Под таким интригующим названием в столичном Новом Манеже открылась выставка, на которой экспонируются избранные произведения русских художников, воспевающие женскую красоту. Куртизанка и доярка, застенчивая купчиха и жизнерадостная пловчиха, молодуха-крестьянка и светская львица советского бомонда, кассирша из провинции и белозубая героиня труда – в этих образах воплотилось не только многообразие русских красавиц, но и явственно чувствуется дыхание времени.
Ровно 100 живописных полотен из частных собраний московских коллекционеров представляют различные направления и стили, бытовавшие в нашем искусстве в течение 100 лет (с 80-х годов XIX века по 80-е XX) от эпохи Александра III до брежневских времен. Охвачен широкий спектр трактовок женского образа: от салонного академизма (В.Громме, В.Тихонов, А.Харламов) до авангарда (А.Богомазов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Д.Штеренберг), от известных лишь специалистам картин О.Мечниковой, Е.Рояка, М.Казанской до хрестоматийных персонажей Коровина, Петрова-Водкина, Фалька, Кончаловского.
Самая ранняя из представленных работ «Девушка со сломанным цветком» датируется 5 марта 1878 года. Большинство представленных авторов умудрились профессиональные задачи поставить выше обывательских соображений. Почти никто из них не льстит своим музам. Так, Федор Антонов («Девушка в красном шарфе»), Константин Рудаков («Портрет жены»), Николай Тарханов («Портрет жены художника») красивость приносят в жертву выразительности. А как упоительно воспета женщина советской эпохи Максом Бирштейном («Доярка. Герой Социалистического Труда Анфиса Лисина», 1950), Сергеем Лупповым («Пловчиха», 1940-е), Игорем Родоманом («Розита в зеленом бархате», 1952). Очевидно, масштабы происходивших в стране преобразований так увлекли художников, что они вполне искренне включились в процесс создания советской мифологии. Правда, на этом фоне выбивается брутальная бой-баба с красным знаменем в руках с картины Бориса Попова «Трудовая победа» (1950). При всей мощной энергетике в лице чувствуется усталость и разочарование несчастной женщины.
В экспозиции есть и работы художников-эмигрантов, как, например, «Испанка» (1916) легендарной Натальи Гончаровой или «Обнаженная на синем фоне» (1927) Зинаиды Серебряковой. Поклонники модного портретиста Александра Шилова порадуются, что картина их кумира «Балерина Людмила Семеняка» (1980) не только представлена на выставке, но и является своеобразным завершением временной ретроспективы. На открытии «Вечной загадки» ее организатор, известный коллекционер Юрий Носов, отметил «важность частного коллекционирования для полнокровной жизни нашей культуры», а первый заместитель столичного мэра Людмила Швецова поблагодарила владельцев картин за то, что они на время «поделились с москвичами своими сокровищами».
Комментарии