрозаводска.
Конечно, подобное легальное повышение зарплаты, от которого не в восторге директора школ, заявляющие о вакансиях, все-таки помогает учителям справляться с финансовыми трудностями. Между тем недостаточные зарплаты приводят к тому, что идти работать в школу никто не торопится.
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск
Комментарии