Аксиома 22
Картина лучшего воспитания стоит перед моими глазами в образе дерева, посаженного на берегу ручья. Посмотри, что это? Откуда оно берется? Откуда оно берется с его корнями, его стволом, его ветками и сучьями, его плодами? Посмотри, ты кладешь в землю маленькое зернышко. В нем заключен дух дерева. В нем заключена сущность дерева. Оно – семя дерева…
Зерно – это дух дерева, который творит сам себя и через самого себя свою оболочку. Посмотри на это зерно, когда оно прорастает в матери-земле. Прежде чем ты его увидишь, прежде чем оно пробьется из земли, оно пустило в нее корни. И так же, как развивается внутренняя сущность зерна, исчезает его внешняя оболочка. Зернышко загнивает после прорастания. Оно исчезает, как только разовьется. Его внутренняя созидающая жизнь перешла в корни. Зернышко стало корнями. Его сила превратилась в силу корней. Посмотри на них, на корни дерева. Все дерево до последних веточек, на которых висят плоды, произросло из корней. Все они по своей сути не что иное, как непрерывное продолжение тех составных частей, которые уже имелись в его корнях. Сердцевина, древесина, луб, кора в самых последних веточках дерева – это та же древесина, та же сердцевина, тот же луб и та же кора, которые были уже в корнях. Они повторяются в их неизменной сущности и неизменном постоянстве формы и волокон, в совершенном и непрерывном единстве вплоть до ствола, до самой последней ветки в качестве той же сердцевины, той же древесины, того же луба, той же коры. Посмотри, все эти основные части дерева, не смешиваясь, существенно отличаясь одна от другой, самостоятельно развиваясь по собственным законам их существа, до самых последних веточек объединяются органическим духом дерева в то единство, которое выражает назначение дерева, оболочку святого зерна, из которого развился сам плод.
Я вижу, что человек развивается так же, как и дерево. Незримо заключены в ребенке уже до его рождения зародыши тех задатков, которые разовьются в нем в течение жизни.
Аксиома 23
Человек, спроси себя сам, что в тебе общего с деревом и чем ты отличаешься от него.
Как и основные элементы дерева, все твои силы самостоятельны в их органическом бытии. Но так же, как различные основные части дерева объединяются органическим духом, живущим в его корнях, для достижения конечной цели, то есть для получения плодов, так объединяются и твои силы – пусть каждая из них самостоятельна, независима и управляется по своим законам – внутренним общим духом человеческого организма для достижения общей для них цели – твоей человечности…
Человек, взгляни на себя и подумай, какими путями придешь ты к согласию с самим собой и в чем вступишь в разлад с собой и со всем человеческим родом. Посмотри, какими путями ты можешь стать другом веры, любви, истины и справедливости, другом Бога и людей.
По развитию своих задатков и сил человек является плодом вечных божественных законов, лежащих в нем самом.
По своему образованию он является плодом того влияния, которое оказывают случайные обстоятельства и условия на свободу и естественность развития его сил…
Случайным и ненадежным является само по себе влияние его воспитания. Образование и воспитание человека следует рассматривать как содействие внутреннему стремлению к развитию человеческих сил. Влияние образования можно привести в соответствие с вечными законами развития человеческих сил. Воспитание должно быть приведено с ними в соответствие. Но воспитание и образование могут также вступать в противоречие с вечными законами. Человек действительно получает образование и воспитание лишь тогда, когда влияние образования и воспитания находится в соответствии с вечными законами человеческого развития; противоречия между средствами образования и воспитания и этими вечными законами приводят к ложному образованию и ложному воспитанию человека, подобно тому, как внешнее насильственное вмешательство калечит растение, нарушает его нормальный органический рост.
Материал предоставлен В.КУМАРИНЫМ
Продолжение следует
Комментарии