В 1805 г. Песталоцци после тщательного анализа своего предшествующего опыта разрабатывает принципиально новую концепцию помощи детям из бедных семей: “Цель и план воспитательного учреждения для бедных”. Здесь он впервые разъяснил, в чем он заблуждался и что помешало ему добиться успеха на всех предыдущих этапах его педагогической работы. Совершенно не имеет значения, бедны дети или богаты. Надо просто знать, КАКИЕ ЗНАНИЯ следует предлагать тому или иному ребенку, кому из них посильны ЗНАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИЕ, а кому ПРАКТИЧЕСКИЕ, при том, что оба вида этих знаний в РАВНОЙ МЕРЕ нужны и уважаемы.
Аксиома 12
Благополучие человечества основывается главным образом на совершенствовании, завершении того, что является общераспространенным и привычным. Кроме того, природа подготавливает тысячи вспомогательных средств для достижения этого обычного против одного, рассчитанного на достижение редкого. Но люди так редко придерживаются высокого, священного пути, указываемого природой! Там, где полная жизни природа с тысячекратной силой непрерывно взывает ко всем нашим органам чувств, наше внимание по привычке проходит мимо, как будто ее и не существует. Там же, где, напротив, природа в виде редкого и преходящего явления лишь мелькнет с намерением сейчас же скрыться с наших глаз, там мы ее ловим и стараемся заковать, как будто только исключения из ее деятельности, а не привычные действия предлагаются нам в качестве нормы для подражания. А между тем совершенно очевидно обратное.
Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями И НЕ МОГУТ СТАТЬ ИМИ, большие, важные и нужные для всего человечества технические задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий. Самое существо нашего метода обусловливает признание им этой великой деятельности природы в качестве нормы и правила. (Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в трех томах. – Т.3. – М., 1965 – С. 201-202).
Аксиома 13
В особенности это касается учения о соотношениях мер, основное назначение которого заключается в том, чтобы путем упражнения развивать общераспространенные и общенеобходимые технические способности людей. Задача этого учения состоит также и в том, чтобы придать линейному рисунку, этому фундаменту всех обычных технических умений, такие диапазон, самостоятельность, законченность и свободу, которые настолько приблизили бы работу художника и ремесленника к творениям великих гениев, насколько вообще возможно путем трудолюбия и хорошего руководства приблизить результаты труда людей с меньшими природными задатками к гениальным произведениям.
Необходимо заботиться о воспитании людей; если делать это правильно и энергично, то воспитание исключительных людей пойдет само собой. Однако далеко не столь же истинно обратное положение. Если мы будем проявлять лишь особую заботу о воспитании людей выдающихся – тех, кому следует быть ими, и тех, кто желает ими быть, то воспитание человечества вообще отнюдь не пойдет от этого само собой. Сами собой получаются при такой постановке дела обычно иные, очень плохие результаты, а именно люди, обладающие лишь умом в его половинной или даже четвертной долях. Таким людям в данном случае ничего не стоит казаться выдающимися; своим существованием и блеском, лишенным какой бы то ни было высокой идеи, они настолько подрывают доверие к этому пути специального образования для людей исключительных, что подлинный гений уже не захочет им идти.
Для подлинного прогресса культуры человечества необходимо поставить преграды самодовольным притязаниям этих половинных и четвертных умов, чтобы развить сознание собственной силы у людей, обладающих действительно высокими дарованиями. И метод делает это; он всюду, где правильно проводится в жизнь, решительно противостоит эгоистическому блеску всякой лжекультуры, так как не только теоретически излагает основы подлинной культуры, но и практически проводит их в жизнь. (Там же. С. 202-203).
Материал предоставлен В.В. Кумариным
Читайте продолжение в следующем номере “Ста друзей”
Комментарии